Справимся без Прометея? В России объявили Год культуры | «Время культуры»

Справимся без Прометея? В России объявили Год культуры

0

Первый зампред Совета Федерации Александр Торшин заявил следующее: «Задача Года культуры – переломить отношение к культуре, сделать ее приоритетом государственной политики».

Illyustratsia_kultura

Если попробовать перевести это на примитивно-экономический язык, то задача не в том, чтобы создать и реализовать продукт; нужно, чтобы потребитель заинтересовался уже имеющимся продуктом и захотел его приобрести.

В связи с этим вспоминаются два замечательных монолога Жванецкого. В одном из них («Вы еще не слышали наш ансамбль») – речь идет о некоем музыкальном коллективе. «К саксофонисту не подходи: он сейчас лечится от запоя. В трезвом виде тоже способный парень, но, к сожалению, не в музыке…» Или вот: «Ударник вам не понравится, я уверен. Он уже давно никому не нравится, но ему два месяца до пенсии. Пусть человек доиграет. Мы же не звери…» Есть там и многодетная мать, играющая на контрабасе, которую, естественно, надо жалеть, и другие персонажи, нуждающиеся во внимании. Короче говоря, все там люди хорошие – но музыку ансамбль играть не умеет.

И другой монолог – «Когда нужны герои»: «Всегда найдется он. Он вытащит. Он влезет. Он спасет. Хорошо, если заметят». Про обычных прохожих, которые в нашей стране уже на генном уровне научились в одночасье превращаться в героев, чтоб затыкать прорванные водопроводные трубы и вытаскивать утопающих.

Эти вот две болевые точки – добродушно-лицемерное отношение ко всем, кто борозду вроде и не портит, но глубоко тоже не пашет, и вера в непременного спасителя, кем бы он ни был, – могут сыграть злую шутку со всей масштабностью и величественностью Года культуры. А Колоссу, как сами понимаете, меньше всего на свете нужны глиняные ноги. Самый популярный в России способ добиваться успеха государственного размаха – найти и посадить на соответствующую должность человека, повесить на него регалий и полномочий, а потом истово ждать, что уж он наведет наконец-то в ансамбле порядок. Но при этом он не должен сильно стараться повлиять на состав исполнителей, «мы же не звери».

Задним умом мы понимаем, что умные дяди и тети там, наверху, – они, в общем-то, не из воздуха соткались, и институты соответствующие заканчивали, а кто-то даже не один. И даже если поразить нас отменными результатами не сумеют, то хотя бы будет видно, что они стараются что-то и как-то изменить в лучшую сторону. Во всяком случае, мы в это сознательно и подсознательно хотим верить.

Поэтому оживленные обсуждения содержания предстоящего Года культуры уже начались, но не в прессе – здесь пока по-прежнему царит прохладно-равнодушный тон и сухие перечисления мероприятий, дат и фамилий. Нет, дискуссии ведутся в блогосфере и в кабинетах профильных департаментов, где к тому же считают и деньги, и сроки. Кстати, про деньги – что про них можно сказать? Пожалуй, что их на культуру выделено больше, чем раньше, но они не совсем равномерно распределены между краями, городами, субъектами… Но кто может предельно четко оценить, сколько нужно денег для того или иного проекта вообще? И кто способен с уверенностью сказать, какие суммы потребуются конкретно Воронежу? Тут ведь множество факторов – и бюджеты, и экономический потенциал регионов, и способности к реализации субсидий. Короче, анализировать положение дел в этой плоскости – удел специалистов и тех чиновников, которые за программы развития отвечают. Нам логичнее изучать местное меню и его общий концепт.

Но и тут все не так просто – даже если это привычные выставки в краеведческом музее, акценты на издании социально значимой и просветительской литературы или интерактивные прожекты «Никитинки». А ведь есть еще строительство нового Камерного театра, и продолжение реставрации и развития комплекса Ольденбургских, и (даже) «усовершенствование системы оплаты труда и поощрения работников отрасли». Все уже расписано и рассчитано на весь год вперед. Отдельно поминать каждый кирпичик в этой конструкции смысла нет – можно найти информацию в интернете или обратиться к официальным источникам напрямую. Важно то, что в этот «список» внесено практически все, что уже так или иначе ранее озвучивалось или слезно выпрашивалось – и без объявления Года культуры. А потому практически невозможно сделать вывод относительно качественно нового уровня, скачка, равновеликого тому, что заявлено в идеологической части программы. Хотя количество мероприятий, безусловно, впечатляет.

Но вернемся к озвученному в самом начале тезису. Материальная база и кадры, конечно же, определяют многое. Но должны они в первую очередь влиять не только на достойное функционирование системы, но и создание привлекательного для горожан образа культурных проектов и учреждений – ведь не секрет, что сегодня судьбы книг и фильмов давно уже зависят от удачных аннотаций и эффектных трейлеров. Вот приедут, допустим, скоро к нам известные на весь мир режиссеры и хореографы, но сам факт их нахождения в нашем городе не будет значить ровным счетом ничего, если зритель не соизволит сходить, посмотреть и пошевелить мозгами, а культурный менеджмент – упустит возможность небесполезный опыт получить. И проведения такого рода мероприятий, и международного взаимодействия.

Может быть, в нынешнем году удастся ускорить разработку законов «О меценатской деятельности» или «О нематериальном культурном наследии народов России». Но какой в этом прок, если меценатами будут по-прежнему готовы становиться единицы, а празднично-обрядовую культуру предков просто окажется банально некому уже передавать?

Современный горожанин вовсе не обязан с патриотичной триколорной пеной у рта хвалить инициативу Путина и отстаивать значимость местной самобытности, выходя на те или иные трибуны. Важно другое – чтобы мы на самом деле научились уважать и ценить себя и свою культуру, ведь когда мы начнем нравиться себе, то станем симпатичны другим – и вот тогда уместно будет разговоры о развитии туризма в нашем регионе, например, начинать. А чтобы этому научиться, вовсе не нужно увеличивать в геометрической прогрессии количество всевозможных «круглых столов», они порождают лишь обострение синдрома ИБД (имитация бурной деятельности). Надо просто начать работать – в том числе, над собой. Не ждать, пока появится Культурный Лидер, Герой, который принесет много денег, придумает множество творческих проектов и осветит нам путь, а команда искусствоведов вкупе с волонтерами возьмет каждого за ручку и начнет водить в театры. Нам хорошо бы запастись критическим отношением к себе, проявить чуточку больший интерес к культурной жизни своего города. Разумеется, строить теории заговора и гадать, кто где и насколько удачно все «распилит и разворует», – оно очень увлекательно и вроде как модно сегодня. Если смотреть на происходящее в таком ракурсе, можно и вовсе прийти в выводу, что Год культуры – это вредная и болезненная затея. Но оставим такой взгляд на окружающий мир диванным нытикам. Ибо встать из-за компьютера, забыть про гиперактивность в социальных сетях и что-то сделать своими руками – на самом деле, очень достойная мотивация. Сходить в филармонию, рассказать о впечатлениях друзьям, притащить (даже силком) туда и их. Потому как на поверку оказывается, что многие интересующиеся культурой и историей студенты запросто перечислят достопримечательности Флоренции и Варшавы, но двух слов не свяжут о самобытных уголках родного города. Продвинутая молодежь без запинки озвучит программу Каннского фестиваля, но не сумеет ответить на вопрос, что за скульптор создал памятник в Кольцовском сквере.

То, что «они» (власть, бизнесмены) объявили Год культуры, совершенно не означает, что «мы» (голодные художники, потомственные инженеры и просто лечащиеся от запоя саксофонисты) должны по собственной воле страдать мазохизмом и искать подвох в любой инициативе, исходящей сверху. Уместнее будет открыть глаза шире и вытащить затычки из ушей. И не прессе на слово верить, полагая, что теперь-то культурные проекты как из ведра польются, а пойти и самостоятельно все это дело оценить, благо, что набор культурных явлений и мероприятий чрезвычайно велик.

Впрочем, те, кто хочет, могут начинать заниматься демагогией уже сейчас, повторяя сюжет рассказа «Срезал» Шукшина. Но жизненные принципы героя Глеба Капустина вряд ли поспособствуют тому самому оздоровлению ситуации на потребительском фронте. В лучшем случае, мы скептически все обругаем или проживем еще один год аморфными сомнамбулами; в худшем – устроим серию «фейсбучных войн» и привычно обвиним в бездействии областной департамент культуры. В глубине души, конечно же, надеясь, что на голубом вертолете прилетит волшебник, который окажется Прометеем. И сразу всех нас, вросших корнями в диваны, светом своим окультурит.

Александр Вихров
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий