Название: «Джазовая провинция». Лекарственная форма: XVIII международный фестиваль. Фармакотерапевтическая группа: вдохновляющее средство импровизационного происхождения. Возбуждает эмоциональную сферу, активирует мозговую деятельность. Состав: джазмены мирового класса из России, США, Западной и Восточной Европы. Показания к назначению: в качестве стимулирующего и/или успокоительного препарата при хронической джазовой недостаточности; для воодушевления, расслабления и поднятия настроения при осеннем сплине, сопровождающемся рефлексией. А также безо всякого повода – для эстетического удовольствия. Способ употребления: слушать курсом в течение 4-х дней, суточная доза – 2-3 музыкальных коллектива. Рекомендуется принимать неразбавленным до, после и вместо еды.
Форма выпуска
Опытному хронику, держащему пилюли в прикроватной тумбочке, инструкция ни к чему: знаменитый фестиваль джазовых передвижников в Воронеже далеко не впервые. И хотя в этом году музвакцинация уже прошла («Джазовая провинция» гостила у нас с 5 по 8 ноября), профилактика актуальна всегда. Тем более что уже второй раз фестиваль в нашем городе проходит не как отдельно взятое событие – он стал частью «Воронежских джазовых сезонов» и сильно расширил свои границы. Кроме концертов в филармонии, в него вошли мастер-классы и лекции, творческие встречи, прямые эфиры на радио и ТВ, а отдельным пунктом программы стало первое выступление студентов джазового отделения музыкального колледжа им. Ростроповичей и джазовой студии Игоря Файнбойма.
Кирилл Мошков, ведущий фестиваля, главный редактор журнала «Джаз.Ру»:
– Это один из самых значительных фестивалей в России, и в силу своего широчайшего географического охвата (в 2013 году 15 городов и 25 концертов – ред.), и в силу тщательно подобранной арт-директором «Джазовой провинции» Леонидом Винцкевичем сбалансированной программы, которая показывает практически все существующие сейчас виды джазовой музыки.
Сегодня фестиваль – это узнаваемый лейбл с четкой концепцией и репутацией, год за годом развивающийся и продолжающий набирать обороты. Существует, между тем, до сих пор на честном слове, говорит Леонид Винцкевич. Хотя, конечно, президентская премия, которой курский пианист и композитор был удостоен в 2012 году – «за популяризацию джазового искусства, создание и организацию ежегодного международного фестиваля «Джазовая провинция», – красноречивое свидетельство признания. Как и переполненные залы с нескончаемыми овациями. Российские организаторы приглашают участвовать в «Провинции» не только «проверенных» джазовых звезд, но и новых интересных исполнителей – свой зритель находится на каждого. Кажется, и в Воронеже хватает подготовленной и заинтересованной публики.
– Этот проект не может изжить себя по одной причине: он востребован теми, кто живет в городах средней полосы России. Никто из европейских и американских гостей еще не отказался приехать во второй раз, – делится Леонид Владиславович. – Мы сами сейчас плохо представляем свою жизнь без фестиваля, и такое впечатление, что города обеднеют, если его не будет. Каждую осень я жду этой встречи как праздника. Что касается площадки в Воронеже, то филармония – намоленное место, уже традиция проводить «Джазовую провинцию» в этом зале. Но в будущем мы будем рассматривать залы большей вместимости и с танцевальным партером.
Активные вещества: от стандартов к экспериментам
Джаз принято называть музыкой свободы. Так было всегда, именно в этом – сущность джазового искусства. Спектр его действия настолько широк, что каждый может найти в этой музыке то, что близко его душе. Ценители традиций ставили на мэтров – оркестр имени Олега Лундстрема, самый долгоиграющий биг-бэнд в мире. Мощный шик классического джазового канона, от репертуара Каунта Бейси до хитов Фрэнка Синатры в исполнении подающего большие надежды девятнадцатилетнего баритона из США Ильи Васильева.
Качественные джазовые стандарты и искрометные импровизации демонстрировала Карина Кожевникова, вокалистка родом из воронежской глубинки, ныне живущая в Москве (по приглашению Игоря Файнбойма Карина сейчас преподает вокал нашим студентам). Представители молодой джазовой поросли, Nikolay Moiseenko project, активно заводили публику современным вариантом мейнстрима: смесь сильной академической техники (за плечами у фронтмена коллектива колледж Беркли) с эдакой хипстерской подачей авторского материала, симпатично и модно, но не покидает ощущение, что с тобой постоянно заигрывают. Впрочем, те, кому не пришелся по вкусу «клубный» стиль, разочарованными не остались, получив славную порцию блюза – настоящего, американского, пропыленно-дорожного, с хрестоматийной хрипотцой вокала джазмена-самоучки Паули Серра и лиричным гитарным аккомпанементом Дэвида Калиша.
Кто любит погорячее, расхватывали билеты на темпераментный и чувственный дуэт вокалистки Леры Гехнер и саксофониста Алексея Попова. Импровизационный джаз с нотами фанка, фолка, рок-н-ролла, диско… нет, похоже на скучную буклетную аннотацию. «Один из самых страстных и обжигающих голосов в этом виде музыки», – представил певицу ведущий. Это действительно надо слышать. Не каждой вокалистке дан талант свинговать одним дыханием, выдавать 50 оттенков шепота, петь на три микрофона и, что называется, всем телом, быть человеком, птицей и тромбоном, муэдзином и народницей. В общем, «I’m freed» – главная тема одной из композиций, альтер-эго личности, да и вообще «весь этот джаз» – вот что такое Лера Гехнер.
А еще были интеллигентные поляки, изысканные и выдержанные, как хорошее вино из европейских погребов. И немецко-голландский дуэт саксофона и рояля, с завораживающей смесью южноафриканских мотивов в духе Абдуллы Ибрагима и элегично-драматичных аранжировок, навеянных русскими духовными песнопениями. И стихийно рожденный незадолго до «Джазовой провинции» воронежский дуэт с музыкальными размышлениями на фольклорно-авангардную тематику: мультиинструменталист и вокалист Иван Сухарев, ставший известным после фестивалей «Культпоход» и «Чернозем», и лидер коллективов «Happy55» и «Другое дело», пианист и композитор Ярослав Борисов. И эстонский джазовый минималист Олег Писаренко, представлявший композиции со своего нового альбома «Кто ты?» и приглашавший слушателей присоединиться к поиску ответов на этот вечный философский вопрос. И, конечно, сам идейный вдохновитель «Джазовой провинции» со своим российско-американским квартетом Vintskevich-Taylor project – живая импровизация внутри и за пределами джазовой идиомы, тонкий, свежий и легкий, contemporary jazz в действии.
– Все, кто играет на фестивале, мне искренне нравятся как музыканты. Да, они работают в совершенно разных стилях. Но цель фестиваля – показать срез современного джаза, ведь джаз – такое же многогранное искусство, как литература, живопись, – говорит Леонид Винцкевич.
Особые отметки: в стиле feel good
Ну и, конечно, хэдлайнеры – куда же без них. Специальным гостем фестиваля стал американский саксофонист и обладатель «Грэмми» Билл Эванс, успевший за свою 30-летнюю карьеру попробовать себя в самых разных стилях: от джаза до рока, от фьюжн до блюграсса, традиционной музыки «гринго». Он играл с легендарным Майлзом Дэвисом и знаменитым Джоном Маклафлином, а теперь гастролирует по всему миру и записывает диски с собственным проектом Soulgrass. На «Джазовую провинцию» Билл Эванс приехал с самым сильным его составом – саксофон и клавиши, банджо, гитара, бас и – изюминка – поющий барабанщик. Зал был покорен с первых аккордов и не умолкал до конца выступления.
– Меня часто спрашивают, какую музыку мы играем. Я не знаю. Скорее всего, это музыка в стиле feel good, которая во всем мире объединяет и тех, кто играет, и тех, кто слушает – говорит Билл Эванс. Гитарист Митч Стайн добавляет: – Сейчас границы между стилями размываются. Раньше люди разделяли музыку на джаз, блюз, фанк, рок и так далее. Но сейчас на самом деле существуют только два типа музыки: хорошая и плохая.
P. S. Перед приемом лекарства под названием джаз запомните главное правило: никаких правил! Средство безотказно работает и как транквилизатор, и как обычные витамины. А передозировка невозможна. Побочные эффекты, правда, случаются: учащенный пульс, приступы восторга и беспричинной эйфории. И да – вызывает привыкание. Не говорите потом, что мы не предупреждали.
Наталья Виноградова
Фото Мария Григорян