– В Воронежском хоре работают фанаты. Фанаты и профессионалы, – рассказывает директор хора Николай Попов. Может быть, именно поэтому в свое семидесятилетие хор молод и полон сил. Лихая песня заставляет зал аплодировать в такт, а печальная – ронять слезу. Артисты танцевальной группы отбивают каблуками дробь, сшибают кончиком кнута цветок подсолнуха, пускаются вприсядку и взмывают над сценой в прыжке. А их ровесники в зрительном зале замирают, восхищаясь живым единством музыки и танца.
Концерт, посвященный 70-летию Воронежского хора, прошел в театре Оперы и балета. Точно напротив него, на развалинах здания обкома партии (теперь там находится библиотека имени Никитина) 1 мая 1943 года хор впервые выступил в Воронеже. После концерта артисты вместе со зрителями отправились разгребать завалы и убирать тела погибших. Да, даже в разрушенный фашистами город Воронежский хор помогал возвращать надежду и радость.
– Хор начал собираться еще в 1942 году, – рассказывает Вячеслав Помельников, художественный руководитель Воронежского хора. Были областные встречи коллективов, рассматривалась возможность создания единого ансамбля, чтобы дать врагу не только боевой, но и идеологический отпор. Константин Массалитинов, создатель и художественный руководитель хора, хорошо знал область, проводил смотры.
– Бойцы маленькими группками отправлялись на фронт, а хор воодушевлял их песней. Постепенно ансамбль пополнялся самодеятельными коллективами из разных районов: Аннинского, Таловского, Воронцовского, Чигольского, сел Клеповка, Гвоздевка. Выезжали с концертами в прифронтовые части. Две грузовые машины, соединенные кузовами, составляли импровизированную сцену. А в первое концертное турне коллектив хора отправился пешком. Исполняли фронтовые частушки, народные и военные песни. Главное, чтобы они к победе призывали, – говорит Вячеслав Помельников. – Балетмейстер Михаил Чернышев поставил тогда свою знаменитую «Калинку». Уже не было сомнений, что это признанный, горячо любимый народом коллектив.
Помимо выступлений, хор собирает средства и отправляет телеграмму Сталину, в которой артисты просят на их средства построить танк и назвать его «Русская песня». «Ваше желание будет исполнено», – пришел ответ.
–Мы пытаемся найти эту боевую машину, – признается Николай Попов, – однажды, в одной из хроник, мы видели ползущий танк с надписью «Русская песня», но это могла быть более поздняя реконструкция. Есть предположения, что «наш» танк освобождал Вену и сейчас стоит в тех местах на постаменте. Но вокруг Вены на данный момент существует 18 танков, превращенных в своеобразные монументы. Какой же из них воронежский? В общем, поиски продолжаются.
Казалось бы, народное творчество тяготеет к истокам. Однако Воронежский хор всегда шел в ногу со временем:
– Любые события государственного масштаба находили мгновенный отклик, будь то освоение целинных земель или полет Гагарина в космос, – рассказывает Вячеслав Помельников. – Даже для первого человека на орбите у Марии Мордасовой нашлись космические частушки.
В годы железного занавеса Воронежский хор побывал в 45 странах. Артисты показывали, что советский народ – не варвары, а живые, талантливые, искренние люди. Если зрители что-то не понимали в песне, ее дополнял танец.
Из каждого своего путешествия Воронежский хор привозил памятные подарки: будь то китовый ус, шахтерский фонарь, статуэтка многорукого Шивы или срез ливанского кедра. На балалайке одного из артистов оставил автограф Рауль Кастро.
Сейчас часть подарков выставлены в Воронежском краеведческом музее, на экспозиции, посвященной семидесятилетию Хора. Правда, у него есть и собственный музей, но его помещение – маленькая комнатка под крышей – нуждается в серьезном ремонте.
В девяностые о зарубежных концертах пришлось забыть:
– Предел нашей досягаемости ограничивался радиусом 200-300 километров – лишь такие расстояния могли со скрипом одолеть плохонькие автобусы. Люди не получали зарплату, мы искали концерты самостоятельно. Помогала ЮВЖД. Тогда железнодорожное начальство опекало села, а нам помогали продукцией, – рассказывает Вячеслав Николаевич, – тяжело было, в общем, но приток молодых артистов в коллектив, как ни странно, был даже тогда.
Воронежский русский народный хор ни на минуту не останавливался в развитии. Руководители хора собирали и сохраняли произведения народного творчества.
Использовались в репертуаре и авторские песни. На фронте часто исполнялась композиция «Ой туманы мои, растуманы…» (слова М. Исаковского, музыка В. Захарова ), «Под горой растут цветочки» песня, написанная творческой группой хора. Да и знаменитая «Ой мороз, мороз» была создана в Воронежском хоре.
– У этой песни есть автор, – рассказывает директор хора Николай Попов, – в 30-е годы Воронежский хор лидировал по народному творчеству. Постоянно шел набор новых артистов. Однажды пришла девочка, которая исполняла ямщицкую песню. Вариации этого произведения были в каждом селении – на разные мелодии, с отличающимися текстами, содержащие от 18 до 20 куплетов, все они непременно начинались с обращения к морозу. Марию Морозову-Уварову тронула эта песня. Ночью она написала четыре куплета, а ее муж подобрал мелодию. В хоре в тот момент было много материала, и Константин Массалитинов по-настоящему оценил композицию, когда народ ее уже вовсю исполнял. А во время записи на пластинку редакторы, не разобравшись, определили «Ой мороз, мороз» в народные произведения. И, хотя авторское право Морозовой-Уваровой пока не доказано, мы гордимся, что именно у нас пела автор замечательной песни.
Новых качественных аудиозаписей у Хора пока нет. Хотя материала много:
– Мы участвуем в марафоне «Песня России», куда нас всегда приглашает Надежда Бабкина. Но она требует фонограмму. На что мы обычно отвечаем: «споем вживую».
В конце прошлого года Воронежский русский народный хор пел в Кремлевском дворце съездов, а в этом году артистов пригласили в Концертный зал имени Чайковского. После концерта оператор одного из телеканалов признался, что впервые за много лет получил удовольствие от работы.
Возможно, успеху Воронежского хора способствует и уникальная обработка музыкальных и хореографических композиций. Ведь со временем меняется не только музыка, но и ее восприятие. «Осовременивание» вовсе не означает искажение песни. Вячеслав Помельников улавливает изменения в мелодии на уровне гармонии и делает ее более понятной современному уху.
Воронежский хор воплощает и социальные проекты. Один из них – «Живая Вода». Название появилось после выступления Хора в интернате для детей с ограниченными возможностями. Артисты хора никогда не видели таких благодарных слушателей и сами работали с полной отдачей. А директор интерната сравнил выступление ансамбля с глотком той самой живой воды.
Заслуженный, государственный, третий в стране хор, получивший звание «академический». Один из 12 хоров, имеющих государственный статус профессионального народного коллектива России, выкованный войной, закалившийся в 90-х. В чем секрет его 70-летней молодости?
На один из концертов Воронежского хора пришел парень. Случайно пришел, он привез аппаратуру для рок-группы, выступление которой было запланировано в том же зале на следующий день. И остался скоротать время. А после концерта признался:
– Вообще-то я народную песню не люблю. Не любил. Но с каждой песней, с каждым танцем приходило некое осознание. То есть, я посмотрел, как это сложно, – он покраснел, – в общем, я влюбился в эти песни.
Вот вам и ответ.
Михаил Супруненко