Первый Международный Платоновский фестиваль ушел в историю. Прошло два месяца после его проведения, драматические и музыкальные страсти, которые обрушивались на зрителей со сценических подмостков улеглись, и теперь, думается, самое время поговорить не о коллективах и исполнителях, которым рукоплескали воронежские зрители, а об организации этого серьезного мероприятия, о работе дирекции. Разговор на эту тему нужен хотя бы потому, что уже меньше чем через год Платоновский фестиваль состоится во второй раз.
Действительно, о подборе исполнителей и коллективов, приглашенных директором фестиваля Михаилом Бычковым говорить что-либо критическое бессмысленно – все было сделано на высоком художественном и вкусовом уровне. Но, как известно, любой алмаз требует оправы, огранки и шлифовки – только тогда он предстает в своем подлинном великолепии и становится бриллиантом. К великому сожалению, с этой самой огранкой и шлифовкой у дирекции Платоновского фестиваля возникли кое-какие проблемы.
Мы уже писали о том, что некоторые ошибки были заложены изначально. По поводу фестиваля не было публичных дискуссий, отсутствовали экспертный и попечительский советы (они заявлены в положении о фестивале, но более нигде не упоминались). Короче, не было тех процедур, которые позволяют городскому сообществу участвовать в том, что происходит в собственном поселении, обеспечивает прозрачность и демократичность (не в смысле доступности, а в смысле ясности механизмов принятия решений). И как стало понятно уже после окончания фестиваля – совершенно напрасно. Ибо, судя по многочисленным нынешним отзывам и суждениям авторитетных воронежских деятелей, они могли бы во многом положительно повлиять на облик Платоновского фестиваля, уберечь от многих ошибок. Скажем, вот как оценивает итоги ушедшего в историю масштабного мероприятия известный воронежский историк и краевед, профессор воронежского университета Олег Ласунский:
«Общее название фестиваля не совсем соответствует его сути и вводит многих людей в замешательство и в заблуждение. Фестиваль носит имя Международного Платоновского. Поскольку фестиваль носит имя писателя Платонова, то простой народ (да и не простой тоже) считает, что тут главной будет литературная составляющая, то есть, состоятся какие-то литературные конференции, литературные встречи, литературные выставки. Ну, в общем, все, связанное с Платоновым, как с писателем. Ну, раз Платоновский фестиваль. Я с Михаилом Владимировичем при нашей первой встрече и когда познакомился с первыми бумагами по фестивалю, сразу предложил: «Михаил Владимирович, не вводите в заблуждение народ. Добавьте еще одно слово, и это будет всем понятно – Международный Платоновский фестиваль искусств. Тогда будет понятно, что здесь будет и литература, и театр, поскольку Платонов был драматургом. Возможно, будет музыка и изобразительное искусство, что естественно». Но Михаил Владимирович не послушал, хотя тогда уже все это можно было сделать. Вот мое такое первое соображение, что название фестиваля не соответствует его сущности, вводит очень многих в заблуждение.
Второе. Снова говорю о том, что превалировала музыка, превалировал театр, и было очень мало литературы. Нам бы хотелось наряду со спектаклями, наряду с концертами провести несколько литературных встреч, пригласить наиболее известных авангардных и именитых писателей из Москвы, из Питера. Может быть, из-за рубежа. И организовать две-три встречи в различных аудиториях, на разных площадках. Поговорить о литературе. Все-таки Платоновский фестиваль, Платонов – бренд фестиваля. Этого не было. Ограничились только двухдневной конференцией. Это сугубо академическое, ученое дело. А народ жаждал встречи с литературными деятелями. И даже когда писатель из Волгограда приехал, Борис Екимов, ведь тоже, по сути дела, никакой встречи с ним не было. Почему бы не организовать? Вот приехал, получил сертификат на 500 тысяч и уехал. Как же так? А где же большой литературный вечер с рассказом о нем?
Далее. Люди проходили жестокий марафон эти две недели, когда в один и тот же вечер мероприятия шли на разных площадках. Многие отмечают, и я считаю справедливо, очень тяжело выдержать такой двухнедельный фестивальный марафон. Все-таки обычно фестивали бывают короче. Людям было уже тяжеловато. Люди говорят, ну неделю, ну, от силы, десять дней. Просто выбивались из сил. И туда хотелось пойти, и сюда. А было невозможно, поскольку параллельно шли различные мероприятия.
А дальше я хочу выразить свое сочувствие воронежским журналистам, которые сильно обижаются на устроителей фестиваля. На то, что устроители не давали журналистам хороших мест. Журналисту «Курьера» дали билет на «Бурю» где-то на верхотуре. Я сидел там внизу, на 8-м ряду, и то многие реплики не смог услышать. А он сидел вверху и практически ничего не видел. Как он может сделать какой-то отчет, рассказать об этом спектакле, когда он больше половины реплик не мог услышать? Вообще отношение к журналистам было плохое. Пригласительных билетов давали мало. И в это же время в Липецке проходил какой-то еще театральный фестиваль, где были наши журналисты. И вот они мне рассказывали, как в Липецке относятся к журналистам, как им давали все-таки лучшие места, всюду приглашали. Не то, что Михаил Владимирович… Тут ничего этого он не сделал и все пытался извлечь из этого фестиваля какую-то коммерцию. Ну, это так, к слову. Это его дела. Вот это если говорить о претензиях. Ну, а в целом, конечно, это все замечательно. Но коли это будет все ежегодное, то надо бы все эти вещи учесть.
Коль уж заговорили о журналистах, вот еще претензии такого рода. Я не ходил на многие мероприятия, но внимательно следил за выпусками телевизионных новостей. О Платоновском фестивали я практически ничего не услышал, то есть, получается – федеральные СМИ не были привлечены к этой работе. Во всем, как всегда, у Михаила Владимировича виноваты всякие коммерческие дела. Разумеется, можно было бы за счет такого количества денег, выделенных для фестиваля, пригласить телевизионщиков с 1-го, со 2-го каналов. Может быть еще каких-то крупных, известных журналистов. Ну, правда, в газете «Культура» был материал, но он все-таки такого рекламного характера. Как-то фестиваль остался крупным, ярким, но региональным событием».
С Олегом Григорьевичем трудно не согласиться. Тем более, что в вопросах взаимодействия с работниками дирекции, отвечающих за работу со СМИ, мне, как редактору издания профильного издания о культуре, тоже пришлось почувствовать степень их нежной заинтересованности. Наш директор перед началом фестиваля пошла в дирекцию, узнать каким образом представителям «Время Культуры» попасть на его открытие. Когда я услышал от нее, что там ответили («Ну знаете, зал не резиновый, всех вместить не может»), то лично для меня Платоновский фестиваль в плане общения с организаторами закончился тут же. Нет, на спектакли члены нашей редакции ходили и интервью эксклюзивные у звездных участников брали, но это уже благодаря дружескому взаимодействию с директорами воронежских театров. У которых почему-то (в отличие от организаторов фестиваля) всегда и места в зрительном зале для нас находились, а любую техническую помощь они оказывали с удовольствием. Искреннее за это спасибо.
Вообще, нужно сказать, что работа со СМИ у дирекции фестиваля исполнялась как-то, мягко говоря, странно. Например, за входными билетами представители воронежских редакций должны были являться в дирекцию каждый день, ибо заранее никто не мог знать – будут ли эти самые билеты предоставлены вообще. Создавалось впечатление, что журналисты напрашиваются осветить фестиваль у себя в изданиях, а организаторам как раз такое и не нужно, но они в силу природной застенчивости не могут сказать об этом прямо. Зато в чем работники дирекции, отвечающие за СМИ, проявляли редкостное рвение – так это в беспрестанных напоминаниях журналистам о необходимости их присутствия на официальных пресс-конференциях участников и гостей фестиваля. Но позвольте спросить, для чего мне идти на пресс-конференцию участников фестиваля, если я все равно не смогу увидеть их творчество на сцене? Лишь для галочки, которую организаторы фестиваля занесут себе в актив? Нет уж, увольте.
Может быть, такое не особо понятное отношение было только к местным журналистам? Оказывается, нет. Вот свидетельство корреспондентов федерального уровня, а именно – телегруппы канала НТВ (Москва):
«Идея Платоновского фестиваля, бесспорно, отличная, но реализация в полной мере не удалась. Фестивальные мероприятия (кроме выставок) были недоступны простым воронежцам. Наши местные знакомые – учителя, рабочие и пенсионеры очень хотели приблизить свои семьи к прекрасному, но сожалели, что не могут позволить себе потратить на билеты 3-5 и более тысяч рублей. Такие фестивали должны проводиться не для чиновников и бизнес-элиты (их в залах было больше всего), а для простых горожан и жителей области.
Видимо, задачи у организаторов Платоновского фестиваля были другие?! Что касается освещения в СМИ. Как журналисты, которые очень хотели рассказать о фестивале тем, кто на него не попал, мы столкнулись с безразличием организаторов и нежеланием помогать в подготовке материала. Почему-то они посчитали, что раздать бейджи журналистам и сообщить время той или иной пресс-конференции – и их работа сделана. Некоторые представители оргкомитета создавали лишь негативный образ мероприятию. А господин Бычков вообще отказался поговорить с нашим продюсером о фестивале, а потом еще пеняет, что СМИ не заинтересовались. Масштабным новый культурный проект может стать только когда он будет народным (доступным)».
Главный редактор воронежского литературного журнала «Подъем» Иван Щелоков в своих размышлениях об организационной составляющей Платоновского фестиваля тоже отмечает его неудовлетворительное освещение в средствах массовой информации:
«Я полагаю, что такого уровня фестиваль, если мы его заявляем как международный, должен иметь соответствующее пиар-сопровождение, потому что, оценивая итоги проведенного мероприятия, мне представляется, что мы дальше территории региона не вышли. И было обидно видеть, что о фестивале пишут только воронежские газеты, это показывает только воронежское телевидение и только воронежское радио. Практически ни одного сюжета на наших федеральных каналах не было. И когда смотришь, что где-то в Краснодаре прошло, в Питере, в Перми и еще в каком-то городе, понимаешь, что незаслуженно умолчали о таком грандиозном мероприятии в Воронеже. Я думаю, нас никто сам не будет освещать. Нужно формировать отдельную программу информационного сопровождения, вплоть до выхода на зарубежные СМИ. Нужно какую-то часть финансирования посвятить этому. Я понимаю, что с одной стороны хорошо показали воронежцам и жителям области замечательные коллективы, но с другой стороны должно быть эхо. А эха не оказалось. Чтобы мы могли гордиться, что о нашем фестивале знают и за пределами Воронежской области». Еще один негативный момент Иван Александрович выделил особо:
«Теперь про Платоновскую премию. Я, как член этого совета, думаю, что мы будем как-то менять подходы, методику определения и так далее. Мне кажется, само публичное мероприятие по вручению этой премии должно быть самостоятельным, потому что на бегу, на втором этаже, перед спектаклем вручать премию – как-то это скомкано. Публика разная. Пришли люди: кто любит театр, кто по разнарядке, кто вообще Платонова терпеть не может. И они оказались соучастниками процедуры вручения премии победителю. На мой взгляд, нужно церемонию вручения премии проводить отдельно и приглашать представителей литературной общественности Воронежа, научной среды, представителей библиотек Воронежа, то есть, всю читающую, знающую и любящую книгу, литературу аудиторию. Мне кажется, это усилит акцент Платоновского фестиваля. Каков формат, где это должно проходить – это отдельные уже вопросы технологии. Я думаю, это не проблема».
Очевидно, следует пояснить – о какой скомканности при вручении Платоновской премии вел речь главный редактор «Подъема». Награждение ее первого лауреата, писателя из Волгограда Бориса Екимова, насколько мне известно, изначально и планировалось отдельным мероприятием в помещении воронежской областной филармонии, но потом, по непонятным до сих пор причинам, оказалось перенесено в фойе академического театра драмы им. Кольцова и проходило перед началом спектакля «Калигула». Да, действительно, смотрелось все это, мягко говоря, странно. Спектакль шел с аншлагом (еще бы, постановка Някрошюса, в главной роли – Евгений Миронов) и фойе было заполнено нарядной публикой, которая оживленно переговаривалась в ожидании встречи с любимым актером, посещала буфеты и курительные комнаты – но при этом мало обращала внимания на небольшую группу людей, собравшихся в углу фойе на втором этаже. А это и было награждение первого лауреата Платоновской премии волгоградского писателя Бориса Екимова. Если учесть, что премию лауреату должен был вручать губернатор Воронежской области, то можно констатировать, что созданные организаторами условия для подобной процедуры – во-первых, не соответствовали статусу главы региона, а во-вторых, принизили значимость самой премии, как важной творческой составляющей Платоновского фестиваля.
Далее. Раз мы уж косвенным образом в предыдущем сюжете коснулись театра, то не лишне будет поговорить и организационных процессах, связанных с этим видом искусства на Платоновском фестивале. Помнится, год назад, на первой пресс-конференции, посвященной рождению этого масштабного мероприятия, директор Михаил Бычков уверил журналистов в том, что создаются технические паспорта площадок фестиваля для того, чтобы успеть за год привести их в соответствие с международными требованиями. Было ли это выполнено? Вероятно, ответом на этот вопрос может служить официальная позиция руководства Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, чьи спектакли были показаны в рамках Платоновского фестиваля:
«Мы всячески приветствуем рождение Платоновского фестиваля и готовы к сотрудничеству. Фестиваль только родился и предстоит ещё очень много сделать, чтобы достичь определённого уровня.
Прежде всего:
Необходимо технически оснастить сцену. И мало этого, технический состав театра должен научиться работать с новым световым, звуковым оборудованием.
Без этого показ лучших мировых постановок очень проблематичен».
Вот так.
О явно завышенных ценах на билеты мероприятий Платоновского фестиваля (до пяти тысяч на отдельные спектакли) не высказался только ленивый, они действительно оказались недоступны для большинства горожан. Это констатация факта и здесь, собственно, добавить было бы нечего, если не одно «но». За несколько дней до начала Платоновского фестиваля в Липецке проходил фестиваль «Театральный синдром», который организовал Фонд Михаила Прохорова. Так вот, билеты на спектакли «Театрального синдрома» стоили от ста до трехсот рублей. Не дороже. Организаторы «Синдрома» объяснили: искусство должно быть доступным – это принципиальная позиция Фонда Михаила Прохорова. Кстати, воронежских журналистов и критиков, действительно, привозили в Липецк и рассаживали на лучшие места бесплатно. И вот в связи с этим возникает недоумение: почему такая огромная, просто диаметрально противоположная разница в отношении к зрителям и журналистам у организаторов «Театрального синдрома» и Платоновского фестиваля? Представители Прохоровского фонда говорят о том, что искусство должно быть доступным как можно большему числу людей, а организаторы воронежского фестиваля в отчетных пресс-конференциях делают сильный акцент на том, сколько миллионов им удалось заработать. Но позвольте, разве Платоновский фестиваль носил коммерческий характер, разве его учредители ставили вопрос о самоокупаемости мероприятия и требовали для этой цели поднимать до таких высот цены на билеты? И потом, я могу понять, когда так поступает частная фирма, организовывая гастроли какого-нибудь популярного артиста или коллектива, чтобы покрыть расходы. В конце концов, частнику приходится рисковать своими деньгами, которые он вкладывает в дело изначально, платить большие суммы за аренду залов и рекламу. Но ведь в случае с Платоновским фестивалем дело обстояло несколько иначе – его дирекция сама ни во что средства не вкладывала, огромный бюджет ей был предоставлен учредителями и спонсорами с тем, чтобы оргкомитет имел возможность работать с максимальным эффектом для конечного результата – чтобы фестиваль носил просветительский характер, стал бы событием для большого числа воронежцев и получил известность не только на региональном, но и федеральном уровне. По сути, Платоновский фестиваль – это подарок нашему городу, воронежцам, который сделал губернатор при активной помощи наиболее просвещенных представителей крупного бизнеса – и это прекрасно, что идеи просветительства, развития культуры и искусства стали получать у нас такую мощную поддержку. Наверное, на итоговых пресс-конференциях следовало говорить больше об этом, а не считать количество проданных билетов и подсчитывать заработанные миллионы? Кстати, опрос, произведенный институтом общественного мнения «Квалитас» дал очень неутешительный результат – подавляющее количество его респондентов либо ничего не слышали о Платоновском фестивале, либо не имели возможности посетить его мероприятия.
И последнее. Члены оргкомитета после окончания фестиваля много рассказывали журналистам о том, что им приходилось работать чуть ли не круглосуточно, выбиваться из сил, очень уставать, не спать по ночам и так далее. Вероятно, все это говорилось для того, чтобы вызвать сочувствие и понимание у целевой аудитории, но как мне кажется, привело к прямо противоположному эффекту. Ибо хорошо известно, что любое дело, где мерилом работы считают усталость, просто непрофессионально организовано изначально.
Олег Котин