Рояль в цветах. К юбилею музыкального колледжа

0

Есть профессии, секреты и тонкости которых следует постигать с раннего детства и практически до последнего вздоха — иначе успеха не будет. Одна из них – музыкант. Да это и не профессия даже. Скорее, состояние души, образ жизни, физика и химия телесного, интеллектуального и эмоционального. Именно такое мироощущение нужно воспитывать в себе музыканту, чтобы состояться. Так учат здесь, в Воронежском музыкальном училище. Сохраняя традиции, раскрывая таланты, прививая ученикам любовь к искусству, гармонии, красоте.

rastr

 

Фотографии на память

О славной истории Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей можно рассказывать долго и при этом совсем незанудно – налет ретро с эффектом «сепия» актуален всегда, даже (особенно) в эпоху инстаграма. Тем более что история-то любопытная. Для затравки: 110 лет назад, 3 (16) октября 1904 года Воронежское отделение Императорского Русского музыкального общества открыло в городе музыкальные классы, где обучали игре на фортепиано, скрипке, виолончели, духовых инструментах и сольному пению. Десяток педагогов, полсотни студентов, 80 целковых — годовая плата за обучение. В 1911 году классы преобразуют в музыкальное училище с правом для его выпускников поступать в консерваторию, а еще через год по проекту известного архитектора М.Н. Замятнина специально для нового учебного заведения строят здание на Большой Дворянской, концертный зал которого по акустике и сегодня считается одним из лучших в городе.

В 1879 в Воронеже поселился Витольд Ростропович – дед знаменитого виолончелиста, дирижера и гражданина мира Мстислава Ростроповича – и начал обучать жителей города игре на фортепьяно.
Из книги Тамары Грум-Гржимайло «Слава и Галина: симфония жизни». Глава «Кое-что о предках»:
Воронеж волею судеб стал первым русским городом, где зачиналась «музыкальная родословная» Ростроповичей… Витольд Ганнибалович занимал весьма почетное место в музыкально-просветительских кругах Воронежа: постоянно участвовал в концертах ИМРО как пианист, преподавал фортепианную игру в мужской классической гимназии и особенно прославился своими музыкальными произведениями, активно издававшимися в Воронеже с середины 1880-х годов. Можно понять, почему его младший сын — Леопольд — стал недюжинным пианистом, хотя обрел славу прежде всего как выдающийся виолончелист. Подобное отношение к этим двум инструментам унаследовал от отца и его сын. Известен афоризм Мстислава Ростроповича: «Фортепиано — фундамент инструментализма».

За годы своего существования учебное заведение не раз меняло статус — консерватория, техникум, вновь училище, теперь это колледж. Что, собственно, не влияет на константы: профессионализм и мастерство педагогов, фундаментальность преподаваемых знаний, высокая квалификация выпускников.

 

Город мастеров

Колледж имени Ростроповичей входит в число лучших музыкальных учебных заведений России своего профиля. Сейчас здесь идет обучение по 11 специализациям: фортепиано, вокал (академическое, народное и эстрадное пение), академические (оркестровые струнные, духовые и ударные), эстрадные и народные инструменты, хоровое дирижирование и хоровое народное пение. Интеллектуальный центр — престижное отделение теории музыки, воспитавшее, наверное, уже не одну сотню «штучных» специалистов. Два года назад в родные стены вернулось «перекати-поле» – эстрадное отделение, «идейно» забытое в советские годы, снова обрело актуальность.

Главный и самый мощный ресурс колледжа – это, безусловно, преподавательский состав. Здесь работают педагоги, что называется, высшего калибра: 4 профессора, доктор музыковедения, 7 кандидатов наук. 15 преподавателей награждены почетными званиями РФ. На каждом отделении есть свои мастера и мастерские. Камерный и духовой оркестры, оркестр народных инструментов и гармоник, хор, вокальные ансамбли – похожи на своеобразные музыкальные лаборатории, в которых постоянно циркулирует «свежая кровь»: старшие набираются мастерства, на их место приходят новички. Творческие коллективы колледжа выступают на всех городских площадках, студенты колледжа — желанные гости любого праздника. И, конечно, как коллективы, так и солисты регулярно участвуют во всевозможных конкурсах и смотрах, как российских, так и международных, завоевывая награды и получая неоценимый исполнительский опыт.

Ольга Скрынникова – проректор по научной работе, зав. кафедрой истории музыки Воронежской академии искусств, кандидат искусствоведения. Выпускница Воронежского музыкального училища и Российской академии музыки имени Гнесиных, работает в академии искусств, но по-прежнему не покидает альма-матер и преподает на отделении теории музыки вот уже более 20 лет.

Наше училище — уникальное учебное заведение с глубокими, крепкими традициями и интереснейшей историей. Профессиональные принципы, которые складываются у студентов колледжа под воздействием их педагогов, – это основа, фундамент будущего. Ребята, поступающие в колледж, обладают разной степенью выраженности дарования, и зачастую – чтобы выявить природные способности – педагогам приходится заниматься буквально ювелирной работой. И через четыре года молодые музыканты обретают не только азы ремесла, но и секреты профессионального мастерства, которые позволяют им поступать в лучшие музыкальные вузы страны. Для меня годы обучения в училище стали определяющими и в личной судьбе, и в профессии. Думаю, что это могут сказать многие выпускники.

Выпускники колледжа поступают в ведущие вузы России, возвращаются преподавать в альма-матер, продолжая дело своих учителей, становятся известными певцами, композиторами, музыкантами и музыковедами, журналистами, звукорежиссерами… И, естественно, в самом Воронеже нет исполнительского коллектива, будь то джаз, классика или фольклор, где бы не работали выпускники музучилища.

Игорь Пустовалов руководит колледжем с 1990 года и, кажется, знает все его трещинки, угадает на слух любую скрипнувшую дверь. Для него училище — крепкое разветвленное родовое древо, которому он сам и садовник, и побег, и птица, свившая гнездо и растящая птенцов. Корни этого дерева Пустовалов чтит и тщательно, по-хозяйски оберегает как заповедный реликт, с преданностью и упорством заботясь о том, чтобы росло оно в благостном климате, как можно больше людей были знакомы с его блестящей, богатой именами историей и переняли хотя бы толику любви садовника к возделываемому саду. Одна из ветвей — его собственная: Игорь Тихонович здесь учился (он баянист, заслуженный работник культуры РФ), сюда вернулся в качестве директора. Между прочим, именно его «менеджерскими» стараниями и с его подачи колледжу было присвоено имя знаменитой династии Ростроповичей.

Игорь Пустовалов, директор Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей:

– Мстислав Леопольдович ответил быстро:

«Париж, 2 июля 2001.

Дорогой Господин Пустовалов! Я получил Ваше любезное письмо относительно решения Совета Вашего училища о присвоении училищу имени моего отца и моего. Это решение, безусловно, необычайно лестно для меня и для моей семьи, и насколько это зависит от меня, я с радостью даю согласие на это начинание».

Ходатайство совета колледжа в органы власти Воронежской области нашло поддержку — уже 18 февраля 2002 года Воронежскому музыкальному училищу было присвоено имя Ростроповичей (включая и деда – Витольда Ганнибаловича, историю и вклад которого в развитие культуры города раскрыл воронежский историк, профессор ВГУ Александр Акиньшин).

Ну а птенцы – молодые таланты, дарящие своим педагогам гордость и надежду, – они, как водится, растут. Звезд с неба не хватают, становятся ими сами. Как, например, 17-летняя Софья Онопченко – дипломант Общероссийского конкурса «Молодые дарования России — 2013», дважды золотая медалистка Дельфийских международных игр — 2013, лауреат множества международных и всероссийских конкурсов.

Как и другие студенты этого элитного образовательного заведения – золотые медалисты Дельфийских игр, которые дали в октябре прошлого года один из первых концертов, посвященных предстоящему 110-летию родного колледжа Ростроповичей. Ежегодно более 50-60 наград региональных, российских и международных конкурсов привозят молодые дарования в родной город, подтверждая высокие профессиональные навыки и дальновидность руководства Императорского Российского музыкального общества, создавшего в Воронеже такое учебное заведение, и мудрость современных руководителей культуры, вкладывающих средства в поддержание сложившейся русской музыкальной педагогической школы.

 

Культурная эволюция

Нынешний Год культуры – яркий способ привлечь внимание к музыкальному образованию. В последнее время ситуация, кажется, позволяет оптимистично смотреть вперед. Губернаторский рождественский фонд щедр на подарки: около 1 млн рублей пойдут на оборудование концертного зала световой и звуковой аппаратурой, покупку духовых, ударных и народных инструментов (более 30 лет коллекция не обновлялась). В прошлом году удалось приобрести два новых рояля, а еще новые учебники и нотно-методические пособия. В Год культуры училище получит еще один подарок – 3,2 млн рублей из бюджетного финансирования, которые позволят организовать долгожданный капремонт.

Праздничный настрой чувствуется уже сейчас: выступления преподавателей, студентов и выпускников всех отделений колледжа на разных концертных площадках города будут проводиться в течение всего юбилейного года. Ну а кульминацией станет организованный колледжем и сопряженный с празднованием 110-летнего юбилея Молодежный фестиваль искусств, который состоится осенью.

Наталья Виноградова
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий