До середины 80-х рок-музыка в Воронеже развивалась приблизительно так же, как и в любом другом провинциальном не портовом областном центре. Однако в 1985-1986 годах возникли два импульса, благодаря которым вектор и скорость развития резко поменялись.
Скандалы 80-х
С одной стороны, в городе появилась неординарная для того времени группа, игравшая хард-н-хеви – «Старый город», под руководством выпускника музучилища гитариста Александра Коновалова (впоследствии он перебрался в Москву, взял себе псевдоним Александр Хамер, и сейчас хорошо известен как лидер группы «Крюгер»). В те времена антисоветские тексты и профессиональная игра «Старого города» дали толчок к резкому всплеску популярности металлических направлений воронежского рока. Апогеем этого стала знаменитая демонстрация металлистов, состоявшаяся 14 апреля 1987 года, в день рождения гитариста Deep Purple и Rainbow Ричи Блэкмора. «Старый город» играл не последнюю роль в этой акции, прогремевшей тогда на весь Союз.
После этого последовало еще одно событие, имевшее всесоюзный резонанс. Программа «Взгляд» приехала в Воронеж, чтобы разобраться в причинах конфликтов между «гопниками» и «аквариумистами» (так сами «гопники» называли всех любителей отечественной рок-музыки, за исключением поклонников heavy-metal, которые держались особняком). Результатом всего этого стало возникновение не без помощи местного комсомола рок-клуба в ТЭЦ в Левобережном районе Воронежа. Клуб был создан по образу и подобию знаменитого Ленинградского рок-клуба, и уже на проведенном в 1988 году фестивале четко оформились три основные линии развития воронежской рок-музыки. Первая – та же, что и везде – достаточно стандартный русскоязычный рок а-ля «Аквариум», «Кино» и «Зоопарк». Вторая – среднестатистический heavy-metal. А третья линия сформировалась благодаря второму импульсу, о котором шла речь вначале.
«Британское нашествие» и его последствия
Дело в том, что Воронеж входил в немногочисленный список городов, куда приезжали на стажировку британские студенты-слависты. И если в обеих столицах эти группы по 30 человек были не столь заметны – там иностранцами из Западной Европы и США вряд ли можно было кого-то удивить, то в Воронеже или Твери (тогда Калинине) британские стажеры стали весьма заметным явлением. И так получилось, что в 1986-1988 годах определенная часть воронежской рок-тусовки плотно с ними общалась. Особенно с теми стажерами, которые и сами были увлечены рок-музыкой. Таким образом, до части субъектов местного рок-н-ролла гораздо раньше, чем до их коллег и единомышленников из других провинциальных городов (о столицах и портовых городах речи нет – туда все и без всяких англичан доходило вовремя), дошла актуальная на тот момент на Западе альтернативная и indie-музыка, такая как пост-панк, готик, «манчестерская волна» и так далее.
В результате воронежская рок-сцена уже в 1988-1992 годах пополнилась группами проанглийской indie-ориентации. В первую очередь речь идет о таких командах, как «Молотов Коктейль», «Вероятность Контроля», «Митрия Музима», из которой впоследствии вышла группа Pork Roll – единственная воронежская команда, в 90-е годы совершившая самостоятельное турне по Европе. Тогда даже ходила полушутливая фраза, что в музыкальном отношении Воронеж – это российский Манчестер. Неслучайно в середине 90-х в одном из номеров британской газеты New Musical Express вышла заметка, где было дословно сказано: «Если русские умеют играть рок, то они умеют это делать в Воронеже». Да, эту заметку написал один из тех британских стажеров, которые в 1994-1996 годах активно посещали рок-клуб «Фидбэк», где слушали все вышеупомянутые группы. Так что кто-то может посчитать публикацию необъективной. И, тем не менее, что написано пером…
«Английское влияние» оказалось настолько сильным, что чувствуется до сих пор. Многие нынешние воронежские группы, играющие альтернативную и indie-музыку, так или иначе воспитывались на творчестве вышеперечисленных первопроходцев этих направлений в городе. Отсюда проистекает и неожиданная для провинции популярность готик-рока и вообще дарк-сцены. Один из наиболее посещаемых молодежных музыкальных ресурсов 90-х – начала 2000-х, gothic.ru, еще лет двенадцать назад отмечал Воронеж, как один из городов, где наиболее развита готическая субкультура («косвенные факты говорят, что люди называвшие себя …готы… существовали в России всегда – наибольшее их число наблюдалось (и наблюдается) в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже». http://gothic.ru/faq/#faq18 ). В Воронеже был открыт первый готический рекорд-лейбл Shadowplay. Первый крупнейший российский индустриально-готический фестиваль Dark Entries, в котором участвовали даже группы из Финляндии и Испании, вплоть до позапрошлого года в течение нескольких лет проходил в Воронеже и его окрестностях. Сейчас в нашем городе есть несколько ярких молодых групп, играющих пост-панк и готик-рок. По крайней мере, три из них известны далеко за пределами области. Это Alliteration Kit, команда с женским вокалом, играющая в стиле Patti Smith и Siouxsie & the Banshees, перспективная команда Rot on the March и набирающая популярность группа, которую Offspring выбрал для «разогрева» перед своим выступлением в Воронеже, – Surfer Rosa. Все три коллектива англоязычные.
Что касается динозавров направления, то активная фаза выступлений «Молотова Коктейля» (когда группа снимала клипы, выступала в других городах, в том числе и несколько раз в московских клубах, снялась в художественном фильме «Тацу», записала несколько альбомов) закончилась в конце 90-х. Сейчас «Молотов Коктейль» существует, но концерты дает эпизодически, а выезжает за пределы Воронежа крайне редко.
Связано это с тем, что лидер группы Стас Юхно теперь занимает довольно высокую должность в одном из серьезных НИИ и не имеет возможности уделять музыке достаточное количество времени. Однако новые песни все еще регулярно появляются.
Pork Roll распались в начале 2000-х, но больше половины музыкантов живут в Москве и занимаются сольным творчеством и продюсированием. Это Влад Северцев (он, помимо всего прочего, некоторое время был редактором журнала ПТЮЧ, а также работал в российской редакции MTV), Дмитрий Вихорнов, Сергей Тюхов и другие.
Но главное – это то, что даже молодые воронежские группы, играющие «альтернативу», в большинстве своем хорошо знакомы с творчеством перечисленных «динозавров», а значит, опосредованно тоже являются результатом английского влияния 80-х.
«Здесь куют металл»
Тяжелая сцена Воронежа, как уже было сказано, сформировалась группой «Старый Город» («Крюгер»). Это был довольно традиционный хард-н-хеви, и заслуга команды в первую очередь в том, что она была популяризатором этого направления в городе. В середине 90-х в Воронеже появилось множество тяжелых групп, таких как «Агрессия», «Гойя», Gallows Pole, из которых до настоящего времени дошла лишь одна – Little Dead Bertha. Эта команда играет gothic / doom metal и хорошо известна поклонникам такой музыки во всей России. Часто гастролируют (в том числе и по Европе) и регулярно записывают альбомы. Пожалуй, на сегодняшний момент это единственная воронежская «тяжелая» группа, обладающая ярко выраженной индивидуальностью, и ее с полным правом можно называть лицом воронежской тяжелой музыки. Можно еще отметить, что металлическая сцена Воронежа дает наиболее стабильные концертные сборы: то есть, выходят практически в «ноль», даже если участвуют только местные команды и пусть не первого эшелона.
«Металлическая тусовка» здесь наиболее сплочена и менее всего нуждается в какой-то сторонней помощи, за исключением обычных концертных спонсоров. Впрочем, это не какой-то именно воронежский феномен – судя по наблюдениям, такая ситуация в России практически везде.
Рокабилли, блюз и все-все-все
Неплохо развита в Воронеже рокабилльная культура. Одна из старейших таких групп Juke Box, исполняющая неорокабилли, не так давно записала в Японии альбом в стиле psychobilly. За ними пришло и более молодое поколение – группы Propellers (сейчас рапались) и Red Fox Tales. Последние причастны к организации в Воронеже ежегодного pin-up-пикника. Сейчас вся рокабилльная тусовка сосредоточена в клубе «Выход».
Что касается местного рок-мейнстрима, в том числе ритм-н-блюза и блюза, то можно начать с группы I Love your band – как одной из первых самобытных блюз-роковых команд, которая оказала серьезное влияние на следующие поколения. Лидер и гитарист Денис Пожарский переиграл чуть ли не с половиной воронежских коллективов (в том числе и с «Молотов Коктейль»), а после переезда в Москву периодически выступает с различными составами в московских клубах. Как нынешних их последователей надо отметить дарк-фолк группу «Настежь», которая активно гастролирует по европейской части РФ. Обязательно стоит упомянуть также игравшую своеобразный веселый поп-реггей группу «Акклюзия», которая в середине 90-х была весьма популярна как в Воронеже, так и в Москве.
Интересно, что воронежские группы, так или иначе относящиеся к блюзовому направлению, постоянно экспериментируют с фолком и этно-музыкой. Самыми известными из них являются «Адаптация Этника» (блюз плюс венгерско-цыганский фолк) и «Майла-бэнд» (блюз с оттенками русского фолка). Последние постоянно гастролируют по югу России и Украине.
Из групп смешанных мейнстрим-направлений наиболее яркие и известные – «Обе-рек» и «7Б». Первые играют сейчас некий гранжеподобный рок для девочек. Очень добротно, но ничего нового. То есть группа профессиональная, но не креативная. Однако благодаря хорошему менеджменту ребята постоянно гастролируют, снимают клипы и выпускают альбомы. «7Б», строго говоря, не воронежская группа, а из поселка Таловая Воронежской области. Они прославились в 2001 году по сути лишь одним альбомом, зато каким – «Молодые ветра». И альбом, и одноименную песню хорошо помнят в России до сих пор. В конце 2011 года группа «7Б» совместно с немецкой рок-группой Scorpions записала одну из самых знаменитых их песен – Wind of Change.
Отдельно отметим такое редкое сейчас направление, как джаз-рок или фьюжн. В Воронеже этот стиль разрабатывала группа музыкантов из художественного училища во главе с Сергеем Прокофьевым (теперь он живет в Москве). Началось все с хорошо известной в городе и далеко за его пределами группы «Погонщики Улиток», которая затем трансформировалась в группу «Лос-Чикос», а ныне называется просто «Прокофьев». Через эту тусовку прошло много известных музыкантов, в том числе и второй в России барабанщик – Денис Маранин, который также сейчас живет и преподает в Москве.
Напоследок необходимо сказать о направлении, которое находится на грани рок-музыки и бардовской песни. В Воронеже оно началось в свое время с рок-бардов Олега «Князя» Пожарского и «Красного Огурца» (журналист Альберт Попов, единственный в мире рок-бард, исполнявший песни только под барабаны, в свое время много гастролировавший с «Сектором Газа»), а также группы «Левый Берег», большая часть участников которой сейчас проживает в Москве. Но ныне все музыканты, играющие подобную музыку, объединены постоянно проходящим в Воронеже фестивалем «Д’РКИН-фест», памяти Вени Д’ркина, который последние годы своей жизни жил в Воронеже (так же как и лидер группы «Черный Лукич» Вадим Кузьмин). Сюда относятся уже упомянутые «Настежь», «Акын», «Тихая Авиация» (бывшая «Тропа»), группа Дмитрия Зорникова, выступающая под разными названиями, и другие. Все эти команды постоянно ездят по различным фестивалям, однако какой-то целенаправленной гастрольной деятельности у них нет.
Как бы рок, но не рок
Надо объяснить, почему здесь ничего не сказано о самой известной воронежской группе «Сектор Газа». Все дело в том, что они не относятся к рок-музыке. Это был скорее некий трэш-поп-продукт. И даже сам покойный лидер группы Юрий «Хой» Клинских свое творчество к Рок-н-роллу (с большой буквы) не относил. Это была любимейшая группа именно маргинальной части молодежи, «гопников», самых ярых врагов для рокеров. Тем не менее, можно поспорить с выводами авторов доклада «Культурный Пульс» о том, что «бренд «Сектор Газа» при всей его спорности ждет своего исследователя». Исследователь уже был. Книга московского журналиста (выходца из Воронежа) Владимира Тихомирова «Эпитафия рок-раздолбаю» выдержала три издания и разошлась огромным тиражом. Какого еще исследования ждут эксперты доклада – непонятно.
Такой же вопрос, мол, почему не упомянули, может возникнуть в отношении еще одного известного коллектива, в названии которого даже есть слово «рок», но который к этому самому року отношения не имеет – группа «Рок-полиция». Это типичное детище бывших комсомольских аппаратчиков, созданное для раскрутки по обычной «попсовой» схеме. Но как «попса» они недораскрутились, а рокеры их не воспринимают. Хотя в определенной среде у них популярность есть.
P.S. Ну и в качестве постскриптума – пара слов о площадках и фестивалях.
А ведь все могло получиться. В 1989 году в «Зеленом театре», что в ЦПКиО, состоялся двухдневный open-air рок-фестиваль того самого формата, который впоследствии мог вырасти во что-то гораздо более масштабное. Площадка была очень удобная. Но бездействие милиции, допустившей тогда многочисленные нападения на участников фестиваля местной детдомовской шпаны, и незаинтересованность тогдашних воронежских властей похоронили идею в зародыше. В качестве обратного, позитивного примера можно привести немецкий город Лейпциг. Еще во времена ГДР там прошел первый масштабный фестиваль альтернативной музыки, который затем превратился в градообразующий международный проект – крупнейший готический фестиваль Wave-Gotik-Treffen. Благодаря ему Лейпциг получает ежегодно около миллиарда евро – как за счет самого мероприятия, так и за счет турбизнеса.
Другие проекты масштабных фестивалей в Воронеже так же не смогли реализоваться в полную силу. О готическом Dark Entries уже было сказано. Парадоксально, но его первоначальный успех произошел не благодаря какой-то помощи властей, а, скорее, благодаря тому, что власть о нем ничего не знала.
Организаторы смогли ограничить рекламу социальными сетями, никаких афиш в городе. Из-за этого, с одной стороны, трехдневный фестиваль собирал не более чем 500-700 человек, а с другой – пару лет Dark Entries сумел не попасть в поле зрения пожарных, милиции и прочих структур, из-за которых идея была бы похоронена в зародыше. Тем не менее, долго так продолжаться не могло, а денег на выполнение всех официальных требований у организаторов не было.
Фестиваль «Шурф» собирал намного больше людей во многом в связи с тем, что в последние годы он был ангажирован «Нашими» и имел неплохие денежные вливания. Кроме того, устроители имели свою сцену и аппарат. Но четкой концепции фестиваля не было. Формат менялся по прихоти организаторов. Это его и погубило.
Что касается клубов, то первым настоящим рок-клубом в Воронеже был «Фидбек» (1994-1997), который был создан по типу московского Sexton FOZD Club. Это была хорошая площадка как для зарекомендовавших себя команд, так и для раскрутки молодых. После его закрытия в этой нише образовался некий вакуум.
Впоследствии появились несколько неплохих клубов – «Тарантул» (временно закрыт на ремонт), «Выход», «Сталкер» (закрыт), но каждый из них ограничен рамками определенных музыкальных стилей. Кроме того, начинающим группам выступить там очень трудно. Так что, по сути, для них остался только один клуб – «Наша среда обитания». Но его вместимость очень мала, а об акустике и говорить не стоит (что не помешало, впрочем, выступить там таким звездам, как Вася Шумов и Умка).
Виктор Беккер
иллюстрация Марина Демченко
Написано в соавторстве с Виталием РЫБАЛЬЧЕНКО, Константином ТАРАСОВЫМ и Ольгой ЧЕРЕПУХИНОЙ
1 комментарий
Экскурс в историю, конечно, занимательный, но на «исследование» всё же никак не тянет. Однобоко и местами попросту некомпетентно — особенно по современной ситуации. Нет охоты разбирать каждую строчку, но про Джукбокс просто убило — группа не существует уже 15 лет как минимум! А Зорникова отнести к бардам — это как назвать?
Дорогие Костя Выпендр, Лёня Роджер, Саша Сэнди, незнакомый мне Беккер и прочие динозавры, при всём моём уважении, время, когда вы (мы) жили этой темой — прошло, не надо строить из себя музкритиков