Музыкальный фреш из таких ингредиентов – самое то, если хочется освежиться и наполниться эмоциями, проводя самое жаркое время года в городе. Воронеж не разочаровал искушенных меломанов: экватор лета ознаменовался сразу двумя фестивалями альтернативной музыки, собравшими в стенах концертного зала Event-Hall, в общей сложности, более 4000 человек.
Первая волна неформата – горячий рок-фестиваль Rock’n’Park – накрыла город 11 июля: послушать американцев Papa Roach и «Ляписа Трубецкого» пришли почти 3000 фанатов. А 31 июля на сцене встретились Дельфин и Billy’s Band – между этими очень и очень непохожими коллективами разыгралась нешуточная музыкальная битва. Так стартовал любопытный проект «Другая музыка», рассчитанный на целый год. Суть его проста: в Воронеж приезжают два ярких представителя андеграундной сцены и в рамках двух сетов одного концерта «сражаются» за внимание публики. Зрителям предлагается выразить свои предпочтения путем голосования. На состав участников следующих концертов, кстати, можно повлиять тем же способом. А лучшие из лучших (по мнению воронежцев) примут участие в финале, который состоится следующим летом.
Мама, это Rock’n’Park
Пятичасовой рок-марафон Rock’n’Park был устроен во многом ради хедлайнеров – культовой команды Papa Roach из солнечной Калифорнии. На заре популярности группы в конце 90-х этих ребят то и дело приглашали разогревать публику перед выступлениями более раскрученных проектов. Сейчас они – безусловные звезды, обросшие суперхитами и объехавшие с концертами почти весь мир, обладатели трижды платинового альбома Infest и вообще «крутые перцы». Любители атмосферного альтернативного рока с примесями рэпа, хардкора, гранжа, хэви-метала и панка ждали приезда музыкантов давно, и сказать, что приняли их с воодушевлением, – не сказать ничего. Зал заполнился в одно мгновение и завелся еще на разогреве, во время выступления столичных групп Grandees и Louna. Жару добавил «Ляпис Трубецкой», его у нас тоже любят, хитам подпевают, да и свеженькое идет на ура – белорусы играли песни из последнего альбома «Рабкор». Время от времени, как и положено на правильном рок-концерте, участники Rock’n’Park прыгали со сцены «в народ». В общем, к моменту появления главных гостей фестиваля публика уже дошла до нужной кондиции. Когда Papa Roach наконец вышли на сцену, зал взорвался: фанаты прыгали, скандировали, подпевали… Плотный качественный саунд, вполне мелодичные радиоформатные припевы, взрывная энергетика – каждый в этот вечер получил свою порцию хорошего рока. Солист Джекоби Шеддикс не скупился на комплименты воронежцам: «Вы классные, потрясающие, самые лучшие…», протягивал руку в зал, в конце концерта туда же полетели полотенца, бутылки с водой, барабанные палочки – сувениры для поклонников.
«Билли, заряжай!»
Фронтмена и одного из основателей ныне уже легендарной питерской группы Billy’s Band вообще-то зовут Вадим. Вадим Новик. Но иначе как «Билли» к нему уже давно не обращаются – колоритное имя стало для музыканта такой же неотъемлемой частью имиджа, как цветасто-раскатистый «бульдозерный» вокал вперемежку с ироничными жизненными байками, потертая шляпа «pork pie» и контрабас. Под стать обаятельному лидеру – и остальные музыканты квартета: экспрессивный гитарист Андрей «Рыжик» Резников с «пальмой» на голове; хулиганистый, в кепарике, Антон Матезиус с баяном; и мульти-инструменталист Михаил Жидких (саксофон, клавиши, барабаны). На фестивале «Другая музыка» они играли не только полюбившиеся публике хиты вроде «Оторвемся по-питерски» и «Где спит твое сердце», но и композиции из нового альбома «Когда был один», записанного в 2013 году.
– Он выдержан в стилистике традиционного хард-попа, свинга и джаза, – рассказали «биллисы». – По задумке, все песни, входящие в него, должны были быть мажорными, жизнеутверждающими и оптимистичными, но все-таки прокрались туда две минорные темы. Оправдывает нас лишь то, что стихи к ним были написаны не сегодня и не нами, а давно и Бродским.
За 15 лет существования группе удалось найти свое неповторимое звучание и стиль, который критики определяют как смесь джаза, блюза, свинга и рок-н-ролла, а сами музыканты – как «романтический алкоджаз». Эпатажная приставка «алко-», по всей видимости, излюбленная тема для журналистских шуточек – на пресс-конференции в Воронеже участники квартета привычно повздыхали и пустились в терпеливые разъяснения.
– Этот термин мы придумали сами, – говорит Билли Новик. – Он вообще не связан с алкоголем, скорее, «алко-» – от слова «алкать», страстно желать чего-то. Наверное, придется отказываться от этого бренда, большинство людей превратно понимают его смысл, нам это чуть-чуть обидно.
Алкоголь и сигареты Билли между делом отнес к пережиткам девяностых – как «стрелки», разборки и малиновые пиджаки. А вот новым поколением 37-летний музыкант искренне восхищается: считает, оно гораздо трудолюбивее, чем его собственное. Впрочем, заметил он, каждый имеет право остаться в том десятилетии, в котором хочет.
Что же до музыки и ее исполнения – в этом тоже каждый слышит и видит то, что ему ближе. Кому-то импонирует эдакая исповедь уличного бродяги в классических традициях американских кварталов – с хриплым джазовым пением и лирическими монологами. Кто-то проникается духом романтических дворовых баллад «с примесью купчинских коммуналок», респектабельной джентльменской иронией и исключительно питерской переменно-облачной интеллигентностью. Кого-то цепляют разухабистые, почти цыганские мотивы, помноженные на общую атмосферу театральности… На концерт Billy’s Band можно прийти в любом настроении – все равно поймаешь волну. И совсем не удивишься, услышав, как дрожаще-сладкая, с хрипотцой, рябь саксофона вдруг сменится почти цирковым фарсом под аккомпанемент медных оркестровых тарелок. «У нас есть композиции на любой вкус, кому – грустную романтику, а кому – гештальт-терапевтический до-мажор», – поделился с публикой сам вокалист. И так естественно звучало его приглашение под конец выступления: «Приезжайте к нам в Питер… жить!»
Космическая меланхолия
Получасовой перерыв, и в зале совсем другая атмосфера. Зрителей заметно больше, интершума при этом меньше – ощущение, что воздух загустел и как-то даже наэлектризовался. Кто-то остался после сета «биллисов», кто-то пришел именно на Дельфина. Признаться, я никогда не принадлежала к числу поклонников этого музыканта и на live-перфомансе оказалась впервые. И если раньше воспринимала его стихи отдельно от музыки, то здесь и теперь все совпало. Глубокие, проникающие под кожу тексты. Медитативная многослойная электроника, гипнотизирующие ритмы ударных, грамотные гитарные экзерсисы Павла Додонова, бессменного соавтора Дельфина. Психоделическая графика на экранах, сменяющаяся эффектными кадрами самого выступления. Добавьте к этому чисто сценическую атрибутику – всполохи софитов, дым, нервный танец света – и словно взяли за шиворот, прижали к стене, дыша у самых губ: внимай, чувствуй, думай. Безупречный синтез всех составляющих шоу: ничего лишнего, и при этом ни без чего не обойтись.
Несколько оглушенная собственным впечатлением, понимаю теперь, почему на своих выступлениях Дельфин (он же Андрей Лысиков) совершенно не общается с залом: это было бы неуместным и бессмысленным хирургическим вмешательством в живой организм музыкального действа, пусть даже хирургом оказался сам исполнитель.
– Концерт – не просто исполнение песен под музыку, – рассуждал музыкант, отвечая на этот вопрос. – Каждый коллектив – это определенная эмоция, за которой зрители и приходят на концерт. Если вы ждете какого-то общения от человека с гитарой, тогда, вероятно, вам следует посетить Грушинский фестиваль. Приходя, скажем, на группу «Чайф», люди точно знают, что сейчас будет приятный междусобойчик, такая коммунальная посиделка на кухне. Приходя на «Коррозию металла», все понимают, что это будет угар и адская содомия. То, что происходит в проекте «Дельфин»… это такая странная эмоция, которую в реальной жизни редко кто может испытать, но на концерте человек ее получает – или думает, что получает. Опять же, каждый наш концерт – это небольшой спектакль. И в нашем случае все слова, которые можно произнести со сцены, заключены именно в суть музыки и могут находиться только там. Думаю, любое слово, сказанное или оброненное со сцены случайно, рискует разрушить некую театральность происходящего.
По результатам фестивального голосования Дельфину зрительских симпатий досталось чуть больше, чем питерским «алкоджазменам» – он символически «победил» Billy’s Band с перевесом в несколько голосов. И теперь у воронежских меломанов есть шанс снова попасть на его выступление – летом 2014-го. А пока будем ждать новых сюрпризов от Event-Hall: следующая альтернативная музыкальная битва ожидается в конце октября.
Наталья Виноградова
фото Юлия Беляева