Очень давно, во II веке до нашей эры, был создан письменный памятник, который сегодня считают самым древним из римских трактатов. Написал его выдающийся политик и военачальник эпохи, Марк Порций Катон Старший, и назывался он «De agri cultura» – на русский его позже перевели как «агрокультура»: принято считать, что именно в этом тексте впервые появилось слово «культура».
Трактат не просто описывал известные к тому времени технологии обработки земли – он утверждал нормы отношения человека с природой. Гармонию между воплощенным творением высших сил и осознанной человеческой деятельностью. Собственно, эта позиция автора и легла в основу понимания культуры как таковой: разумное соотношение созданного и наследованного. С тех античных времен культура пережила множество толкований – ее понимали и как искусство, творчество, создание нетленных шедевров великих мастеров кисти и резца, и как грамотное ведение хозяйства, и как элементарную воспитанность, и даже как превосходство одних социумов над другими. Именно последнее, так называемое «цивилизационное» толкование культуры, не раз приводило и к кровавым войнам «цивилизованных стран» с «варварскими народами», и к жесткому противостоянию людей внутри одной нации – когда ценности одних сообществ не принимались другими на принципиальном уровне, на уровне собственной идентичности.
Если говорить с вершин опыта человечества, живущего в XXI веке, придется признать, что культура – это, по сути, набор кодов, ценностей, правил и норм, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и умозаключениями. Иными словами – вся совокупность осознанных проявлений личности.
Именно поэтому в новейшей истории, в эпоху национальных государств и индустриальных укладов, когда государству пришлось управлять очень большими массами людей, культура стала предметом не только личной принадлежности, но и государственных интересов.
Россия не была исключением в этом действе. Великое историческое наследие нашей страны тому свидетельство: архитектура и живопись, наука и театр, потрясающие образцы самоотверженности и мужества, стойкости и творческого порыва – все это наша культура. И память о жестокости правителей и бессмысленности бунтов – тоже культура. Умение видеть собственную нацию во множестве проявлений, которые ей присущи. Культура памяти.
Государственная политика в данной сфере во всех странах мира является важнейшим параметром престижа и состоятельности: людей, граждан разных государств, принимают (или не принимают – такое тоже бывает) на основе их культуры. Инвестиционная привлекательность – о чем последние годы в России говорят, на мой взгляд, к месту и не к месту, – государственный статус, уважение к его гражданам и готовность принимать их как партнеров – все это определяется уровнем национальной культуры. И во всем мире, и в самой стране. По большому счету, без освоения новой культуры, продиктованной XXI информационным веком, нет будущего ни у бизнеса, ни у общества, ни у государства.
Однако даже самая грамотная культурная политика мало что значит, если ею не заниматься как практическим делом. И здесь возникает довольно сложная ситуация.
Советское государство, а вослед ему и Российская Федерация уделяли большое внимание духовной сфере общества, определяя ее как культуру. И, как положено в лучших имперских традициях, свели управление этим феноменом к министерствам, отделам, департаментам и управлениям. Система сложилась, и работает где лучше, где не очень… в Воронежской области в последние годы как раз лучше, чем раньше, и вполне перспективно. Строится Камерный театр, планируются большие гастроли воронежских театров, в том числе и в столичные города, постепенно возрождается замок Ольденбургских, большое внимание уделяется народному творчеству, ремеслам, туризму. Можно уверенно говорить о возрождении воронежского меценатства, и есть основания полагать, что благотворительные труды добродетелей современности будут сравнимы с заслугами Мамонтова и Третьякова. Уверенно держит высокую планку музыкальное, артистическое и художественное образование с «воронежским» акцентом. Наконец, впервые была предпринята пусть спорная, но, безусловно, полезная попытка освоения культурного пространства Воронежа проектом «Воронежский пульс». Это все – бесспорно полезная, нужная и важная работа.
Поскольку осуществлять масштабные культурные начинания без необходимого ресурса – безнадежно. А сводить воедино творческий порыв и нужные для этого средства без государственной поддержки не получится.
Однако было бы большой ошибкой полагать, что культура – это лишь то, на что выделяют бюджетные деньги, чем занимаются профессионалы, о чем высокопарно спорят интеллигенты. Бесстрастная статистика свидетельствует: в современных городах количество театралов определяется относительной величиной от 4 до 10% максимум. То же самое можно сказать о выставках, вернисажах, фестивалях и творческих конкурсах. В советское время еще очень часто приводили пример России, как «самой читающей страны в мире», исходя из тиражей книг и фондов библиотек, «натягивая» показатели «назло мировому империализму» – притом, что хорошие книги были большим дефицитом. Статистический показатель «окультуривания» (был такой термин на заре советской власти) сегодня уже не работает.
Причина тому достаточно проста: время формирует новые запросы и требования к культуре как основному параметру человеческого бытия. Культура во всем: воспитанность, подразумевающая способность услышать чужое мнение, но при этом не подлаживаться под него; предприимчивость, подразумевающая готовность делать над собой осознанное усилие в интересах собственного же развития; умение трезво анализировать происходящее, что выражается в составлении собственной оценки событий и явлений и необходимость поступать в соответствии с ними. Личностный параметр культуры сегодня становится значительно более важным, нежели это было раньше. Успешный предприниматель – без воровства и взяток чиновникам. Грамотный избиратель – без пиетета к «товарищам с большим опытом партийной и хозяйственной работы», но с реальными требованиями к провозглашаемой политике и готовностью эту политику оценивать и контролировать.
Год культуры, который провозглашен в январе, будет наполнен множеством событий, явлений и проектов. Большие планы обеспечены ресурсно и квалификационно. Однако нашим современникам, осознающим себя творцами собственного будущего, года… скажем так, маловато будет. Если в этом году хотя бы часть (хотелось бы, чтобы преимущественная) наших сограждан озаботилась собственным культурным обликом и задалась его совершенствованием – год был бы значительно более продуктивным. Потому как отметил бы не просто состоявшиеся события, «конкретный результат», но и запустил бы долговременные, полезные и очень важные для людей процессы. Процессы становления в новом качестве, новом облике, новом статусе: носителя уникальной национальной культуры нового времени. Важно отметить – здесь не от слова национальность. Здесь от слова нация…
Михаил Кутузов
Иллюстрация Марина Демченко