Раздвигая стены каминного зала/ Второе пришествие «Созвучия»

0

15–18 апреля прошёл этот международный молодёжный фестиваль современной музыки. На этот раз в культурную столицу СНГ съехались участники не только из Москвы, Петербурга, Казани, Липецка, Тамбова, Губкина и далёкого Якутска, но и молодые композиторы из Армении, Казахстана и Молдовы.

В этом году программа молодёжного форума была посвящена камерной музыке. Все 3 фестивальных дня прошли в уютном Каминном зале Дома композиторов. Хозяйка этого гостеприимного дома, Лариса Вахтель (председатель Воронежской региональной организации «Союз композиторов России»), с честью выполнила возложенные на неё обязанности организатора такого важного мероприятия.
Первый фестивальный день был посвящен светлой памяти Веры Теплицкой, заслуженной артистки РФ, прекрасной пианистки, профессора академии искусств. «Поют небеса» — так называлась программа концерта.
Фестиваль открылся исполнением композиции «Импровизация» для чтеца и фортепиано. Автор музыки, Александр Мозолевский, читал стихи Бориса Пастернака.
В центре концертной программы была мировая премьера произведений московского композитора Павла Маркелова. «Васильковые витражи» — такое название дал автор пасторальной мистерии для сопрано и рояля. Стихи Есенина и Бунина стали основой для творческих поисков композитора (солистка — Т.?Усольцева). Цикл пьес для фортепиано «Сказки» был исполнен Ларисой Вахтель и нашим гостем из Губкина Виталием Белоконем, который после концерта поделился:
«Павел Маркелов — звонарь, и поэтому в его пьесах вы смогли услышать самые разные краски: и благовест, и звук бубенцов. В цикле — 52 фрагмента. Ровно столько недель в году. По замыслу автора, каждую неделю семья собирается вместе и слушает одну сказку. Мы с Ларисой рассказали вам сегодня целых 33!»

Второй день фестиваля начался с творческой встречи с молодыми композиторами России и стран СНГ, которая состоялась в Малом зале академии искусств. Встречу вели Александр Судзиловский (Москва) и Лариса Вахтель. Она поделилась своими впечатлениями:

«Молодые авторы смогли широко представить разные жанры своего творчества, ведь для них так важно быть услышанными! На фестивале, к примеру, выступил самый юный участник — 13-летний Максим Клепач со своим сочинением «Впечатление», хотя он не пианист по специальности и сочиняет произведения для ударных. Он — участник 10 международных конкурсов, стипендиат фонда «Новые имена», играет на маринбе, профессионально выступает на сцене. В Молдове, которую в Воронеже представляла Снежана Пысларь, существует проект «Композиторы Молдовы — молодёжи», в рамках которого мастера помогают развиваться начинающим авторам. А у нас в Воронеже обнаружилось сразу 7 человек (для композиторского дела это очень много!), которые хотят заниматься сочинением музыки. Им, безусловно, нужны профессиональные наставники, и это должно осуществляться на основе композиторского отделения в академии искусств. Настала пора объединить усилия многих мастеров, чтобы придать новый импульс развитию современной музыки в Воронеже».
Вечерний концерт был посвящен творчеству композиторов Воронежа. Имя Геннадия Ставонина хорошо известно нашей интеллигенции и жителям города. Весь свой талант он посвятил отражению в музыке человека России. В своих произведениях он воссоздал образы Ивана Никитина, Олеко Дундича, а в опере «Виват, Россия!» — великого Петра?I. В 2015 году ему исполнилось бы 80 лет, и эта дата будет отмечена при открытии 90-го сезона нашего академического симфонического оркестра, который готовит исполнение 2-й симфонии композитора.
В фестивальной программе прозвучали 2 его произведения: вокальный цикл на стихи Гейне «Раздумья» (1961) в исполнении баритона Алексея Тюхина и «Фантастические танцы» для фортепиано. Сразу возникают ассоциации с одноименным сочинением Дмитрия Шостаковича, но у Ставонина действительно свой, узнаваемый язык: ясные интонации, яркие краски, в которых угадываются гротесковые картинки цирка, восточные мотивы (композитор родом из Баку) и многое другое. Все это мы услышали благодаря прекрасной игре солистки Воронежской филармонии Елены Алышевой.
Елизавета Ткачева представила на суд слушателей свое оригинальное сочинение — «Высокая трава» для виолончели и баритона. Исполнители — Юрий Макаренко и молодой певец Алексей Тюхин — вели глубокий мужской диалог о вечном, продемонстрировав высокое исполнительское мастерство. Если вы бывали в Каминном зале, то знаете, что здесь каждая нота — на вес золота, и публика понимает все. Поэтому и автора, и музыкантов она встречала не вежливыми, а по-настоящему признательными аплодисментами.
Вторая часть концерта была посвящена хоровой музыке. Камерный хор Воронежского педагогического университета под руководством Бориса Яркина исполнил его композиции «Память» на стихи Аврамова, «Тихо дремлет река» на стихи Есенина и обработку песни Марии Мордасовой «Ой, да ты, клеть моя». Юные певцы показали, как современные люди могут чувствовать традиционную культуру, ведь они являются ее носителями: слышат пение своих любимых бабушек, артистов, пропагандирующих народную песню. Наверное, поэтому в триптихе Сергея Терханова на темы свадебных песен они так зажигательно передали и молодецкую удаль, и свадебное веселье. Да так, что даже после концерта, спускаясь по лестнице, парни продолжали что-то напевать.
Третий, заключительный день музыкального фестиваля был отдан во власть молодых композиторов: начинающих и наивных в своём желании сказать что-то новое, важное, оригинальное; талантливых и убедительных в выражении собственного взгляда на мир; опытных и искусных в мастерстве сочинительства. А в общем — людей с особым даром слышать реальность в звуках, не доступных другим. Оригинальность программы концерта состояла в том, что многие камерные произведения были написаны специально для виолончельного квартета академии искусств (руководитель — Татьяна Тумаева). Стоит особо выделить молодых исполнителей: это Анастасия Путилина, Алла Сафонова, Алексей Кордаш и Дина Воронцова, которые прекрасно подготовили целую концертную программу. В честь 100-летия со дня рождения воронежского композитора Юрия Воронцова в начале концерта ими был исполнен «Вокализ» (солистка — Елена Петриченко).
Несколько номеров исполнили начинающие музыканты, но среди них выделялось «Скерцо» для скрипки и фортепиано Андрея Нагорного из Тамбова, которое очень понравилось зрителям своим задором, непохожестью, чёткой композицией. В этом сразу чувствовалась рука его наставника — композитора Алексея Вершинина (Липецк). Его сочинение — былина на стихи Бунина «Святогор и Илья» — в ярком исполнении баса Максима Кусова показало, что это настоящий мастер.
И вот — апофеоз фестиваля! Звуки искромётной молдавской скрипки, завораживающего якутского варгана, экзотических барабанов казахской степи. Перед зрителями, соскучившимися по национальным «пряным» музыкальным блюдам, выступили гости фестиваля. Снежанна Пысларь, солнечный посланец Молдовы, удивительно улыбчивый и щедрый человек, телеведущая, музыковед, преподающая в Академии музыки Кишинёва, рассказала:
«Мое сочинение называется «Бэтута» — это ритуальный мужской танец, который дарит благоденствие и процветание всем людям. Я тоже желаю этого всем вам!»
С особым нетерпением публика ожидала выступления самого молодого композитора Якутии Николая Михеева, которого на родине считают чуть ли не национальным героем. И действительно, он совершил настоящий геройский поступок: приехал на выступление в Воронеж в день годовщины собственной свадьбы! Николай играл на варгане — национальном инструменте, издающем звуки, напоминающие горловое пение народов севера. Его «Квартет» для квартета виолончелей убедительно показал, что в морозной Якутии созрел настоящий современно мыслящий композитор.
Алиби Абдинуров из Казахстана назвал свою пьесу «Шабыт», что означает «вдохновение». В ней мы услышали ритмы народного праздника с бешеными скачками, воинственными криками и боем барабанов, причём виолончели и впрямь использовались как ударные инструменты!
Несмотря на камерность жанров, организаторы сумели добиться охвата широких пластов музыки: инструментальной, хоровой, вокальной. Они отдали дань уважения мастерам старой школы, позволили сделать первые робкие, но такие важные шаги начинающим, проявили душевную щедрость к нашим гостям.

 

Автор — Людмила Сандлер

Об авторе

Оставить комментарий