Профилактика самобытности. О миссиях Воронежского областного центра народного творчества

0

Холодное и яркое солнце отражается в лениво просыпающейся капели. «Ой, авсень!» – раздается вдалеке, и в воздух взмывает горсть зерна, разлетается на сотню живых частиц, с гулким звуком рассыпается по полу. Где ты сейчас и в каком времени – неясно, это просто звонкий авсень паясничает, пляшет и хохочет, открывая дверь в новый год – и неважно, начинается он в январе или марте.

tvorchest

По словарю Даля, авсень, он же авсеня, овсеня или овесень, – это диалектное название первого дня весны, а позднее – первого дня нового года, когда колядующие ходят по домам, рассыпают по углам зерно на счастье. Сегодня традиции зазывания авсеня святочными песнями сохранились в некоторых селах Воронежской области.

«Ну, внученьки, послушайте, как мы раньше авсеню-то кличали!» садятся уголком бабушки в народных костюмах и затягивают: то вместе, то многоголосьем, при этом изредка попарно встают, пританцовывают, кружатся. Голоса чуть скрипучие, песня длинная, напротив – гости молодые думу думают. Так празднуют святки в селе Шубном Острогожского района. Бабушки – участницы местного ансамбля «Околица», само действо происходит в фильме, показанном недавно на областном конкурсе видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии «И мы отсюда родом».

 

Нематериальные ценности

Как сохранить то, что, казалось бы, оставить для потомков сложнее всего, – аутентичное звучание песен, хрупкую фонетику устного народного творчества и замысловатые особенности народных ремесел? Какими способами передать следующим поколениям знание о том, как кликали авсень или как шилось свадебное платье на юге Воронежской области? В 2003 году благодаря специальной международной конвенции ЮНЕСКО появилось понятие «сохранение нематериального культурного наследия». В рамки определения вошло устное народное творчество, исполнительские искусства, празднично-обрядовая культура и техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, музыкальными инструментами, народными костюмами и хозяйственно-бытовой культурой. Это стало запоздалым, но все же ответом трем узурпаторам: глобализации, технократии и массовизации.

Другими словами, под охрану было предложено взять все то, что является этнографическими особенностями той или иной местности, и то, что требует тщательного изучения, защиты и информационного распространения как среди жителей отдельных регионов и стран, так и в планетарном масштабе. Через пять лет в нашей стране утвердили «Программу сохранения нематериального культурного наследия на 2009-2015 годы», а в 2011 году – соответствующее положение на уровне Воронежской области. Первоочередная задача проекта – составление электронного каталога с объектов, имеющих культурно-историческую ценность на региональном и федеральном уровне. Это дело стало одним из приоритетных направлений работы Воронежского областного центра народного творчества.

 

Каталог для потомков

К составлению каталога пригласили ведущих специалистов в области фольклора и этнографии нашего региона. Так, песенными традициями и этнографией занимаются руководитель ансамбля «Воля» Галина Сысоева, старший преподаватель кафедры этномузыкологии Академии искусств Ольга Токмакова и заведующая лабораторией народной культуры ВГУ Татьяна Пухова. Народный мастер Воронежской области Елена Матвеева описывает технологию создания воронежской игрушки, огромную помощь в изучении народного костюма оказывает главный хранитель Краеведческого музея Светлана Толкачева.

«У нас очень мало специалистов по декоративно-прикладному творчеству и тех, кто может описать, как создавались народные костюмы, – рассказывает заведующая отделом традиционной народной культуры центра Елизавета Цветкова. – Светлана Павловна Толкачева – уникальный специалист с огромным опытом. Она берет костюмы из запасников музея, детально их изучает и воссоздает способы их создания: определяет форму выкройки, способ ткачества, виды вышивки и многое другое».

Результаты исследования ежегодно отправляют в Москву, в общей сложности это уже несколько десятков объектов, проиллюстрированных фото-, видео– и аудиоматериалами. Здесь есть описания календарных и семейных обрядов, жанров словесного фольклора, песенных и инструментальных традиций, технологий изготовления игрушек, народных костюмов, обрядовых блюд и многого другого.

 

Волшебная лупа

Естественно, работа над каталогом – важная, но не единственная задача Воронежского центра народного творчества. Организация координирует работу районных и сельских Домов культуры и проводит события, направленные на сохранение коренных традиций. Все это невозможно без поддержания ремесленников и коллективов, которые работают в этом направлении. Для этого в области проводятся фестивали и выставки, но главное – местным жителям помогают самим разобраться в культуре и обычаях своих сел и районов.

«Многие из них думают, что, по сути, везде все одинаковое: и Масленицы похожи, и одежда раньше всюду была одна та же: юбка, кофта да платок, – рассказывает Елизавета Цветкова. – Они же не видят, как мы, общую картину и нюансы, поэтому мы их учим скрупулезно и ответственно подходить к этому делу. Например, в селах часто проводятся современные праздники, и мы стараемся объяснять людям, как можно включать в них старинные обычаи именно их края».

Получается, что задача специалистов Центра народного творчества – изучать, вглядываться и, словно под увеличительным стеклом, находить отличительные особенности народной культуры каждой местности. Ведь если та или иная черта наследия наших предков не бросается в глаза сразу, это не значит, что она не ценна. Так, например, недавно в Борисоглебске проявили инициативу и предложили описать художественную резьбу на домах этого города. Оказалось, если приблизиться, то даже без той самой лупы можно увидеть, что каждый наличник индивидуален, и что есть огромное разнообразие резьбы: и объемной, и полуобъемной, и прорезной, и многоярусной. На эту тему даже был снят документальный фильм, который стал победителем на конкурсе «И мы отсюда родом», о котором мы писали выше.

 

Вернуть в село

Кажется, что главная задача сотрудников Центра народного творчества – сохранять фольклор и знакомить с ним городских жителей, но на самом деле, одна из важнейших целей организации – вернуть аутентичную культуру в села. Если в отдаленных районах еще сохранились коллективы, в которых бабушки почтенного возраста поют песни так, как пели их в начале прошлого века, то в других местах случается иное.

Фольклорные ансамбли есть, но исполняют они нечто новое, обработанное и далекое от коренных традиций. По словам специалистов центра, чтобы повлиять на ситуацию, им приходится проводить своего рода профилактику самобытности:

«Когда выезжаем в экспедицию, мы проводим методическую работу в этом направлении, разговариваем с директорами домов культуры, с руководителями любительских коллективов, – комментирует Елизавета Цветкова. – Мы объясняем, что если старые рубахи положат в сундук, а сошьют блестящие кофты и модные сверкающие кокошники, это будет выглядеть броско, но совсем не индивидуально – все это не сможет отразить уникальных черт культуры этих мест. Многие прислушиваются к нам, сами начинают собирать фольклор и включать его элементы в выступления».

Что касается упомянутых немного раньше городских жителей, то они пока больше соприкасаются с внешним проявлением народной культуры – фестивалями. «На Троицу», «Игрушка-говорушка», «Русь песенная, Русь мастеровая», «На родине Пятницкого» и другие события становятся все больше известны горожанам. Но, как мы выяснили, все это лишь дерн земли-матушки. Снимешь его – и увидишь настоящее плодородное наследство, которое таится под хрупким весенним настом и охраняется годами забвения, прохладным морозцем, лукавым авсенем.

Валерия Боброва, Евгения Глуховцева
Коллаж Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий