Проектор. Улица. Кино. В парке «Алые паруса» показали фильмы молодых российских режиссеров | «Время культуры»

Проектор. Улица. Кино. В парке «Алые паруса» показали фильмы молодых российских режиссеров

0

Сейчас происходит активное переосмысление воронежского культурного пространства. Жители стараются приблизить город к себе, создавая комфортные зоны. Возникают эти места не сами по себе, а, как правило, в связке с интересными мероприятиями. Во Владивостоке, например, уголок городского пространства стал для жителей комфортной зоной благодаря регулярным кинопоказам в заброшенном амфитеатре. Поделиться опытом и сделать культурную инъекцию Воронежу попробовали гости из этого далекого города.

 

PMck-12

Однажды во Владивостоке

В прошлом году на самой окраине России (а именно во Владивостоке) построили красивый амфитеатр у моря. Зачем строили, кто и как – это уже неважно, главное, что оказался он почему-то никому не нужным и, как следствие, непосещаемым. «Это не дело» – так подумала местная молодежь, участники общественного движения «Патриот Приморья». Раздобыли старенький проектор, поставили звуковые колонки, придумали репертуар и стали на общественных началах крутить кинофильмы. И хотя уличные показы сильно зависят от погоды и освещения, проводились они с завидной регулярностью.

Сначала зрителей собиралось немного, но потом жители Владивостока оценили сочетание кинематографа и морского воздуха. Свободных мест становилось все меньше, а количество желающих провести романтический вечер под звездами за просмотром любимых фильмов неуклонно росло. Показы стали собирать по 700 человек за один сеанс.

Уличный кинотеатр ожил: ранее пустующая площадка объединила креативных, талантливых и деятельных жителей приморского города. Кино начинали показывать в десять вечера, но уже за два-три часа до сеанса к амфитеатру, как бабочки на огонь, слетались представители культурной общественности. Перед показом народные умельцы проводили мастер-классы, выступали молодые режиссеры и музыканты. Таким образом, во Владивостоке возникла популярная площадка, которая город, несомненно, украсила.

 

Кинотеатр на колесах

Да, такое бывает. И недавно оно побывало у нас в Воронеже. Ребята из Владивостока увидели, что их начинание в родном городе прижилось и многим пришлось по вкусу. Это воодушевило: захотелось сделать фестиваль уличного кино более масштабным, поделиться своим опытом с другими городами. Так мероприятие покинуло столицу Приморья и стало всероссийским.

Только вот показывать организаторы решили не известные фильмы маститых режиссеров, а короткометражные работы молодых российских авторов. На призыв прислать свою ленту откликнулись многие из последних – так фестиваль получил более 600 работ.

Чтобы отобрать картины для показа, организаторы обратились за помощью к профессионалам: режиссерам, кинокритикам, художественным руководителям театров из разных городов России. Поскольку страна у нас большая, встретиться всем членам жюри в одном месте было практически невозможно. Поэтому отбором занимались дистанционно, с помощью Интернета. В итоге в копилке организаторов появилось 10 заветных работ, которые и поехали по российским городам в белой фуре фестиваля уличного кино.

 

Кинополяна переполнилась

До того как появиться в Воронеже, фестиваль исколесил 7,5 тысяч километров, маршрут прокладывался согласно главной цели – побывать в шестнадцати городах России, прочертить ломаную линию на карте от Владивостока до Москвы. По мере продвижения планы немного менялись: маршрут корректировался капризами погоды и неожиданными дружескими, но внеплановыми приглашениями. Так, например, в Воронеже показ перенесли на несколько дней позже из-за того, что жители Саратова вдруг неистово захотели провести этот фестиваль у себя.

Как говорят организаторы, в Воронеже с показом проблем не случилось. Во-первых, у нас уже была готовая площадка – кинополяна в «Алых парусах». А во-вторых, администрация парка совершенно не возражала против проведения фестиваля.

В назначенный сумеречный час в «Алых парусах» было яблоку негде упасть, пришло более трехсот человек. Не только лавочки, но и вся прилегающая к амфитеатру территория была оккупирована любопытными зрителями. Перед сеансом по доброй фестивальной традиции выступили воронежские «интересные, талантливые и деятельные» люди. На сей раз ими стали организаторы очередного модного поветрия – фестиваля красок. Они наглядно показали зрителям, как, по их мнению, следует веселиться, и растворились в темноте, оставив собравшихся наедине с киноэкраном.

 

О главном

Важнейшая составляющая фестиваля – это, конечно же, фильмы. Разброс по городам получился небольшой, а судя по представленным картинам, в российском кинопроизводстве по-прежнему лидирует Москва. Зрители увидели шесть столичных картин и четыре из Владивостока, Казани, Ставрополя, Читы.
Если откровенно, то, вспоминая изначальное количество присланных работ (более 600) и жесткий отбор, которому они подверглись (киномастера со всей России оставили всего 10), ожидания не оправдались.

Короткометражки не удивили. В большинстве своем они оказались малохудожественными опусами с банальными сюжетами, снятыми по излюбленным темам молодых режиссеров: спор разных поколений, любовь и так далее. Прослеживались и типичные проблемы начинающих кинематографистов: есть, скажем, красивая картинка в кадре, но при этом явно видны проблемы с режиссурой и монтажом. Понятно, что в таком деле главное не количество хорошей аппаратуры, а наличие внутреннего творческого багажа у авторов.

Однако были, были в этой десятке картины, ради которых, на мой взгляд, обязательно нужно было прийти на фестиваль уличного кино. «Твой сын» порадовал живыми диалогами, изображением русской провинции. Фильм «ДжиТи» – короткое и ясное повествование об офисном аде. Приятно было увидеть «Очарование рук» – легкую пародию на американскую романтическую комедию. Но главным фильмом стала документальная короткометражка «Спасибо». Эта работа из Владивостока – настоящее украшение фестиваля. Автор от первого лица рассказывает о встрече своего дедушки из Ульяновска с маленьким правнуком. Документальная съемка позволяет передать искренность и камерность момента. В фильме идет речь о представителях четырех поколений одной семьи: они общаются в домашней, непринужденной обстановке, и их фразы словно скреплены печатью мудрости времени. Восьмидесятилетний старик словно не замечает камеры, он искренне напутствует внука: «Воспитывайте с супругой детей, как положено. Чтобы они вам потом сказали «спасибо»». Это же слово с благодарностью передает дедушке и внук.

 

Децибелы многое решают

После показа воронежских зрителей попросили аплодисментами оценить каждый фильм. С помощью специального микрофона организаторы замеряли уровень звука и выявляли победителя. Картина «Спасибо» в Воронеже получила второе место. Ее опередила московская работа о конце света и герое из будущего («Спаситель»). Третьей же стала душещипательная история о человеке, который прозрел на один год, а потом снова погрузился в темноту («Солнечный ветер»). Однако воронежский зритель гостеприимен и отличается эмоциональностью: всем фильмам аплодировали громко, поэтому разница в уровне звука оказалось незначительной.

Такое голосование проводится организаторами в каждом городе, победитель определяется на основе обобщения результатов. Имя лучшего из лучших станет известно в сентябре. Специально для Главного лауреата организаторы в каждом городе, где проходил показ, находят кусочек металла и увозят с собой. Впоследствии все металлические частицы из разных городов упадут в одну плавильную печь, чтобы вылиться потом в своеобразный «Оскар» – приз для автора-победителя. Хотя все-таки награда и признание не столь важны, как и то, что благодаря фестивалю молодые режиссеры получили шанс показать свои работы во многих городах России.

 

От Владивостока до Лиссабона

Организаторы называют фестиваль «инъекцией в культурную жизнь городов». Рассказывают, что после их показов жители начинают активизироваться и проводить у себя подобные мероприятия. А за ними по закону цепной реакции появляются и другие интересные события. Нельзя сказать, что культурная жизнь Воронежа кажется бедной, но новые креативные мероприятия лишними не окажутся все равно. Главное, чтобы они не были повторением чего-то, придуманного кем-то ранее. Самобытность – вот чего не хватает многим организаторам современных массовых действ.

Теперь в планах у «кинотеатра на колесах» проехать с фильмами по всей Евразии. Начнется путь опять же во Владивостоке, но вот конечной целью на сей раз выбран другой край материка – город Лиссабон. И хотя этот фестиваль – мероприятие некоммерческое, организаторы твердо уверены в том, что их детищу удастся пересечь весь континент без материальных проблем. Остается пожелать им удачи.

Юлия Беляева
Фото Павел Макаров (ИА «Галерея Чижова»)

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий