У вас никогда не возникало желание провести весь день на художественной выставке, чтобы полностью погрузиться в реальность, созданную кистью художника, забыв о повседневном и обыденном? Если это хоть в какой-то мере отражает вашу готовность воспринимать искусство и получать новые впечатления, можно смело отправляться на всероссийскую выставку «Продолжая традиции». Хотя одного дня, наверное, мало – ведь экспозиция расположилась сразу в трех выставочных залах Воронежа. Музей имени Крамского, выставочные залы на Пушкинской улице и на улице Кирова ждут посетителей.
Небывалая по своим масштабам выставка организована Союзом художников России при поддержке Российской Академии Художеств. Участники выставки – современные художники из девяти российских городов, среди которых Москва, Воронеж, Тамбов, Курск, Липецк и другие. В течение двух дней в Воронеже работала специальная комиссия (так называемый выставком), которая отобрала лишь треть из привезенных в столицу Черноземья 1500 работ. Отбор был объективным и беспристрастным. Главный критерий отбора – соответствие формату выставки и высокая художественная ценность работы. Справедливости ради надо заметить, что на выставке представлены работы как известных российских мастеров (Зураб Церетели, Андрей Ковальчук и другие), так и молодых художников.
Обязанности по организации такого масштабного мероприятия взяли на себя председатель Воронежского отделения Союза художников России Алексей Смирнов, член выставкома Иван Дикунов, директор выставки Владимир Гончаров.
Открытие выставки прошло 21 ноября в музее имени Крамского. В этот день в выставочном зале музея было необыкновенно тесно и шумно. Лично прибывший на открытие председатель Союза художников России Андрей Ковальчук в своей речи подчеркнул неординарность выставки.
Благословение митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия передал художник и священник Василий Попов. А поздравления из Нью-Йорка – президент Российской Академии Художеств Зураб Церетели, который представил на выставке свои эмали и графические произведения.
Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка Ивана Николаевича Крамского. Стоит заметить, что в этом году прошел целый ряд событий, посвященных памяти юбиляра. Еще свежи воспоминания об Острогожском пленэре, который собрал заслуженных и народных художников России, а Воронеж вновь оказался в центре внимания творческой элиты.
В том, что выставка «Продолжая традиции» запомнится надолго, сомневаться не приходится.
От Крамского…
Интересно заметить, что сам Иван Николаевич Крамской, обладая не только незаурядным талантом, но и независимым характером, был нарушителем традиций и устоев своей эпохи.
Что такое традиция? Как уживаются традиционное и новаторское в современном искусстве? В данном контексте разговор о традиции и новаторстве кажется более чем уместным.
В переводе с латинского слово «tradicio» означает «передача». Несложно догадаться, что речь идет о передаче накопленного опыта, знаний и умений. Традиция – своеобразное присутствие прошлого в настоящем, которое, в свою очередь, не означает отрицания новых подходов и свежих решений.
Наоборот, традиции и новаторство, находясь в постоянном взаимодействии, становятся «вечным двигателем» искусства.
Чтобы лучше понять творчество современных художников и то, какие традиции они продолжают, не помешает обратиться к истории живописи, яркий след в которой оставил наш земляк.
Всем известен так называемый «Бунт четырнадцати». Его идейным вдохновителем был Крамской. Молодые художники, выпускники Академии Художеств отказываются писать дипломные работы на предложенную тему «Пир в Валгалле». Они просят предоставить им выбор сюжетов. Но в этом начинающим художникам было отказано, и тогда они демонстративно покидают Академию. Таким образом, уже в юные годы проявился бунтарский дух Крамского. Впрочем, это был только первый шаг.
В 1870 году было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», душою которого тоже стал Крамской. Выступая против официального академизма, декоративности, излишней напыщенности и театральности, избитых мифологических и библейских тем и сюжетов, художники обращаются к сценам простой и повседневной жизни, к будням людей из народа. Бытовой жанр – ведущий жанр в их творчестве.
Настоящие открытия совершили «передвижники» и в пейзажной живописи. Именно они впервые увидели скромную красоту русской природы, прелесть простого русского пейзажа.
Сам Крамской известен, прежде всего, как художник-портретист. Он писал не только знаменитых писателей, общественных деятелей и артистов. Крамскому были интересны лица и руки крестьян, тружеников, простых рабочих. Через внешнее в его портретах всегда проступает внутреннее – ведь они удивительно психологичны.
«Передвижники» во главе с Крамским совершили осознанный поворот к демократическому реализму. То, что сегодня кажется более чем традиционным, когда-то было их смелым открытием и новаторством.
… к современности
Интерес к реалистическому искусству сегодня становится все более глубоким и очевидным. Несмотря на всевозможные эксперименты, поиск новых путей развития, художники обращаются к традициям и опыту своих предшественников.
Русская реалистическая школа живописи всегда отличалась мощным талантом и высоко ценилась во всем мире.
Помня о том, что важно не сколько ты говорил, смотрел и слушал, а сколько сказал, увидел и услышал, хотелось бы рассказать об экспозиции выставки «Продолжая традиции». Ведь грандиозность и масштаб выставки – это не только количество художников-участников и представленных работ, а богатство и художественная ценность экспозиции.
Живописные, графические, скульптурные работы, произведения декоративно-прикладного искусства – в богатстве и разнообразии экспозиции данной выставке не откажешь. Различные стили, жанры, техники и направления – для каждой работы нашлось свое место в одном из трех выставочных залов.
В музее имени Крамского посетителей, как радушный хозяин, встречает сам Иван Николаевич. Он смотрит на нас с портрета, который написан заслуженным художником России А.Г. Костянниковым.
Бронзовая скульптурная группа «Крамской» – работа Андрея Ковальчука. Босой художник размышляет, глядя на одну из своих самых драматичных картин «Христос в пустыне».
Настоящим хитом выставки уже назвали портрет губернатора Воронежской области А. В. Гордеева, который, конечно, не мог остаться незамеченным. Этот яркий и экспрессивный портрет написал академик Российской Академии Художеств воронежский художник О. М. Савостюк.
В музее имени Крамского представлено 300 работ. Значительная часть экспозиции – масляная живопись. Но наряду с ней приковывают взгляды скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства, такие как батик, роспись по шелку, гобелены и лоскутное шитье.
Работы расположены в зале хаотично, рядом находятся произведения разных жанров (натюрморты, пейзажи, интерьеры, сюжетно-тематические картины) и стилей.
Вот объективно отражающий реальность, прописанный до мельчайших деталей натюрморт, вблизи которого висит пейзаж, выполненный в духе импрессионистов – вибрации на полотне за счет переливающихся подрагивающих мазков кисти художника, пытающегося запечатлеть сиюминутность. Динамика и статика.
Контрасты и нюансы. У каждого художника своя манера письма, свои любимые приемы и методы, которые делают его живопись узнаваемой и благодаря которым ее нельзя перепутать с творчеством других мастеров.
Вообще реализм – это сложное и противоречивое явление. Стилистически он многолик и многовариантен.
Именно возможностью увидеть рядом работы разных современных художников особенно ценна экспозиция выставки.
Помимо масла, художники пишут темперой и акриловыми красками. Заметим, что темперные краски являются более древними, чем масляные. В России ими писали вплоть до 17 века, после чего они уступили место маслу.
Скульптура – это, прежде всего, портреты классиков русской литературы (Бунин, Ермаков, Воробьев, Маршак), видных общественных деятелей и деятелей искусства.
Отдельно представлена иконопись. Это, пожалуй, самый светлый уголок выставочного зала. Не в переносном, а в прямом смысле. Особое свечение от избытка желтого и золотого создает торжественную атмосферу.
Графические работы находятся в выставочном зале на Пушкинской улице. Здесь и эскизы костюмов, и иллюстрации к произведениям русских классиков («Ночь перед Рождеством» Гоголя и другие), и плакаты. Разнообразные техники: тушь, пастель, цветные карандаши, линогравюра, офорт.
Но тематически работы близки друг другу. К традиционным для русского изобразительного искусства темам и образам обращаются современные художники.
Прежде всего, речь идет о пейзажной живописи, занимающей на выставке видное место. Жизнь русских провинциальных городов и сел изображают авторы, подчеркивая ее простоту и естественность.
Природа, как и во все времена, служит неисчерпаемым источником вдохновения. Художник в некотором отношении подобен исследователю, наблюдателю, который изучает, как ложатся свет и тень, как времена суток и времена года сменяют друг друга.
Отчетливо звучит на выставке тема русского православия, исконных русских традиций и праздников (Ходюк А.П. «Пасхальная неделя», Широких А.В. «Святой источник», Вилков А.В. «Земля православная» и другие). На картинах – монастыри, храмы, колокольни, святые источники, старцы.
Вечные темы и непреходящие ценности – так, пожалуй, можно коротко рассказать чуть ли не обо всех работах, представленных на выставке.
Вообще это не вызывает ни сильных положительных, ни отрицательных эмоций. Художники идут давно протоптанной дорогой. Многочисленные холмики и холмы, уходящие вдаль тропинки, степи и поля – кажется, что других достойных для изображения объектов нет. Живого контакта с современностью не возникает.
Помните знаменитое выражение о том, что искусство – это зеркало, в котором отражается современное общество и человек. Так вот, глядя в это зеркало, возникает ощущение, что видишь не «сегодня», а давно прошедшее «вчера». Не хватает актуальности, злободневности, современных тем и образов, которые не просто не оставят зрителя равнодушным, но побудят к каким-то размышлениям, заставят что-то пережить, зададут вопросы или ответят на них.
Вера Степанова