«Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — символ, которого, как казалось, так не хватало Воронежу. Колыбель русского флота — и без флота! Исправили эту несправедливость летом 2014 года, когда Воронежская администрация реализовала очень яркий проект — открытие музея «Гото Предестинация». Копия знаменитого линейного корабля была создана, чтобы изменить эстетический облик набережной, восполнить знания воронежцев об истории родного города и, в конце концов, стать символом Воронежа.
«Гото Предестинация» за время своего существования без внимания не осталась. Сколько о корабле говорили в СМИ, сколько о нём рассуждали и власти. И вот почти год существует «Гото Предестенация», но стала ли она визитной карточкой Воронежа? Интересна ли гостям нашего города, да и самим горожанам? И если ответ всё-таки окажется отрицательным, какие работы необходимо провести, чтобы модель первого русского линейного корабля стала чем-то большим, чем просто модель?
По данным департамента промышленности и департамента культуры Воронежской области, с октября 2014 года по март 2015 года корабль посетило 6776 человек. Посетители, как мы видим, есть, но, учитывая численность населения Воронежа, цифра не головокружительная. Проанализировав ситуацию вокруг «Гото Предестинации», можно сделать несколько предположений, почему за почти годовое существование корабль всё же не стал одним из самых популярных мест Воронежа.
Если ввести в Интернет-поисковике запрос «достопримечательности Воронежа», то нигде не будет числиться «Гото Предестинации». Конечно, в этом нет ничего предосудительного, да и очень опрометчиво было бы полагать, что только-только появившийся объект может сразу же обосноваться в списке главных мест Воронежа. Например, таких, как Краеведческий музей, музей имени Крамского, Благовещенский собор… Всему своё время — однажды и «Гото Предестинация» поднимет свои паруса. Время и… инфраструктура. Увы, пока корабль-музей одиноко стоит у берегов Адмиралтейской площади, где с одной стороны раскинулось водохранилище, а с другой — серый асфальт, время будет играть как раз против роста популярности корабля. Такое суждение небезосновательно: к подобной мысли невозможно не прийти, прочитав многочисленные отзывы воронежцев.
«Были на экскурсии с детьми — дошколятами. Всем очень понравилось! Внутри корабля есть на что посмотреть, рассказ гида интересен.
Единственный минус — полное отсутствие туалетов вокруг и на самом корабле. Очень неудобно с маленькими детьми» (отзыв на сайте «TripAdvisor»)«Внутрь не попали, так как были каникулы, и просто не было билетов. Можно порекомендовать сделать более-менее информативный сайт для музея, с нормальным бронированием билетов, так как по приезду на место касса просто была закрыта и висела надпись «билеты проданы», все не особо разговорчивы. В общем, не совсем понятное отношение. Резюме: идея хорошая, но как всегда недодел» (отзыв на сайте «TripAdvisor»)
«Корабль интересен! Знаю людей, заезжающих специально на него глянуть при поездке по М4. Но. Этот объект должен быть частью туристического маршрута.
Севастополь: панорама, диорама, Херсонес, корабли в бухте.
Тула: музей оружия, пряник, самовар.
Воронеж: кораблик… И че?
Вокруг него надо продолжать городить петровскую историческую тематику, чтобы там кроме него что-то было глянуть» (комментарий на Facebook)
Какой бы интересной и оригинальной ни была идея, она всё же пока имеет некоторые погрешности. Корабль-музей — прекрасный проект для нашего города, но проект как будто недоработанный. Пока вокруг нет дополнительных мест для времяпровождения, кафе, даже пресловутых лавочек и туалета, «Гото Предестинация» стоит обособленно и качается на волнах в скорбном одиночестве, что делает её посещение не слишком комфортным в том числе и на уровне мотивации потенциальных гостей. Чувствуется некоторая закрытость и автономность корабля. Допустим, если бы «Гото Предестинация» находилась примерно в такой обстановке, которая есть в парке «Алые паруса», идея бы работала в полную силу. Тут вам всё: и романтичные виды для влюблённых, и места для прогулок с детьми. Иными словами, отдых на любой вкус. Пока же…
«Досадно об этом говорить, но МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ руководство нашего департамента культуры… Без ПРОЕКТНОГО подхода НИКАКИЕ «конкретные результаты» работать НЕ БУДУТ. Ни парусник, ни дворец Ольденбургских, ни Костёнки, ни Дивногорье» (комментарий на Facebook)
В Интернете есть информация, что власти намерены реализовать масштабный проект, первой ступенью которого и было строительство «Гото Предестинации». Безусловно, именно тематический комплекс, а не единичный объект, в полной мере воплотит и образовательную, и эстетическую функцию. Но найденная в сети информация пока что носит очень абстрактный характер и не подкреплена официальными заявлениями, поэтому не известно, что, как и когда будет создаваться на Адмиралтейской площади или Петровском острове. По крайней мере, в ответе на запрос «ВК» департамент среди перспектив развития указал лишь 3 направления, которые касаются только усовершенствования корабля-музея, без упоминания каких-либо внешних работ:
«1) разработка и продвижение бренда «Гото Предестинация» в Интернет-пространстве (в т.?ч., в соцсетях), интеграция в российское и мировое музейное сообщество;
2) внедрение новых форм работы с посетителями, в том числе, разработка интерактивных программ (дополнительные образовательные программы для детской аудитории);
3) участие в?VII Конгрессе петровских городов (июнь 2015 года) с презентацией нового культурного объекта Воронежской области в рамках продвижение музея на всероссийском и международном уровнях».
Ещё на открытии «Гото Предестинации» Алексей Гордеев выражал надежду, что копия линейного корабля станет не только важнейшей достопримечательностью Воронежа, но и одним из уникальных объектов для всей России. Если затраченные средства оправдают себя и однажды корабль перестанет быть самоцелью и превратиться в часть прекрасного исторического комплекса — это будет действительно успешная реализация проекта. Пока же корабль существует вне тематического контекста, а прилегающая территория лишена элементарных удобств для горожан и гостей Воронежа, мы ещё долго будем слышать и читать комментарии о том, насколько всё прекрасно задумано, но, увы, вновь недоделано…