Художник Виктор Кротов не скрывает: «Любое искусство – это обман. Садится господин и мажет. Другие даже деньги платят за это… Многие согласны на обман. Но только чтобы красиво было. Если и обманывать, то красиво».
Как должен выглядеть художник? Включайте воображение. Руки и одежда в краске, элегантно небрежен, с кистью и, конечно, в неизменном черном берете. Виктор Кротов, рыцарь романтического сюрреализма, идеально подходит под это описание.
В Воронеже с 5 октября по 16 ноября в музее им. И.Н Крамского прошла его персональная выставка «Из Прошлого в Настоящее». А 18 и 19 октября художник давал мастер-классы, на которых делился не только секретами творчества, но и своими ремарками к судьбе человеческой.
– Судьба – это как игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Человек вступает в жизнь. И судьба ему на пороге что-то дает. А что — не видно. Кому-то пустышку вложит, а кому-то колечко попадется. Кто-то чудовище, кто-то гений, кто-то повар. Хотя мне кажется, что все это может уместиться и в одном человеке.
Свою профессию Виктор Кротов не романтизирует. Вот как он отвечает на вопросы, которые обычно задают художникам:
– А у вас всегда, наверное, руки в краске?
– Ну, нет. Почему? Нарисовал – вымыл руки.
– А вдохновение вас часто посещает?
– Не понимаю слово «вдохновение». В детстве один раз посетило и всё. А так творчество – это работа. Утром проснулся – и ты уже на работе. Засыпаешь тоже с работой. У меня никогда не было проблем с тем, что делать. Только и успевай холсты подставлять.
И в этом все желающие могли убедиться на мастер-классах. 18 октября Виктор Кротов показывал технику живописи. И жизни. То есть, он, конечно, никого не воспитывал. Просто делился мыслями по ходу работы: «Не надо быть рабом натуры. У каждого свои приемы. Главное – не копировать». А на следующий день художник показал технику китайской туши по парашютному шелку.
Парашют – это приятное парение, которое есть и в картинах Виктора Кротова.
На мастер-классы пришло много людей, в том числе и молодых. Во время работы художника все молчали. Удивлялись легкости – за полчаса получается полноценный натюрморт. Картина, которая дышит и от которой не хочется отводить взгляд. А Виктор Кротов говорил. Шутил, острил, рассказывал о художниках, о своих мастерских.
Сейчас у рыцаря романтического сюрреализма три студии: в Москве, Риге и Париже. А когда-то он работал в мастерской, где не было даже воды.
На выставке «Из Прошлого в Настоящее» представлено около ста пятидесяти работ. Среди них живопись, графика, объекты. Виден авторский стиль. Но картины разные. Правда, на всех оставлены следы: маленький кружок сверху, восьмерка, число 233. В основном, восьмерки. К ним Виктор Кротов относится с особенным расположением. Наверное, потому что он родился восьмого марта. А еще, потому что восьмерка представляет собой перевернутый символ бесконечности. Ставить на своих работах символ бесконечности – как будто желать им бессмертия. Чтобы красивый обман выстоял перед временем.
Юлия Беляева
фото автора
2 комментария
Замечательный был мастер класс тоже написал свою статью http://webkartini.ru/?p=3843 Долго беседовали с Виктором Кротовым. Спасибо организаторам!
, ,