Попасть под колесо. В нашем городе прошли гастроли Тольяттинского театра

0

В Воронеж приехал Драматический театра имени Глеба Дроздова «Колесо». Как и в прошлом году, гостей из Тольятти принимал ТЮЗ. В этот раз мы увидели три постановки, объединенные общей «женской» темой и рассказывающие о вечных ценностях: любви, семье, дружбе.

WR5A0685

Психотерапия по-фински

В первый день случился «Хаос. Женщины на грани». Финский драматург Мика Мюллюахо написал трилогию: «Паника», «Хаос» и «Гармония». Первая пьеса о мужчинах на грани, вторая о женщинах на грани, третья – обо всех вместе и о том, как они наконец справляются с кризисом. Героини «Хаоса» – рядовые представительницы современного мегаполиса: София (Елена Барамикова), закомплексованная неуверенная в себе учительница начальных классов, ведет ожесточенную войну с новой директрисой, решившей расформировать учебное заведение… правда, бои идут только в воображении потомственного педагога. Над Софией довлеет образ матери – бывшей директрисы, уже несколько лет как безвременно почившей, но сохраняющей незримую власть над дочерью уже из могилы. Эмми (Галина Злобина) – грубоватая журналистка, не отличающаяся хорошими манерами и чувством такта. У нее проблемы с мужем и, как вскоре выясняется, с нервами. Юлия (Елена Радионова) – сестра Эмми, гламурный психотерапевт, роковая блондинка, не обремененная семьей и детьми. На фоне подруг выглядит наиболее адекватной, хотя и у нее хватает проблем: влюбляется в собственного пациента, страдающего раздвоением личности, причем романтические чувства испытывает только к «Страстному». «Неуверенный» остается не у дел.

Героини пытаются осознать и решить свои проблемы, по пути выясняют отношения с окружающим миром, доводя друг друга до истерик и иллюстрируя мужской половине зала то, что принято называть «женской дружбой» и «женской логикой». Примерно до середины спектакля все подается в непринужденной, даже изящной форме. Поначалу это действительно легкая комедия, но только даешь мозгам «отключиться», как на тебя вываливают целую фуру проблем главных героинь, да с такой драмой и так надрывно, что кажется, будто произошел какой-то сбой и сюжет вышел из-под контроля. Особенно выделяется сцена, когда подруги сидят в тюрьме после пьяного дебоша, и Юлия уговаривает Софию справиться с тошнотой посредством мусорного ведра, символизирующего в данном случае могилу матери. Такая вот психотерапия по-фински.

Героини подчас ведут себя неадекватно и гротескно: одна нападает на мужика в кафе только из-за того, что он разговаривал по телефону и громко смеялся; другая до полусмерти избивает женщину, с которой флиртовал ее нетрезвый муж; третья крутит роман с собственным пациентом, а потом, осознав происходящее, сбегает, поджав хвост. Но это издержки оригинального сюжета: пьесу перенесли на сцену практически слово в слово. В этом, пожалуй, и проблема спектакля: сам текст вызывает чувство замешательства, не обзаводясь внутренней логикой и на сцене.

Актеры выложились – в том числе Андрей Амшинский и Андрей Чураев, сыгравшие тут пациента с раздвоением личности, двух мужей, исследователя мозга, психиат­ра, воспитателей в детском саду, судей.
Сцена посредством универсальных декораций превращается то в кафе, то в школу, то в кабинет психиатра, то в круизный лайнер и даже в здание суда, одно действие сменяет другое, кадр за кадром – спектакль очень кинематографичен. Динамичность повествования не дает заскучать: то на сцене появится супермен, то герой споет Fly me to the Moon Тома Джонса, то героини обратятся к зрителям от 1-го лица и выдадут заветное «все это вызвало следующую череду событий», означающее, что сейчас произойдет что-то из ряда вон.

Спектакль оставляет смешанные чувства: что-то сумбурное, истеричное, хаотичное и вместе с тем динамичное, яркое, свежее. Действительно хаос. Женщины на грани.

 

«Люк, я твой отец»

«Браво, Лауренсия!» поднимает вечную тему отцов и детей. Олег (Артемий Кондрашов) приводит домой невесту, его мать (Елена Радионова) ей не рада, начинается борьба за любовь и влияние. Есть и четвертый персонаж – новая подруга матери, Майя Ивановна, собирательный образ неблагополучного, но неунывающего русского человека: «Как же не пить водки? Не патриотично!» Не только патриотичность, но еще и та самая «душа нараспашку» отличает героиню Елены Барамиковой: она рассказывает историю своей жизни, и тут же становится понятна одна из немногих интриг спектакля, которая связана с дочерью героини, сбежавшей несколько лет назад из дома. Это во втором акте. В первом же невеста Олега вскользь упоминает, что когда-то покинула отчий дом, потому что родители пили – вывод напрашивается сам собой.

Уютно, предсказуемо, просто. Пресно. Общее впечатление – штиль. Декорации представляют собой квартиру, в которой живут Олег с матерью, а потом и его молодая супруга с Майей Ивановной. Обстановка советская, хотя действие происходит в наши дни: кухонька, соединенная с гостиной, видавший виды диванчик, черно-белые фотографии на стене, портрет Пушкина, многострадальный фикус… Пушкина, кстати, еще вспомнят и даже будут декламировать его стихотворения. Впрочем, имя поэта всплывет еще и в другом ключе, тогда сонный мирок на сцене рухнет и начнется безумие, заставляющее вспомнить о «Стилягах» (с которыми немало параллелей – пусть и случайных), а также поразиться внушаемости Олега. Сумбурная концовка вынуждает недоуменно задать вопрос: «А зачем?»

 

Внезапно, прошлым летом…

«Скамейка» – это эксперимент для «Колеса», первый камерный опыт. Пьеса старше, чем сам театр – она была написана Александром Гельманом в 1984 году.

Вера и Федя встречаются вечером в парке у скамейки. Двое одиноких людей пытаются предстать друг перед другом в масках: сначала в одной, потом в другой, третьей… Но необходимость выговориться, хотя бы на час почувствовать, что рядом с тобой понимающий человек, берет верх, и герои открываются друг другу. Они совершенно разные: Вера хочет найти любовь и посвятить себя ей, Федя – снова стать мужем собственной жены, которую он любит, но не может сделать счастливой. Им не по пути. Или нет?

Елена Барамикова и Олег Погорелец составили прекрасный дуэт. История, рассказанная ими, знакома многим мужчинам и женщинам – недаром пьеса выдержала испытание временем и до сих пор остается востребованной. Хорошо передана атмосфера тех лет: вход в парк, подсвеченный гирляндой цветных лампочек, афиши с советскими фильмами, которые периодически меняет смотритель парка, зеленый газон и, наконец, скамейка.

Однако спектакль воспринимается неоднозначно, в какой-то момент даже начинает утомлять: герои ведут себя очень эмоционально, действия и реакции Веры порой вообще не поддаются логическому объяснению: Федя – незнакомец, который ей ничего не должен (несмотря на случайную ночь в прошлом), – становится чуть ли не объектом преследования. Концовка трогательная, верить хочется, но не получается. Возможно, это и есть главное послание – надо стремиться, чтобы подобные концовки стали возможны. Присматриваться к людям, слушать их, больше доверять и самим быть открытыми. И одиночество отступит.

P.S. «Колесо» у нас приняли хорошо: каждый спектакль собирал полный зал, актеров провожали бурными рукоплесканиями. У Воронежа с Тольятти есть кое-что общее – это «Колесо», его история и люди. Хочется пожелать театру успехов и вдохновения.

Алена Радевич

Об авторе

Оставить комментарий