Полет шмеля, «Пчелы» и курочки. Три российских мультипликатора рассказывают, как создается анимация в России | «Время культуры»

Полет шмеля, «Пчелы» и курочки. Три российских мультипликатора рассказывают, как создается анимация в России

0

С 27 февраля по 2 марта в Воронеже уже в четвертый раз прошел «Большой фестиваль мультфильмов». Четыре дня в кинотеатре «Спартак» показывали российскую и зарубежную авторскую анимацию, а в субботу и воскресенье сразу три московских мультипликатора провели несколько мастер-классов.

MK_1

Два выходных дня в Книжном клубе «Петровский» кипела работа: скрипели карандаши, шелестела калька, рис пересыпался фигурными макаронами и сушеным горохом, а в воздухе витал запах масляной краски, которой участники рисовали на специальном стекле. Создатель советских мультфильмов «Дядюшка Ау в городе» и «Влюбчивая ворона» Мария Муат рассказала воронежцам об особенностях работы над кукольной анимацией, а молодые режиссеры Анна Шепилова и Вера Мякишева показали, как делать ролики в рисованном стиле, в жанре сыпучей и предметной анимации, а также в сложной технике «ожившая живопись».

В итоге получился небольшой мульт­фильм, в титрах которого значатся более пятидесяти человек от 6 до 45 лет. Превратившись в аниматоров всего на несколько часов, взрослые и дети покинули мастерские в приподнятом настроении. «А нам завтра, когда вернемся в Москву, с утра на работу, к станку – делать мультфильмы», – сообщили Вера и Аня. После этой фразы мне вдруг вспомнилось мнение одного человека – что анимацию рисуют дети для детей, мол, дело это простое, незамысловатое и несерьезное. Естественно, вступать с ним даже в вымышленную дискуссию я не буду по причине наивности этого тезиса. Но рассказать о том, как сегодня живет авторская мультипликация, хочется, благо тема эта многим близка и интересна. О том, какой путь нужно пройти, чтобы снять мультфильм, какие сложности – как художественные, так и приземленно-материальные – нужно преодолеть, и о том, как потом донести свою работу до аудитории, мы поговорили с представителями двух поколений российской мультипликации.

 

Анна Шепилова и дороги в Минкульт

27-летняя Анна Шепилова – режиссер нескольких короткометражных мультфильмов, преимущественно взрослых, наполненных светом и ясной грустью. Недавняя работа Анны «Дождь идет» – о последних мирных, счастливых и пронзительно беззаботных минутах перед началом Великой Отечественной войны. Фильм высоко оценили на фестивалях: он участвовал в международных смотрах в Клермон-Ферране и Штутгарте, получил приз критиков на «Большом фестивале мультфильмов» в Москве, награды за лучший анимационный фильм на фестивалях «Харьковская сирень» (Украина) и Cortodi Donne (Италия) и еще несколько призов.

MK_2

«Мой более ранний мультфильм «Джалиль» тоже рассказывает о войне, – комментирует Анна. – Как-то так вышло, что мне не хватило одного фильма, чтобы выразить эту тему. Можно сказать, что на «Дождь идет» я этот гештальт закрыла. Его я снимала для студии «Рассвет». Важно понимать, что студия сегодня – это не только художественное, но и административное учреждение. Дело в том, что в нашей стране 99 процентов фильмов снимаются за счет средств Министерства культуры. Все дороги ведут в Минкульт, без этого никак. Поэтому если у мультипликатора появляется идея, он составляет заявку, в которую входят синопсис, эскизы, общая идея, режиссерское видение будущей работы, и приходит с ней на студию, которая по каким-то причинам ему симпатична. Студия подает эту заявку вместе с другими на специальный конкурс Минкульта. Самому теоретически «податься» можно, но в практическом плане это очень сложно. Если студия выигрывает конкурс, автору дается определенная сумма на весь фильм. Ты можешь собрать команду и снимать даже дома, но это очень неудобно, поэтому обычно все работают в мастерских студии».

 

Вера Мякишева и победа над гравитацией

История о философии любознательности «Перелетная» режиссера Веры Мякишевой тоже получила много призов, в числе которых награды за лучший анимационный фильм и лучший дебют на фестивалях «АРТ-кино» и «Золотая рыбка» и диплом «За разрушение стереотипа – «Курица – не птица» фестиваля «Начало». А на ежегодном смотре анимации в Суздале он стал обладателем диплома «За победу над гравитацией». Маленькая курочка живет со своей семьей – заботливыми, но совершенно приземленными родителями-обывателями и многочисленными братьями и сестрами. Жизнерадостной курочке все интересно – повсеместно раздается ее вопрос «Как это?», и преимущественно ей хочется понять, как летают бабочки и птицы. Повышенный интерес к жизни помогает осуществить ее мечту – своеобразным способом птичка преодолевает законы природы и взмывает под облака.

«Этот мультфильм меня пригласила снимать студия «Пчела» для детского альманаха «Зеленое яблоко», – рассказывает Вера. – А я как раз хотела попробовать снять кино для детей. Мне прислали сценарий и сказали – можешь все в нем менять, но обязательно там должна быть маленькая курочка и чтобы в итоге она научилась летать. В оригинальном сценарии была другая история, но, поскольку мне разрешили все менять, я ее переделала «под себя». Мне кажется, каждый режиссер снимает кино про то, что важно именно ему. Самая простая мысль для детей здесь: если ты чего-то хочешь, то ты сможешь желаемое получить. Главное – упорно к этому стремиться. Поэтому в мультфильме нет ни одного кадра, где курочка не хочет. За счет ее «как это?» создается ожидание чуда, и в итоге оно происходит».

 

Мария Муат и сложности проката

Известный режиссер Мария Муат свою первую работу создала больше тридцати лет назад – мультфильм «Дядюшка Ау в городе» по праву считается классикой советской анимации. С тех пор она сняла не меньше двух десятков фильмов в кукольной технике, в числе которых «Отчего кошку назвали кошкой», «Влюбчивая ворона», «Желтухина», фильмы серии «КОАПП». Несколько лет назад Мария Андреевна открыла собственную анимационную студию «Пчела». Жужжащий логотип-заставка в начале мультфильма уже стал гарантией качества: на студии созданы проверенные российскими и зарубежными фестивалями короткометражки «Моя мама – самолет», «Снежинка», «Зеленые зубы», «Перелетная» и другие.

«Как и другие студии, мы обращаемся за получением средств на создание наших работ в Министерство культуры. В целом в нашей стране ситуация такая, что государство дает деньги просто на поддержание определенного вида искусства, но заработать на этом почти невозможно. В России в мультипликацию никто не вкладывает деньги, потому что это невыгодно: современную отечественную короткометражную анимацию не берут в прокат на телевидение и почти не показывают в кино – исключение хотя бы делается для «Маши и медведя» и «Смешариков». При этом мы тоже снимаем именно детские мультфильмы, которые, казалось бы, должны быть востребованы. Например, наша «Сказка про елочку» – новогоднее кино, совершенно подходящее под формат «мультфильм для детей». Его ни разу не показали в телеэфире, где по какой-то причине не покупают новые мультфильмы отечественных авторов и показывают только советскую мультипликацию. Прокатчикам же кинотеатров неудобно делать сборники (большинство работ авторской анимации – короткометражки), потому что нужно заключать договор с каждой студией. Таким образом, мы снимаем мульт­фильмы для детей, но в России до аудитории они практически не доходят. Пока я постоянно занимаюсь тем, что стараюсь показывать работы «Пчелы» детям – для этого езжу в школы и библиотеки. Сейчас наши соратники начали решать вопрос с грамотной демонстрацией мультфильмов в интернете, а компания «Панорама кино» начала делать сборники по студиям для кинопоказа в регионах. Надеюсь, что из этого выйдет что-то хорошее».

Как выяснилось, сложности у отечест­венной анимации возникают не столько при создании фильмов, сколько при донесении их до аудитории. И если режиссеры взрослой или артхаусной анимации зачас­тую априори не рассчитывают на массовые просмотры, то тем, кто делает детское кино, все-таки очень важно довести свою работу до конца, а точнее – до подрастающего поколения. Пока же и у взрослой, и у детской короткометражной российской мультипликации одна на всех «фестивальная» судьба. Зритель чаще всего открывает ее для себя на смотрах, таких как «Большой Фестиваль Мультфильмов», реже – в интернете (не все режиссеры одобряют нелицензионное размещение работ в сети, а проработанной системы демонстрации авторской мультипликации у нас пока нет); практически никогда – в телевизионном вещании.

Учитывая то, что фестивали, подобные БФМ, проходят в России нечасто, у современных детей мало шансов увидеть качественную современную мультипликацию. Пока же работы русских аниматоров находят интерес за рубежом: например, «Снежинку» студии «Пчела» купили для проката в некоторых франкоговорящих странах, а мультфильмом «Моя мама – самолет» всерьез заинтересовались в США. Долетит ли «Пчела» до наших маленьких зрителей – неизвестно, «как это?» будет и будет ли вообще – покажет время.

Евгения Глуховцева
Фото Марина Демченко

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий