8-9 июня 2013 года в рамках Третьего международного Платоновского фестиваля искусств состоялась международная конференция «Платонов и Бытие», в работе которой приняли участие известные российские и зарубежные специалисты. Научные и философские изыскания последних лет и в том числе работа, которая ведется в рамках Платоновских фестивалей искусств и научных конференций в Воронеже, уже доказали, что интерес к литературному и философскому миру писателя проявляют широкие круги граждан, а не только специалисты-гуманитарии. С каждым днем все больше обнаруживается его огромное значение для развития нравственной культуры общества, для его полноценной духовной жизни.
Далеко не случайно, что на Платоновском фестивале искусств состоялась философская конференция, посвященная творчеству нашего великого земляка. Во-первых, философия в каком-то исконном смысле есть не просто искусство, но высшее искусство мышления и понимания; во-вторых, в ВГУ с 2007 года действует Этико-философский семинар имени Андрея Платонова. Искусство и философия встретились, что само по себе знаково и значимо, так как появляется возможность по-новому взглянуть и на Андрея Платонова, и на многие культурные процессы современности. Философское измерение – это своего рода зеркало, в котором культура всегда осознает себя. И появление, вернее возвращение этого измерения – весьма отрадный симптом.
Конференция называлась «Платонов и Бытие». Тематика предельно широкая, однако она позволяет сконцентрироваться на самом главном у Платонова, поскольку и сам он всегда говорил только о самом главном, сокровенном в жизни. По сути дела, начат серьезный разговор о Платонове как о философе. Конечно, и ранее исследователи часто обращались к философским аспектам творчества писателя, изучали его «философскую прозу». Но особенность данного мероприятия в том, что здесь был представлен целостный взгляд на Платонова как на мыслителя, в котором и потрясающий художественный мир, сотканный из невероятных по своей оригинальности и выразительности слов-образов, и философская картина мира, в которой развернута какая-то предельная идейная глубина человеческих исканий и вопрошаний.
В этом разговоре приняли участие, конечно, не только философы, но и филологи, писатели, литературоведы, культурологи, журналисты, да и просто заинтересованные и неравнодушные люди. Становится понятно, что имя писателя Андрея Платонова – нашего соотечественника и классика отечественной гуманитарной мысли сегодня приобрело мировую известность, а исследование его творческого наследия вышло на принципиально новый качественный уровень. Этот уровень показывает, насколько Платонов понятен и близок современности.
Очень важно, что на эту конференцию собралось много известных специалистов, как из России, так из дальнего зарубежья. Следует отметить всех. Василий Ванчугов – профессор МГУ, Анастасия Гачева – старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН, Алексей Грякалов – профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Ханс Гюнтер – известный немецкий платоновед, Игорь Евлампиев – профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Наталья Корниенко – заведующая отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы РАН, Сергей Никольский – заместитель директора Института философии РАН, Владимир Порус – профессор Национального университета – «Высшая школа экономики», Моника Мадэй-Цетнаровска – директор Института иностранных языков в Новом Сонче (Польша), Лидия Щеквист – научный сотрудник Стокгольмского университета.
Это в некотором роде, философский пир, симпозиум, на котором была высказана масса интересных мыслей, подходов, трактовок. Конечно, здесь рассматривались и такие сугубо профессиональные ракурсы, как языки русской философии, сопоставление Платонова и Ницше, Платонова и Хайдеггера, тема смерти и бессмертия, бытийная проблематика в современной философии. Но, пожалуй, главное, что удалось показать на этой конференции, это понимание того, что Платонов не только великий писатель, но и великий философ. Фигура, равная Достоевскому. Такова вообще особенность отечественной литературной традиции: она глубоко философична. В русской культуре философия и литература образуют глубочайшее единство и родство. Наша литература, в которой поставлены основные проблемы мира и человека, в некотором роде и является нашей национальной философией.
Достоевского знают, любят и ценят в мире не только за его художественный мир, но и за ту невероятную философскую оптику, за то философское проникновение в человека, в его «глубины сатанинские» и «высоты ангельские», которые далеко превосходят многие исключительно профессионально философские попытки. Тем он и интересен, тем и значим. Здесь и Толстой, и Чехов, и Гоголь, и Набоков. Все это однопорядковые явления, все это особенность русской литературы, которая в силу своего огромного философического заряда выходит за строгие жанровые границы литературы. Но это невероятное обогащение нашей культурной традиции, знак ее подлинного своеобразия.
Судя по тому, что Платонов вызывает большой интерес за рубежом, он, безусловно, представляет фигуру писателя-философа, чья значимость определяется не только эстетически, но также этически и метафизически. Философский мир Платонова – это бытийная ситуация человека на все времена. Ее неверно привязывать только лишь к конкретной исторической эпохе, хотя вне контекста своего времени многое останется непонятным. И здесь важна работа текстологического, лингвистического, историко-краеведческого и архивного характера. И все же личности такого масштаба как Платонов говорят вообще о человеке, о человеке как таковом вне его культурно-исторической ограниченности. Здесь, наверное, та самая всемирность и всечеловечность, о которой говорил Достоевский в своей «Пушкинской речи».
Если мы будет воспринимать Платонова именно как фигуру такого масштаба и уровня, то, безусловно, откроются новые грани и измерения в его творчестве, которые окажутся сверхактуальными именно сегодня. Платонов помогает нам понять не только трагические коллизии нашей истории, ее коммунистического прошлого, но не менее трагические и драматические изломы нашего времени. Платонов-современник – тема крайне важная. Вот почему сочетание эстетики и педагогики Платонова, представленное и развернутое на фестивале, является весьма перспективным.
В этом смысле интересна инициатива участников конференции по созданию в Воронеже Российского центра исследований философского и литературного творчества Андрея Платонова, который имел бы такую же значимость как Центр Федора Достоевского в Старой Руссе, Центр Льва Толстого в Ясной Поляне, Центр Антона Чехова в Таганроге и другие. Этот центр мог бы стать значимой частью духовного ландшафта страны. Гости конференции увидели культурный потенциал региона, который может быть раскрыт еще и философскими усилиями.
Как показывают работы российских и иностранных ученых, именно философское освоение творчества Андрея Платонова позволяет выявить фундаментальные идеи и ценности, которые имеют особо актуальное значение для отечественной культуры, для целей развития духовной жизни современного российского общества. В задачи этого центра может входить не только изучение, но и популяризация творческого наследия писателя, органично включенного в контекст современной российской и мировой культуры. Дополнительное изучение и популяризация идейного и ценностного потенциала классика отечественной литературы и философии ХХ столетия позволит расширить его влияние в России и за рубежом. Реализация проекта существенно обогатит культурный облик воронежской земли, усилит внимание россиян к культурным пластам региона.
Как бы это ни звучало высокопарно и пафосно, но именно так и нужно говорить сегодня о самых насущных проблемах культуры. Андрей Платонов – фигура не только великая, но и трагическая. Великая в своем трагизме. Непонятный, непринятый и даже отторгнутый своим временем, он возвращается сегодня в полном объеме и масштабе своей грандиозной личности. Такова историческая правда, которая оказывается сильнее всех временных неурядиц и неустройств. И наша задача вместить, усвоить и удержать то послание, которое несет миру Андрей Платонов.
Владимир Варава