Песни жителей Черной Земли

0

В кадре три цвета: красный, черный и золотой. Яркие платки, темные традиционные одежды и блестящие бусы в тон желтой увядающей листве. Поздняя осень. На фоне тусклых многоэтажек Северного района семь участниц народного ансамбля запевают старинную русскую песню. Под растяжное «Ох, и соловей поет» мимо шагают прохожие, удивленно смотрят, что-то спрашивают. Когда песня заканчивается, в ответ на вопрос – «Как вы называетесь?» – раздается громкое и веселое: «Воля!».

Изображение-078

В характерной для себя мрачной, но глубоко цепляющей манере французский режиссер-документалист Винсент Мун снял видеозарисовку о воронежском фольклорном ансамбле «Воля». Фильм вошел в его сборник «Женщины Черной Земли» (LesFemmesDeLaTerreNoire) – цикл короткометражных документальных фильмов об исполнителях народной песни Воронежской и Белгородской областей. Работа над сборником была завершена совсем недавно. Запечатленная в видеозарисовке Муна традиция на фоне неухоженной современности (тоже одна из характерных черт фильмов режиссера) – важная тема и для ансамбля «Воля». В следующем году коллективу исполнится 25 лет, и все это время его участники кропотливо собирают и сохраняют южную русскую песню. И главное – демонстрируют ее современникам, большинство из которых от традиций и обычаев далеки так же, как вид многоэтажки Северного района далек от облика старой избы какого-нибудь села Богучарского района.

 

Уникальный архив

Все эти годы ансамбль возглавляет профессор и заслуженный деятель искусств России Галина Сысоева. Она создала коллектив в 1989 году при Воронежской академии искусств. Подход сразу был выбран особенный – «Воля» стала не просто фольклорным ансамблем, а настоящей творческой лабораторией музыкантов для реконструкции певческих фольклорных традиций. С тех пор коллектив сохраняет то, что с каждым годом становится все более зыбким – живое аутентичное звучание песен южных областей России. Слово «аутентичный» здесь играет главную роль – репертуар ансамбля собран в многочисленных фольклорных экспедициях по селам Воронежской и Белгородской областей.

Сохранение традиционной культуры– дело не только трудоемкое и сложное, но и малопопулярное: многое по-прежнему держится на энтузиастах и борцах за свое дело. Неотъемлемую роль здесь играет Российский фольклорный союз, который был создан в конце восьмидесятых лидерами фольклорных молодежных групп и учеными-гуманитариями разных специализаций. С тех пор сформировалась прослойка как любителей, так и профессиональных этномузыкологов, этнологов, культурологов, работающих в области сохранения русского фольклора.

«Эти люди, и мы вместе с ними, решаем проблемы передачи традиций и их сохранения, – комментирует Галина Яковлевна. – Но сколько нас в стране? Пусть даже тысяча. Эта тысяча мало что может сделать со ста сорока миллионами. Поэтому наше влияние не очень ощущается в масштабах страны».

Кажется, что речь здесь идет о каких-то сложностях оптического измерения и исследования действительности: то, что незаметно в масштабах страны, при приближении оказывается невероятно важным делом. Так, за годы существования ансамбля и кафедры музыкальной фольклористики (которую Галина Сысоева открыла в начале 90-х) студентами и преподавателями был собран уникальный архив народных песен, насчитывающий более 40 тысяч записей – настоящее богатство для потомков.

 

Исконное

Просто, пестро, весело – в сознании очень многих именно таким представляется русский фольклор. Настоящая же русская песенная традиция сложна – как для восприятия, так и по исполнению, и требует большого мастерства. Как и любая другая, южная песня имеет свои отличительные черты. Если для севера характерно одноголосье или двуголосье в исполнении, то юг – это яркое, плотное, красочное многоголосье. Во многом оно связано с тем, что эти песни рождались на фоне степных пространств, где звук должен разноситься далеко.

Преимущественно участники «Воли» собирают и исполняют материал воронежско-белгородского пограничья и центрально-воронежского песенного стиля. Протяжные и хороводные песни (которые на местном диалекте называются «карагодными») имеют тонкости исполнения, на освоение которых уходят годы. Когда поется «карагодная», ритм отбивается каблуками, и певицы подтанцовывают в такт. Чтобы правильно спеть протяжную, по мнению народных исполнителей, и вовсе нужны не только умение, но и особая душевная организация.

«Воля» знакомит людей с русской песней в ее первозданном виде. Это песня-традиция, песня-рассказ, песня-уклад жизни. Благодаря ей слушателям удается почувствовать сопричастность к своей культуре, земле и истории.

«Как-то мы с ансамблем были в Литве на международном фольклорном фестивале,– рассказывает Галина Сысоева. – В первом отделении выступал народный ансамбль с джазовым оркестром: на сцене звучали электронные инструменты, было много модных музыкантов. А во второй части должны были выступать коллективы с аутентичным фольклором, и это отделение открывала «Воля». Мы думали, что будет невероятно сложно – после такого яркого выступления привлечь внимание к себе. Но уже с первой песни поняли, что это успех. Причем не просто коллектива, а всего нашего направления. Зал был в восторге, потому что люди почувствовали, что перед ними нечто настоящее, исконное».

 

Сохранить традицию

Как и двадцать пять лет назад, в ансамбле «Воля» поют студенты и выпускники кафедры этномузыкологии Академии искусств. Некоторые из них сами стали преподавателями и создали собственные коллективы, которые также исполняют аутентичный фольклор. Кроме того, за время существования «Воли» были поставлены музыкально-этнографические спектакли «Дело было в Оськино» и «Гуленка», которые с успехом прошли не только в нашем регионе, но и в других городах, в том числе в столице. Много лет проводятся фестивали традиционной аутентичной музыки – «На Казанскую» и «На Троицу».

Галина Сысоева продолжает ездить со студентами в экспедиции, в каждой из которых по-прежнему удается найти что-то уникальное. В последней поездке по 15 селам Богучарского района было записано 300 традиционных песен. По словам Галины Яковлевны, некоторые из них можно отнести к настоящим шедеврам народной лирики. Исполняли песни в основном женщины 75-85 лет. Столь почтенный возраст певиц в очередной раз напоминает о том, насколько зыбким и уходящим является предмет исследования и собирания Галины Сысоевой и ее студентов. Бабушки исполняют то, что является последними крупицами традиции, которую уже не вернуть.

«У меня был такой случай: в одном из сел Семилукского района мы четко ощутили, что вот здесь заканчивается традиция, – завершает Галина Яковлена. – Никто там ничего не знал, никто ничего нам не рассказывал. Мы пришли к одному деду, его дочь нам говорит – ну что он сможет вам рассказать? И он нам просто перечислил песни, которые знал. Спеть там их уже никто не мог. В том месте традиция умерла».
Хочется верить, что везде, где традиция начинает умирать, все же найдется тот, кто ее сохранит и передаст потомкам. Для воронежцев и белгородцев это делает ансамбль «Воля». Возможно, именно за это коллектив часто называют музеем живой традиционной музыки.

Евгения Глуховцева

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий