Неспокойное наше время до краев наполнено страстями и переживаниями, разочарованиями и надеждами, печалями, и, увы, нечастыми радостями, одной из которых для полутора-двух тысяч воронежцев вот уже восемь с половиной десятилетий стала сокровенно-впечатляющая деятельность симфонического оркестра. Вот и в нынешнем завершающемся 2011, оркестр, как всегда, после летнего антракта возобновил концерты в первой декаде сентября.
Две замечательных женщины, что выросли «на холмах Грузии» и окрепли на московской равнине под присмотром великих Давида Ойстраха и Генриха Нейгауза покорили (уже в который раз) нашу публику. Лиана Исакадзе заворожила зал трагическим накалом скрипичного концерта №1 Дмитрия Шостаковича, а через две недели несравненная Элисо Вирсаладзе захватила слушателей проникновенным лиризмом шумановского фортепианного концерта. Внимая им в добротном сопровождении нашего симфонического коллектива под управлением Владимира Вербицкого, невольно думалось о великих традициях отечественного исполнительства, которые хранят и передают следующим поколениям такие выдающиеся мастера, как только что названные артистки или, скажем, Виктор Третьяков, который несколько раньше в рамках платоновского фестиваля незабываемо-грандиозно (тоже с нашим оркестром и Владимиром Вербицким) интерпретировал знаменитый скрипичный концерт Иоганнеса Брамса. Отличает этих превосходных музыкантов глубокое постижение стержневой сути того, что они исполняют, и при этом невероятное богатство артистического облика, включающего техническое совершенство, безупречное ощущение авторского стиля, благородство собственной сценической манеры.
И каким славным событием стало для воронежцев выступление первой трубы нашего оркестра Виктора Прокаева в следующей концертной программе. Нет, конечно, Виктор ни по мастерству, ни по опыту, ни по широте репертуара пока, разумеется, не равен мировым звездам, но яркость таланта, серьезность художественных намерений, неукротимое стремление достичь достойных исполнительских высот – все это хорошо «прослушивалось» в очень интересном и необыкновенно сложном концерте Александра Арутюняна для трубы с оркестром, которые молодой артист предъявил горячо принявшей его публике. За дирижерским пультом в этот момент стоял Игорь Вербицкий, мастерство управления оркестром которого за последние годы стало значительно зрелее и крепче. В этом можно было убедиться и в зимник концертах брамсовского фестиваля, и в сложных музыкальных программах платоновских торжеств.
В первой декаде октября дирижер «замахнулся» ни мало, ни много на Симфонию №9 Людвига Ван Бетховена, произведение колоссальное по масштабам и бездонной глубине содержания. Венчает его, как известно, хоровая фреска «Ода к радости» Фридриха Шиллера, которая захватила молодого композитора своей гуманистической сутью еще в его далекой юности, совпавшей с бурными революционными событиями конца XVIII века.
Хор Академии искусств, руководимый неуемно-энергичной Ольгой Николаенко, был усилен камерным молодежным коллективом Белгородской филармонии, которым руководит нынче ученица Ольги Ивановны Елена Батурина. Сольные партии пели ведущие солисты нашей оперы Людмила Сокол, Юлия Проняева, Алексей Иванов и Иван Чернышов. Назвать исполнение этого мирового шедевра отменным или великолепным было бы заведомым преувеличением. Проблемы интерпретации могучей бетховенской партитуры наличествовали, и маэстро, наверняка вспомнит о них, готовясь к новой встрече с публикой по поводу этого или, может быть, другого столь же неординарного произведения. Здесь важнее другое. Зал живо и с большим энтузиазмом откликается на любую серьезную акцию, на попытку говорить с ним не «шершавым языком плаката», но по точному определению замечательного русского поэта Николая Заболоцкого «музыкой миров». Именно эта материя захватывает дух и согревает сердца.
После этих концертов плавное течение сезона было прервано, потому как оркестр впервые в своей 85-летней истории отправился в европейский тур в рамках международного музыкального сотрудничества России с зарубежными странами. Италия, Австрия, Чехия и Словения. Двенадцать полномасштабных с огромным количеством бисов концертов по преимуществу русской классической музыки.
Дирижировали Владимир и Игорь Вербицкие, причем последний в австрийских городах (Клагенфурт, Кувштайн, Санкт-Пёльтен) вел концерты и представлял программы на немецком языке, чем вызывал бурный восторг зала. Солировали хорошо знакомые и любимые воронежцами Сергей Тарасов и Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Наталья Гутман (виолончель), Лиана Исакадзе (скрипка), молодые вокалисты из Южной Кореи и восходящая звезда отечественной пианистической школы, 20-летний Даниил Трифонов, триумфатор последнего конкурса имени Чайковского. Успех был, без преувеличения, оглушительный. В историю оркестра нынешнее поколение музыкантов вписало поистине золотую страницу.
Конец 2011 года ознаменовался и двумя премьерами в театре оперы и балета, что само по себе уже событие, которое в последние годы случается, к сожалению, нечасто, если случается вообще. А бывает, что увидев, как говорится, свет рампы, постановка мгновенно забывается, уходя в небытие, как это было с оперой Генделя «Орландо» в музее изобразительных искусств. Один-два спектакля, и канула вовсе даже неплохая работа в лету. А здесь почти одномоментно: сначала балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», и, спустя короткое время, долгожданный Моцарт с последней своей оперой «Волшебная флейта», которая по разным причинам целых четыре года не могла зазвучать под сводами театра, пропустившего из-за этого полувековой юбилей. Однако прежде, чем говорить о премьерах, отдадим должное Роберту Николаевичу Крайновичу, долголетнему вице-директору театра, многие годы встречавшего публику, и только что ушедшего, как принято говорить, на заслуженный отдых. Молодым человеком вместе с легендарным маэстро Ярославом Антоновичем Вощаком приехал он к нам из благополучного в ту пору Грозного. Очень быстро из оркестровой ямы, где играл Роберт на виолончели, перебрался в административные кабинеты и осел в них едва ли не на четыре десятилетия. Знал Крайнович театральное дело отменно, любил свою работу пылко и от своего замечательно-мудрого предшественника Михаила Михайловича Ужанского унаследовал ценнейшее качество – любовь к людям театра, к тем, кто чтит музы и служит им. Спасибо, Роберт. Долголетия тебе и крепкого здоровья.
А теперь о премьерах. Хорошо, что состоялись; оба спектакля – и балетный, и оперный – выглядят вполне благополучно. Публика приняла их удовлетворенно и благодарно. Критики с холодной трезвостью отметили, что солистам балета в этой хореографии, вернувшей нас в 40-50-ые годы XX столетия к так называемому драматическому балету, не хватило глубины постижения шекспировско-прокофьевских смыслов и той ноты страсти, тоски, отчаяния и печали, без которых отношения Монтекки и Капулетти тихо увядают и перестают волновать зал.
Что до «Волшебной флейты», то режиссер-постановщик ее Александр Николаевич Зыков, наконец-то дорвавшись до настоящего дела, насытил спектакль таким количеством кунштюков и залихватских выдумок в духе авангардистских веяний современной оперной режиссуры, что бедный Моцарт с его масонскими заморочками по поводу счастья, которое непременно нужно выстрадать, оказался на глубокой периферии спектакля. Лихие роликобежцы с отчаянностью байкеров бороздят сцену, без труда заглушая оркестр, исполняющий под аккомпанемент их изысканных пируэтов божественную моцартовскую увертюру. Забавные зверушки как проявление сущности всего живого (сразу повеяло атмосферой утренника в театре юных зрителей), успешно соревнуются с героями по поводу внимания публики. Во всем этом тонет и растворяется сущностная система, выстроенная авторами прихотливых отношений между очаровательными оперными персонажами. Конечно, и в этом случае могла бы выручить достойная музыкальная интерпретация моцартовской партитуры, но, увы, специфическим звуковедением адекватным требованиям композитора, владеют не только в Воронеже, но и по всей нашей России, совсем немногие. Тем отраднее заметить, что Игорь Горностаев (Папагено) и Дмитрий Башкиров (принц Тамино) к идеалу приблизились, чего не скажешь об остальных исполнителях, которым предстоит еще основательно поработать. Хорошо, между тем, что премьера состоялась, что название это появилось на афише. Хочется верить, что постановщики (музыкальный руководитель Юрий Анисичкин, художник Евгений Иванов, которому спектакль обязан многими находками) не сочтут дело сделанным, и, в конце концов, доберутся сквозь тернии неуемной режиссерской фантазии к Моцарту, живому и трепетному. Всесветный гений, право, стоит того.
Заканчиваем. Вывод наш прост: поводов для радостей и восторгов в убегающем году было немного, но верится, в году наступающем их будет больше. С НОВЫМ годом, друзья-меломаны!!!
Бронислав Табачников
фото Михаила Вязового