Перелетные «лебеди» воронежского театра

0

Два с половиной зимних месяца. Одна «Жизель», пятнадцать «Щелкунчиков» и тридцать «Лебединых озер». Миннеаполис, Нью-Йорк, Чикаго, города штатов Флорида и Нью-Джерси, канадский Бремтон и Кингстон, а также множество других точек на карте Северной Америки. И – полные зрительные залы. Таким триумфальным шествием по заморской земле ознаменовался 50-летний юбилей Воронежского государственного театра оперы и балета, который город отметил 25 февраля.

Возможно, публику вдохновил фильм «Черный лебедь», премьера которого в Штатах прошла раньше, чем в нашей стране, но желающих посмотреть «Лебединое озеро» в его оригинальной версии, без налета голливудской звездной пыли, было как никогда много.

По мнению воронежских артистов, американские зрители с каждым годом все больше приобщаются к балету – особенно это заметно в городах, где воронежский оперный театр бывал уже не раз. Многоцветная и разновозрастная аудитория принимала наших артистов на ура, но особенно приезд воронежской труппы радовал русских эмигрантов – импресарио приводил их за кулисы, чтобы те могли высказать соотечественникам восторги или сфотографировать с артистами детей, которые очень по-русски рукоплескали «Щелкунчику».

– Русский зритель хорошо чувствует, где нужно аплодировать, и знает, что нам это всегда приятно, – рассказывает солистка оперного театра Светлана Носкова, исполнявшая роли Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». – А иностранцы реагируют иначе – они боятся лишний раз похлопать, чтобы не помешать, не сбить нас с ритма.

Как ни странно, воронежский зритель более привередлив и требователен, чем иностранные любители классического искусства – по-видимому, это результат избалованности московскими и питерскими сценическими зрелищами. К тому же столица Черноземья имеет прекрасную хореографическую школу, чем может похвастаться далеко не каждый крупный город США. Чтобы посмотреть на своих сокурсников, на выступления Оперного театра приезжали выпускники воронежского хореографического училища, которые нашли свое танцевальное счастье за границей. А юные танцоры-американцы специально приходили перед спектаклями – и воронежские артисты давали им уроки прямо на сцене.

– В штатах не так много профессиональных школ, уровень балетного мастерства в некоторых городах больше напоминает самодеятельный, – поясняет Светлана. – Там нет таких педагогов, как в России, как в нашем городе.

Сказывается и разница в традициях. Если у нас принято предъявлять строгие требования к балетным артистам, то американские педагоги не столь суровы, и говорить об отточенных до миллиметров па тут не приходится.
Американские газетные критики высоко оценивали искусство воронежских артистов, но, как истинные патриоты, радеющие за собственный балет, время от времени находили, к чему придраться. Импресарио воронежского театра не брал в гастрольный тур оркестр, поскольку возить его с собой очень дорого – и журналисты не преминули уцепиться за эту деталь. Возникали и другие неприятные ситуации.

– Сценические площадки были очень разными – маленькими и большими, с хорошим линолеумом и не очень, – делится впечатлениями «лебедь» воронежского театра Светлана Носкова. – И один спектакль проходил на такой маленькой сцене, что там невозможно было расположить как подобает все декорации, а мы не могли нормально работать из-за тесноты.

Как назло, именно на этот спектакль пришли корреспонденты из New York Times. В итоге американские акулы пера описали русский балет, как «толкучку» на сцене.

– Все-таки главный показатель – это не критики, а прием зрителей – нас принимали очень хорошо, – считает Носкова. – Поэтому мы всегда выкладывались на 100 процентов.

Четыре тысячи зрителей встретили воронежцев в Миннеаполисе, в Чикаго при полных аншлагах прошли 3 спектакля подряд. Директора театров выходили на сцену, благодарно жали артистам руки и приглашали к себе на следующий год. Один раз американцы даже попросили сделать специальный концерт, полностью состоящий из отрывков спектаклей Петра Ильича Чайковского, дабы ощутить русский дух во всей его мощи.
Перед наиболее ответственными спектаклями проходили пресс-конференции – артисты общались со зрителями в отдельном зале. Интересовались разным – были, конечно, и набившие оскомину вопросы о том, почему артисты выбрали данную профессию или кто привел их в балет. Забавный случай произошел с газетой The Times of Northwest Indiana. Во время интервью со Светланой Носковой девушка-репортер поинтересовалась, что предпочитает кушать русская балерина, что готовит своим домочадцам, а в конце попросила прислать рецепт какого-нибудь русского блюда. В суматошном гастрольном графике Светлана о рецепте позабыла. А через пару дней вышло интервью, в котором балерина якобы поделилась с читателями из Северо-Западной Индианы рецептом русско-украинского борща. Так выдуманный американскими журналистами борщ стал «символом» воронежского балета.

Самым сложным в гастролях Театра оперы и балета были утомительные, по 12-15 часов, автобусные поездки. Артисты могли ехать целый день, переночевать в отеле – и снова в путь, а в отдельном траке путешествовали костюмы и декорации для спектаклей. За эти месяцы почти все участники труппы переболели гриппом или простудой, но, как и подобает профессионалам, выходили на сцену даже с температурой. К счастью, обошлось без тяжелых травм, что очень важно в гастрольной жизни, ведь из-за выпавшего из обоймы артиста сложно сокращать состав и делать перестановки.

Приход 2011 года артисты встречали под дождем из серпантина в русском ресторане «Татьяна» в Майами, где они выступали для русских эмигрантов; по признанию многих артистов, такого необычного Нового года у них еще не было. Но, увы, надоесть могут даже пальмы Майами: к февралю воронежские звезды балета устали от дорог, от пестрых пейзажей американского континента и ощутили тоску по дому.

– Смена обстановки, отвлечение от быта – всегда прекрасно. Но два с половиной месяца – это все-таки много для разлуки, – делится Светлана, которую с гастролей ждала семья.

Однако… уже очень скоро многие артисты, окунувшись в повседневность воронежской жизни, захотели обратно, к романтике дальних дорог и полным зрительным залам. А пятидесятилетний воронежский театр, безусловно, и не собирается отсиживаться дома, он планирует новые гастроли на следующий год.

Алена Захарова
 Фото Майка Бреннана, Нью-Йорк, США 

Об авторе

Оставить комментарий