Оперный остров

0

Преобразования в культурной жизни Воронежа постепенно выходят за рамки отдельных инициатив и обретают свою автономную волю. Драмтеатр реконструирован, Камерный строит новое здание с нуля.Возникает вопрос, почти угрожающий – кто следующий?

Кандидата на период перемен долго искать не надо. Он расположен в самом центре города и зовется Воронежским государственным театром оперы и балета.

Необходимость ремонта здания озвучивалась департаментом культуры неоднократно – в силу банального технического износа. Но в нынешней воронежской атмосфере потребность в ремонте моментально превращается в идею о масштабной реконст­рукции, а последняя перерастает в дерзновение на что-то принципиально новое.

Разрастание масштаба цели в конечном итоге привело к появлению одной интересной концепции и конкретного проектного предложения. Но обо всем по порядку.

Нужно ли вообще трогать Театра оперы и балеты? Необходимость ремонта ясна. Но достаточно ли только его?
Достаточно, но ведь можно претендовать и на большее. Например, в вопросе инженерного и технического оснащения театра. Можно обеспечить его возможнос­тями, необходимыми для по-настоящему современной работы: инфраструктурой для передового оборудования (осветительного и прочего), пространствами для работы с декорациями (как на сцене, так и на этапе производства и хранения), возможностями для применения этих самых сложных декораций, комфортными гримерными, и многим прочим.

Даст ли это новые творческие возможности труппе, режиссерам театра? Естест­венно. Нужны ли им эти возможности? Будет странно, если откажутся.

Принимая идею современного переоснащения Театра оперы и балета как благую, мы сталкиваемся с одним неизбежным ограничением. Зданием на площади Ленина.

Понятно, что в нем просто физически нет места ни для каких новшеств, ни для каких цехов декораций. Плюс, советская постройка всем своим застойным духом и концертами посторонних исполнителей противится любой идее глубокого обновления.

Ведь, по сути, инженерное усовершенствование – это не просто новое оборудование и инфраструктура. Это другое понимание театра, его возможностей, задач и места в жизни города. Новому этапу в жизни культурной институции не помешал бы зримый символ.

Им могла бы стать масштабная реконструкция. Изменение внутренней планировки, прирост квадратных метров.

Или даже, чего уж там, полностью новое здание! Технически проблем в этом нет: нынешний театр памятником архитектуры не является, в охраняемые ансамбли и зоны не входит, его вполне можно снести и на освободившемся месте построить что-то замечательное и современное.

У этих двух вариантов есть ощутимые минусы.

Полная реконструкция – крайне дорогая вещь, дороже нового строительства. Подобные траты применительно к зданию, которое исторической ценности не несёт, сомнительны.

Новое здание на месте старого? Но само это место ограничено. Есть только два способа прироста: подвинуть сквер и несчастного Пушкина, либо устремиться вверх, наращивать высоту. Сомнительны оба пути.

Сокращение сквера изменит ансамбль площади в худшую сторону. Высотное здание – аналогично. Еще одна проблема: пока театр будет реконструироваться, сноситься, возводиться, трупа останется без сцены. Значит, либо простой, либо сомнительное удовольствие гостить где-нибудь на Театральной, 17.

Отсюда получаем, что если наша мечта – современный, обновленный Театр оперы и балета, единственный путь – это новое здание на новом месте.

Идея, поначалу вызывающая оторопь. Такого масштабного строительства (осмысленных объектов) в Воронеже не было давно. Но, учитывая уровень проектов, ожидаемых городом (реконструкция набережной, освоение намывных территорий, строительство Камерного театра), можно сказать – почему бы и нет?

Тогда первый шаг – поиск места. Понятно, что это должен быть центр города. Желательно, чтобы имелся «открыточный вид» и культурный контекст окружения. Плюс подъездные пути, места для парковок.
Таких точек можно найти несколько, но хочется сразу обсудить конкретную концепцию размещения, предложенную ОАО «КБ «ВиПС». Эта организация, базирующаяся в Санкт-Петербурге, заведует строительством или реконструкцией множества объектов – в том числе Мариинки и Пермского оперного театра. То есть, в вопросе хорошо разбирается.

Предложенное место одновременно и неожиданно, и предсказуемо: Адмиралтейский остров. Он же Петровский, Заячий, в общем, остров напротив Адмиралтейской площади.

Неожиданно, потому крайне непохоже на нынешнее расположение театра. Предсказуемо, потому что пустой остров ровно в середине города своей девственностью постоянно будоражит воображение градостроителей, архитекторов и просто горожан.Очевидно, что рано или поздно его освоят. Хорошо, если это будет действительно театр, а не очередной деловой центр.

В пользу идеи выдвигается несколько аргументов. Первый – остров пустой, места много. Значит, можно построить совершенно любое здание, со всей нужной инфраструктурой, максимально приспособленное для современных театральных нужд. Ни в чем не придется себя ограничивать.

Второй аргумент: театральный остров – уникальный для России случай. Есть все шансы создать «визитную карточку» города, новый узнаваемый вид.

Третий: вокруг острова нет застройки, нет ансамбля. Архитектура здания может быть совершенно любой, современной, авангардной. Проще говоря, для проекта есть простор и физический, и ментальный.

Естественно, остров обзаведется мостом, подъездными путями, доступом общественного транспорта, парковкой. Кроме моста, правда, все будет реализовано посредством Петровской набережной. На сам остров автобусы ходить не будут.

К концепции размещения предлагается и два проектных предложения по самому зданию и прилегающей территории. Первое маркируется как «современное», второе как оглядывающееся на классику (и настолько бессодержательно по виду, что в дальнейшем разговоре участия не примет).

Общее представление легко получить из иллюстраций. Архитектура здания, конечно, не «ультрасовременная», как маркируют ее авторы. Скорее, даже умеренная, сдержанная, осторожная. Сбалансированные объемы, никаких радикальных ходов, все в рамках общепринятых уже приемов. Добротная современная архитектура, в общем. Для Воронежа очень даже и хорошо.

Крайне интересна начинка здания. В нем просторный холл, зал на 1100 мест и еще малый, репетиционный на 300. У сцены есть карманы, арьерсцена, авансцена, с примыкающими складами оперативного хранения и монтировочной площадкой для декораций. Сцена может динамически и автоматически меняться в ходе представления, ее рельеф, как и оркестровой ямы, может легко варьироваться. Артистические комнаты, помещения для режиссеров – все предусмотрено и завязано в единую систему. Транспортный коридор отделяет основное здание от производственного; соединены они подземным переходом. Творческие и технические зоны разделены, функционируют параллельно, но с возможностью полного взаимодействия в нужных моментах.

В общем, это настоящий комбинат, комп­лексный, целостный, самодостаточный, способный реализовывать самостоятельно (или принимать в гости) самые сложные постановки.

Не забыт, что отрадно, и сам остров. Два его «борта» спрямляются и образуют прямой угол. В нем располагается открытый амфитеатр – зона публичных мероприятий под чистым небом. Под амфитеатром – видовой ресторан с выставочной функцией. На оставшихся «дикими» берегах – деревья, зеленая прогулочная зона.

Качественный проект с рядом достоинств. Продуманное, современное, функциональное театральное здание. Приличная архитектура. Живое общественное пространство вокруг – хороший вкус сегодняшнего дня.
Есть, конечно, пара нераскрытых тем. Например, не показаны фасады, общий вид с «левобережной» точки зрения. А ведь это крайне важный вид. С широкой перспективой, на фоне правобережной горки.

Вторая тема – уникальная ситуация театра на острове, между небом и водой. Это отличный мотив, сюжет для архитектуры. Есть пример той же Сиднейской оперы, обыгрывающей тему парусов-ракушек. Или более свежий аналог, Национальный театр оперы в Осло. Тоже на острове. Здание растет прямо из воды, из нее же поднимается плоскость пологой крыши, доступной для прогулок, становящейся общественным пространством. Смелое, красивое, урбанистически осознанное решение – и в результате заслуженная архитектурная премия Евросоюза.

Кстати, о премиях. Это не игрушка, качественный проект может участвовать в бесчисленном множестве архитектурных конкурсов. А это – работа на брэнд Воронежа, репутацию города, повышение его узнаваемости, туристы, в конце концов.

Впрочем, речь пока идет именно о концепции размещения и о проектном предложении. То есть, об отправной точке для дальнейших обсуждений и работы.

И это обсуждение совершенно необходимо начать, потому что круг затрагиваемых вопросов весьма широк. Собственно, еще нет принятого решения о том, что именно делать – ремонт, реконструкцию или строить новое здание.

Но если принять максимальную программу – островной театр – то даже этот отдельный вариант поднимает несколько интересных тем. Например, по поводу отсутствия архитектурного ансамбля, на который не придется равняться новому зданию. Но как же проект Петровской набережной, в стиле барокко?

Есть и намного более неясные и масш­табные вопросы. Новому театру, очевидно, понадобится гораздо более существенное финансирование. Есть ли у нашего бюджета такие возможности? Это с учетом остальных нагрузок по культурной сфере – драмтеатра, здания Камерного, нескольких других инициатив? Владимир Петров уже успел посетовать, что денег не хватает. Плюс, растет не только финансовая, но и управленческая нагрузка. Одно дело – «сохранять и приумножать», другое – вести активную культурную политику. Готов ли департамент культуры справиться с новыми вызовами? Адекватны ли развивающейся ситуации его полномочия и обязанности, структура и методы работы?

И следующий нелегкий вопрос – справится ли с таким фонтаном возможностей нынешняя команда Театра оперы и балеты? Есть ли у его предводителей желание что-то решительно менять, развиваться? Под какую художественную стратегию и какого художественного руководителя будет создаваться новый театр? Или такой подход, «театр под худрука» – не догма и не единственно приемлемый ход событий?

Повторимся, что всё это стоит обсуждать, формулируя мнения, подходы и стратегические перспективы. Чтобы очередное городское новшество было осмысленным, базирующемся на целенаправленном подходе.
Только возможно ли это в условиях провинции? Где все друг друга знают, все друг другу если не друзья, то сопартийцы, если не сопартийцы, то родственники, если не родственники, то зависимы от общих источников ресурсов? Есть ли у нас пространство и кураж для таких обсуждений?

Стоит найти и то, и другое.

Илья Долгов

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий