Она рисует живыми красками

0

Сегодня в гостях у редакции «ВК» президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии и фестиваля Moscow Flower Show, один из самых авторитетных специалистов в области ландшафтного дизайна и просто интересный собеседник – Карина Лазарева. Человек, принимавший активное участие в работе над парками «Алые паруса», «Динамо» и фестивалем «Город–сад». Просим любить и жаловать.

baba-copy

– Скажите, индустрия российского ландшафтного дизайна сравнительно молода? Ей только пара десятков лет?

– Ландшафтному дизайну порядка 20 лет, но сильнейшая волна популярности приходится на последнее время. И с каждым годом интерес к этой отрасли возрастает, осознается необходимость и важность ландшафтного дизайна. Однако мы не должны забывать мастеров садово-паркового искусства, которые создавали «Алые паруса» и «Динамо» в прошлом, тут есть чем гордиться. Конечно, если бы эти и многие другие парки удалось сохранить, чтобы лишь приумножать их красоту, то мы тогда говорили бы о развитии садово-паркового искусства, но, к сожалению, многое разрушено, многое просто не сохранилось…

– Правда, что сегодня большинство ландшафтных дизайнеров – самоучки?

– Да, первая волна специалистов в основной своей массе поменяла профессию из-за последствий «перестройки» и прочих негативных обстоятельств. Многие начинали заниматься ландшафтным дизайном по необходимости, но добивались успеха только те, кто пришел в эту профессию по любви. Эти люди внесли колоссальный вклад в создание и развитие ландшафтной отрасли. Сейчас совершенно другие возможности в информационном и образовательном плане. Но несмотря на полученное ими образование (высшее, среднее или специальные курсы), это все равно только база, старт, а дальше уже надо всю жизнь трудиться и учиться! Очень важно путешествовать, наблюдать, анализировать, обмениваться знаниями и опытом. Сегодня большое влияние на развитие ландшафтного дизайна оказывают иностранные специалисты. Общение и сотрудничество с ними ведет к взаимному обогащению знаниями и развивает вкус.

– Правильно ли я понимаю, что в этой индустрии мы часто прибегаем к помощи иностранцев (взять того же Оливье Дамэ)? Это следствие нашей неопытности или принципиальный подход – работа со смешанными командами?

– Вообще я всегда за сотрудничество. Командная работа полезна, она способствует более быстрому получению новых практических знаний и навыков (мы с Оливье как-то прикинули, что суммарный запас наших знаний только на двоих – 50 лет!), дает мощный творческий заряд, а результат – благоустроенные и комфортные общественные территории. Исторически мы всегда привлекали иностранных специалистов для создания садов и парков Петербурга, Москвы и других городов, которые сейчас являются культурным наследием нашей страны.

Zamok-camera

– Рынок ландшафтного дизайна сегодня развивается очень стремительно: достаточно просто вбить эти слова в поисковик – получишь сотни ссылок на те или иные студии…

– Но при этом толковых и квалифицированных специалистов все равно мало, несмотря на популярность отрасли.

– И мы об этом. Неграмотность, неопытность заказчиков, иногда отсутствие вкуса, наверное, поощряют откровенных шарлатанов. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Это свойственно вообще любой сфере. Как говорится, семь нот знает каждый, но… Что бы я посоветовала заказчикам: серьезнее подойти к выбору специалиста, компании. Больше времени потратить на общение с этими людьми, изучить их послужной список, грамоты и дипломы с выставок и конференций, портфолио работ, отзывы других клиентов. Привлекать надо компании, являющиеся членами профильных профессиональных ассоциаций. Выбор специалиста – сложный процесс, но и роль заказчика немаловажна в этом процессе. Надо пошагово все проговаривать и не стесняться задавать вопросы, высказывать свои идеи и сомнения, грамотно ставить задачу и доверять специалисту. Правильная коммуникация позволит избежать многих проблем. Рождение сада – это серьезный и важный завершающий аккорд в создании родового гнезда. Дом перестроить можно, а сад нет, он обретет силу и красоту спустя годы.

– А ценовая политика? Вообще говорят, что настоящий специалист очень дорог. А тут компания, пусть и неизвестная, предлагает сделать ту же работу втрое дешевле… Выбор, однако.

– А за счет чего дешевле? За счет дизайна, технологий, гарантий – это все надо хорошо взвесить.

– То есть лучше все-таки выбирать дорогих и известных?

– Понятие «дорого» весьма относительное. «Дорогие» и известные компании и специалисты стоят столько не просто так. Профессионализм, опыт, творчество, качество, надежность, порядочность – вот критерии оценки, за которые платит заказчик. Мне еще хочется добавить сэкономленные время и нервы. А это и есть Имя компании и специалиста. Рассчитывая бюджет на строительство или покупку дома, надо сразу закладывать в смету стоимость сада – это примерно треть стоимости дома. Надо адекватно оценивать свои желания и средства. Именно на стадии проектирования и формируются желания, вкусы и возможности заказчика, а задача профессионала – помощь в создании и реализации. При этом необходимо соблюдать принцип трех «Э» – экологичность, экономичность, эстетичность. Удешевить, как и удорожить, производство можно за счет дизайна и материалов, технологичности, но никак не качества. Вот в том-то и заключается ценность известного дизайнера, что он способен придумать и предложить вариант, который устроит заказчика по идее и цене. Вы же должны понимать: мы как художники. Только наше полотно – пространство и время, а рисуем мы живыми красками. И ценность этих полотен возрастает с каждым годом.

3-(4)

– В качестве поставщиков растений у многих студий фигурирует Италия, Голландия и другие страны. Разве в этом случае не требуется сложная акклиматизация?

– Что касается акклиматизации, то многое зависит от того, в какой зоне растения произрастают. Но обычно привезенные зарубежные растения адаптируют к российским условиям и потом только продают. Тем известным иностранным питомникам, которые я знаю, по 80-100 лет. Это, как правило, семейный бизнес, переходящий из поколения в поколение. Налаженное производство, широкий ассортимент, высокая степень приживаемости, хорошие декоративные и эстетические показатели. Все это и есть качество растения. В России сегодня по сути один стандарт качества – здоровое это растение или больное. А всем хочется еще и эстетики.

– Воронеж для вас, думается, город уже почти родной. Какие, на ваш взгляд, у нас еще есть белые пятна, требующие непременного вмешательства профессионалов-ландшафтников?

– У меня так постоянно складываются обстоятельства, что изучить Воронеж детально не получается. Я настолько ограничена во времени, что приезжаю всегда ради какой-то конкретной задачи и посвящаю ей все свое время и силы. Поэтому мне сложно судить. Хотя… я бы поработала над вертикальным цветочным оформлением, особенно в центре города.

– Что это значит – вертикальное цветочное оформление?

– Это когда балконы в цветах, стены, столбы – весь город в цветах. Меняется атмосфера, город сразу становится более нарядным, улучшается экологический и эмоциональный климат. Да, конечно ,еще водохранилище и экотропа! Правда, я думаю, что ваша администрация лучше меня знает об этих белых пятнах. Так много и так быстро в Воронеже и области меняется к лучшему, что скоро, наверное, вообще не останется никаких пятен.

– Вы являетесь инициатором и автором фестиваля «Воронеж — Город-сад»…

– Я не являюсь инициатором. Инициатор – администрация Воронежской области.

– Однако для многих людей он ассоциируется именно с вашей фамилией.

Это приятно, но меня пригласили работать с этим фестивалем только в прошлом году. Я люблю этот проект, ведь он создан на благо людей и для процветания Воронежа и всего региона. C каждым годом количество участников увеличивается, расширяется география стран-участников, что говорит о статусе и авторитете мероприятия на российском и международном рынках. Мне нравится работать в одной команде с воронежскими специалистами: это образованные люди с колоссальным творческим потенциалом. Дополняя друг друга, мы едины во мнениях и творческих взглядах, а этот так важно для работы в команде. Кстати, на недавнем Moscow Flower Show именно Воронеж получил две золотые медали от независимого международного жюри. Эта оценка говорит сама за себя. В этом году на фестивале я с нетерпением жду встречи с работами участников из сельских районов – их проекты интересны и самобытны для нашего воронежского региона…

– Это очень приятно, что вы говорите «нашего» — оговорка по Фрейду!

– Я и вправду люблю этот край. Каждый раз его по-новому открываю для себя, это как подвергать алмаз огранке… недавно вот побывала в Белом колодце – невероятно красивые места там.

0_8e409_b60422e9_XL

– А каким вам представляется, скажем, парк «Динамо» в будущем?

– Это, конечно, очень мощный проект, центральный парк города. Это аккумуляция творческого и культурного потенциала, который можно распространить на весь город. Эта реконструкция станет большим подарком городу и области.

– Многие люди, которые помнят старый парк, опасаются, что новое «Динамо» кардинально изменится.

– Опасаться ничего не надо. Это реконструкция парка, а значит, бережное восстановление. Парк прекрасен! И главное было не навредить, а сохранить, восстановить и преумножить. Самое важное – возродить динамическую организацию пространства, дух парка, а это очень сложная задача. В «Алых парусах» это удалось — надеюсь, удастся и здесь. Исторически сложившиеся дорожно-тропиночная сеть, функциональные зоны досуга и отдыха – все это сохраняется. Кроме того, возобновится работа Зеленого театра. Пруд, речка – все это тоже будет. Конечно, аттракционы и малые архитектурные формы, которые существовали тут 70 лет назад, но не представляющие сегодня историко-культурную ценность, претерпят трансформацию. Парк – это живой организм. В «Динамо» надо «восстановить каркас», нащупать артерии, а затем постепенно все воссоздавать. Cтолько времени все здесь разрушалось… за один год не восстановишь.

– Скажите, а по какому принципу вы вообще беретесь за те или иные проекты?

– Я в профессии более 20 лет. Мой опыт – сотни проектов в России и за рубежом: сады, парки, частные владения, общественные территории — всего и не сосчитать. Многие идеи и замыслы были успешно реализованы. Я благодарна всем своим заказчикам, коллегам и партнерам, а самое главное – семье, которые дали мне такую возможность. Каждый проект – это часть моей жизни, и в каждом из них часть моей души. Cейчас мне интересны проекты, которые способствуют расширению диапазона возможностей и потенциала территорий, людей, улучшению качества жизни. Я хочу, чтобы мои они вызывали только радостные эмоции… Нельзя забывать, что сегодня мы живем в долг у природы и у наших детей. И какой мир мы им оставим, зависит только от нас.

Олег Котин, Александр Вихров

Об авторе

Оставить комментарий