О простых вещах

0

22 февраля в Воронежской организации Союза Художников России была открыта выставка современного художника Евгения Кравцова, приехавшего в столицу Черноземья по приглашению супруги губернатора Татьяны Гордеевой. По словам самого художника, эта выставка – главная в его карьере.

Евгений Кравцов – художник-реалист. В своём творчестве он обращается к миру простых, казалось бы, даже банальных, вещей. Мастер находит такой подход в изображении повседневных предметов быта, наполняет их таким смысловым звучанием, что они в своей прекрасной простоте становятся особенно дороги зрителю. В конце концов, многое зависит не от самого объекта, а от точки зрения на него. Евгений Кравцов внимателен к детали, он тщательно прорабатывает форму и фактуру предмета. Мелочь жизни, пустяк, случайное всегда, в конечном счете, находит себя звеном в цепи необходимого, ведущего в глубинное, коренное. Посредством мелочей раскрывается красота нашей жизни. Раскрываются подходы к основным, неразрешимым вопросам человеческого существования. Быт переходит в бытие. Художник как никто другой знает или интуитивно угадывает этот переход, неслучайно обращаясь к быту, имея при этом нацеленность на решение глубинного.
Живопись Евгения Кравцова лишена какой-либо залихватской удали, желания эпатировать, броситься в глаза и врезаться в память. Его картины будто ждут, когда зритель к ним сам обратится. Они ненавязчивы. Но в этом, на мой взгляд, и заключается их особая духовность.

Евгений Кравцов на открытии выставки сказал, что он пишет для себя, а не для зрителя. Его работы – это ответы на им же поставленные вопросы или вопросы, ответы на которые им найдены не были.

Живопись Евгения Кравцова монохромна. Отличительной чертой его работ является холодная приглушённая гамма. Большее внимание художник уделяет тону, нежели цвету. Мастера интересует мягкая игра света и тени, которая порой становится едва уловимой. Всё это наполняет пространство картин воздухом. Мне показалось, что воздух этот холоден и чист. В некоторых живописных работах художника чувствуется лёгкое дуновение северного ветра, который заставляет трепетать травы и деревья.

Воздух и свет делают живопись Евгения Кравцова такой, что зритель начинает верить в существование того пространства, в которое картина является будто маленьким окошком. Эта жизнь кажется порой не менее реальной, чем то, что нас окружает. На мой взгляд, в ней даже больше правды, она освобождена от всего лишнего и ненужного. «Свободен тот, кто может не лгать», – заметил французский писатель Альбер Камю. В этом и заключается свобода художника, о которой так много говорят в современном мире.

Каждый артист стремится преодолеть традицию, найти свой путь. Но преодолевать традицию – не значит опровергать её. Евгений Кравцов – художник с интересным взглядом на мир, он разрабатывает собственный изобразительный метод, комбинируя масляную живопись с рисунком сепией на холсте. Но вместе с тем Евгений Кравцов не опровергает традицию. Обращаясь к теме природы Русского Севера, он перенимает наследие таких русских художников, как Левитан, Туржанский, Бялыницкий-Бируля. Сюжеты его пейзажей незамысловаты. Он обращается к реалиям жизни северной русской деревни. (Сам художник родился в селе Хлопуново Алтайского края.) Он пишет дома, деревья, сараи, забор, лодки. «Какое чудо восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься», – писал Эжен Делакруа. Эти слова будто сказаны о творчестве Евгения Кравцова. Он сам восхищается красотой простых предметов, красотой суровой природы Русского Севера, которая не может порадовать глаз яркостью и экзотичностью, хотя в ней есть особая стойкость и крепость. Зритель вслед за художником начинает восхищаться тем, чем в реальности не восхищается. Наверное, таким образом и происходит диалог между зрителем и автором.

Евгений Кравцов пишет портреты простых тружеников. Портреты косаря, дровосека и копателя картофеля – это своеобразный триптих художника. Они гармонируют и композиционно, и на смысловом уровне. По словам Евгения Кравцова, это три богатыря, за которыми стоит Русь. Мне кажется, что слово Русь было выбрано художником неслучайно. Не Россия, а именно Русь, с её исконными ценностями, традициями и культурой.

Живопись Евгения Кравцова отличается любовью к человеку. Когда смотришь на его картины, становится необыкновенно тепло и уютно. Я думаю, что это искусство для всех и для каждого, то искусство, которое помогает жить.

Вера Степанова

Об авторе

Оставить комментарий