Новая жизнь карачунской игрушки

2

В уютной мастерской на окраине Рамони кипит работа: в одной печи обжигают глиняные игрушки, в другой спекают стекло в технике фьюзинга. На столе уже расставлена коллекция керамических фигурок и колокольчиков, подготовлена глина и нехитрые инструменты – сегодня мы узнаем, что такое знаменитая карачунская игрушка. Технология ее изготовления занесена в каталог объектов нематериального культурного наследия народов России.

Островерхова,-Котельникова,-Дедова-(5)

 

Древний промысел

Село Карачун Рамонского района, давшее имя игрушкам, славилось своей глиной и гончарным промыслом уже с 17 века, когда здесь образовался Карачунский Владимирский монастырь. По мнению краеведов, именно монахи зародили в окрестных местах гончарное производство, которое вскоре определило и род занятий жителей образовавшегося вокруг обители села. Ну, а там, где был гончарный промысел, всегда находилось место и «потешкам» – игрушкам и свистулькам для детей, которые почти в каждом дворе лепили забавы ради. Некоторые такие «потешки», появлявшиеся в других частях страны, перерастали в отдельный промысел: именно так, например, возникла дымковская игрушка. Ну, а карачунские мастера придерживались главного направления и производили глиняную посуду, которая расходилась по окрестным селам и городам. Махотки, черепушки, макитры, горшки, крынки, жбаны – чего только не делали в Карачуне! На Владимирскую ярмарку за этой продукцией трижды в год приезжали со всех сторон купцы, пользовалась спросом она и на воскресных ярмарках в Задонске и в Воронеже.

В 1930-х годах в Карачуне открыли гончарный цех, работники которого продолжали традиции предков и занимались выпуском глиняной посуды. Но и об игрушках не забывали. Интересно, что в селе еще с 17 века одной из самых популярных была фамилия Лямзины. Ее представители, причем даже не имеющие между собой родства, в конечном счете, и стали самыми известными для нас карачунскими мастерами. Последний гончар и игрушечник из Карачуна Василий Лямзин, полвека проработавший в том самом гончарном цехе, умер в 1998 году. В родном селе у него не осталось учеников и других продолжателей карачунских традиций.

 

Ученицы с энтузиазмом

Галина Котельникова, ныне народный мастер Воронежской области, в конце 1970-х годов переехала в Рамонь. В те годы Галина Ивановна была простым учителем рисования. В школу попала не сразу – не было мест. Зато были места на Рамонской фабрике художественной керамики, куда она и устроилась работать. Именно здесь она впервые услышала о карачунской игрушке. Еще через несколько лет, уже работая в местной школе, Галина Ивановна получила задание подготовить для краеведческой конференции материал о художественных промыслах в Рамонском районе, и тогда она вспомнила о Карачуне.

Знакомство с Василием Ивановичем Лямзиным, на тот момент последним носителем карачунских гончарных традиций, оказалось для Галины Котельниковой знаковым. Она стала его ученицей, собирала сведения о промысле, сами игрушки и обучала детей в школьном кружке лепки. В этот самый кружок с третьего класса ходила еще одна нынешняя мастерица Людмила Дедова. Вместе со своей наставницей она ездила к Лямзину и постепенно перенимала его мастерство.

– Как я ни старалась с точностью воспроизвести игрушку Василия Ивановича, – вспоминает Людмила, – у меня никогда не получалась копия. Свои игрушки я стараюсь делать максимально приближенными к архаичным, хотя полностью народными их не назовешь – ведь я привношу в них авторские элементы.

Так чем же отличается карачунская игрушка от своих глиняных сородичей из других регионов?

– Наша карачунская игрушка поливная, без всяких орнаментов и рисунков, – рассказывает Галина Ивановна. – В ней нет ничего лишнего, она максимально проста как по исполнению, так и по сюжетам. Лямзин лепил животных, которые его окружали, изделия были простые по форме. Игрушки имели зеленовато-бурый цвет, были покрыты своеобразной глазурью, которую тоже делали по своей технологии. Для получения эффекта глазуровки во времена Лямзина применяли обыкновенный технический мазут и свинец. При обжиге в печи политые свинцом игрушки выгорали, да так, что получался зеленоватый блеск.

Мастерицы все еще ездят в гости в Карачун, и до сих пор некоторые его жители вспоминают: у одного лепил дедушка, у другого в детстве была вот такая игрушка, а вы, мол, говорите только о Лямзине. И действительно, в Карачуне гончарным промыслом занимались в разное время 200, а то и больше дворов. Но рассказать о карачунской игрушке уже и некому, так что сейчас мы можем лишь предполагать, какие «потешки» лепили другие жители села. Но благодаря рамонским игрушечницам одна из самых известных традиций нынешней Воронежской области все же не канула в Лету.

 

Рамонское трио

Примерно шесть лет назад к союзу «Котельникова-Дедова» примкнула еще одна творческая натура из Рамони. Людмила Островерхова, сотрудница когда-то блиставшей фабрики художественной керамики, сейчас тоже работает с глиной и старается следовать традициям, в данном случае – традициям росписи.

Фабрика художественной керамики в Рамони, образованная в 1960-е годы, напрямую была связана с Карачуном: ему она обязана богатыми глинами и традициями. Артель Лямзина, кстати, тоже была когда-то частью этой фабрики и привозила глазировать свою продукцию в Рамонь.

– Фабричные гончары и художники, опираясь на старинные формы, карачунский исторический пласт, воссоздавали те старинные изделия, – рассказывает Людмила Островерхова. – Выпускали крынки, кувшины нескольких видов, жбаны по старинным образцам, вазы, ведра и так далее. Художники Муравьевы создали целую коллекцию изделий с грушевой росписью, в основу орнаментов которой положены вышивки на народных костюмах Воронежской губернии. Фабрика была настоящим художественным центром: здесь рождались и вырастали мастера, художники-керамисты, продукция пользовалась большим спросом и занимала призовые места на выставках.

В 1990-е годы настали тяжелые времена, но многие художники-керамисты, включая Островерхову, оставались на предприятии до последнего.

– В какой-то момент мне стало обидно, что все наши художественные достижения потеряны, и скоро никто не вспомнит о рамонской росписи, – вспоминает художница. – Поэтому сейчас я стараюсь ее воспроизводить в своих работах. Я раньше никогда не работала с глиной, но за минувшие годы научилась обращаться с этим материалом, лепить и расписывать рамонской грушевой росписью. А в последнее время еще увлеклась сюжетными куклами. Сюжеты беру из жизни, из рассказов бабушек: как они ходили на базар, за водой и т.д. А своих героинь наряжаю в воронежские костюмы, которые стараюсь воспроизвести в точности.

Как-то сам собой в Рамони образовался творческий союз трех мастериц и трех подруг, которые с азартом и энтузиазмом придумывают, лепят, расписывают и представляют на суд публики свои авторские композиции. Не забывая при этом и о народных традициях знаменитых карачунских и рамонских промыслов.

Ирина Иванова

Об авторе

2 комментария

  1. GayleLed опубликовано

    Дебетовые карты — Безопасность и анонимность, Теневой рынок.

  2. DoyleSuelp опубликовано

    недвижимость россия — дизайн интерьер стиль, декор экстерьер.

Оставить комментарий