«Комиксы называют девятым видом искусства» – такими словами начинает лекцию один из участников Воронежского комикс-клуба, а затем в ярких примерах описывает историю появления и развития этого жанра, находящегося на стыке текста и рисунка. Объединение, существующее в Воронеже несколько лет, регулярно проводит мероприятия и лекции, где старается осуществлять миссию: «продвигать комикс в массы». Для чего это нужно делать? Попробуем разобраться.
В 1993 году американский художник Скотт МакКлауд создал «научное» пособие и одновременно комикс о комиксе, рассказывающий о базовых принципах этого жанра как формы искусства. Издание в интересной форме подает и историю комиксов, и их художественные особенности, и специальный лексикон. Но главное, что предлагает эта книга своему читателю, – умение правильно понимать «рисованные истории». Пожалуй, неверное представление большинства людей о том, что такое комикс, и является главной проблемой данного направления.
«Когда я был маленьким, я абсолютно точно знал, что такое комикс, – пишет МакКлауд. – Комиксами были яркие красочные журналы с низкопробными картинками, глупыми сюжетами и парнями в трико». Позже герой книги подрос и понял, что художественный потенциал этого жанра намного выше. Но обо всем по порядку.
Если не вдаваться в глубинную историю и не искать прародителей комиксов в картинках для народа на религиозную тематику (которые имели место в европейских странах в XVI веке) и еще дальше – в наскальных рисунках древних людей, то «истории в картинках» в их нынешнем понимании долгое время предназначались преимущественно для детской аудитории. Важные перемены в развитии жанра произошли в первой трети XX века в США. Именно тогда там начался «золотой век» комикса: рисованные истории стали одним из наиболее популярных жанров массовой культуры для старшего поколения. Именно в это время – с 1930-х до середины 1950-х годов – аудитории предлагались «взрослые сюжеты»: детективы, приключения, фантастика. Тогда же многие комиксы утратили комичность, юмористическую составляющую, присущую им изначально. Началом «золотого века» принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1, вышедшего в 1938 году. Другим ярким персонажем, который появился в этот период, стал всем сегодня известный Бэтмен.
С 1960 года началась эпоха Marvel – самой известной в мире компании, создающей комиксы. «Человек-паук», «Фантастическая четверка», «Люди Икс», «Мстители» – малая часть того, что зародилось в недрах этой компании. Графические новеллы (как еще называют комиксы) стали использовать в кинематографе. Сумасшедший успех «Бэтмена», который был снят режиссером Тимом Бертоном в 1989 году, стал первым знаком того, что по комиксам можно снимать хорошие фильмы. Сегодня в легион успешных кинопроектов, имеющих в своей основе «книжки с картинками», входят такие блокбастеры как «Город грехов», «Хранители», «Железный человек», «Люди Икс». Можно сказать, что фильмы по комиксам обрели собственную нишу в индустрии – в частности, благодаря тому, что они являются идеальной основой для кино. По сути это и готовая раскадровка, и продуманный сценарий, и разработанный до мелочей облик героев. Впрочем, назвать этот жанр панацеей нельзя, так как история имеет ряд примеров неудачно экранизированных комиксов, в числе которых «Женщина-кошка», «Электра», «Зеленый Фонарь» и ряд других картин. Но, тем не менее, можно смело говорить, что на западе комикс пробивает себе дорогу – не только к славе, но и к праву оказаться на пьедестале высокого искусства. Так, графический роман Watchmen («Хранители») был внесен журналом Time в список ста лучших англоязычных романов, а комикс о холокосте Maus Арта Шпигельмана и вовсе стал лауреатом Пулитцеровской премии. В Европе же несколько человек под предводительством известного художника Мебиуса, одного из величайших создателей графических новелл, написали манифест, который утверждал, что комикс – девятый вид искусства.
В нашей стране поступь комикса пока не так слышна и заметна,хотя с каждым годом его шаги становятся все уверенней. Говорить о российском рынке комиксов стало возможным только к концу ушедшего десятилетия. До этого комиксы прочно сохраняли в сознании потребителя имидж тех самых «детских книжек с картинками».
– В СССР комиксы были под негласным запретом, – рассказывает руководитель Воронежского комикс-клуба Дмитрий Дьяконский. – Мол, это второсортная литература, причем антисоветская, которая предназначена для глупых людей. Именно этот ярлык в России не искоренен до сих пор.
Таким образом, созданием и коллекционированием комиксов в нашей стране долгое время занимались преимущественно энтузиасты. Постепенно ситуация стала меняться: сегодня все чаще можно увидеть графические новеллы в книжных магазинах, читатели и критики начинают внимательнее присматриваться к этому жанру, в городах появляются комикс-клубы.
Производством комиксов стали заниматься российские издательства. Сейчас это «Нитусов», «Комильфо», «Фабрика комиксов», Green Cat. Самое деятельное издательство в этой сфере – «Амфора», выпустившая общепризнанные и знаковые «Город грехов», «V значит вендетта» и «Хранителей». Обзавелись российские комиксисты и собственными фестивалями – «КомМиссия» и «БУМФЕСТ».
Но говорить о процветании жанра в России нельзя. Если с переводными проектами проблем не возникает, то отечественные комиксы пока еще не приобрели повальной популярности. Впрочем, с каждым годом ситуация становится все лучше.
– Как коллекционер скажу, что уже даже за последние полгода скупать, как раньше,все российские издания комиксов уже не получается: каждый месяц открывается одно-два скромных издательства, которые берутся за выпуск той или иной серии графических романов, – отмечает Дмитрий Дьяконский.
Свой комикс-клуб Дмитрий вместе с еще двумя воронежцами Артемом Лахиным и Сергеем Назаровым создали в 2011 году. В сообществе состоят люди, которые просто увлекаются комиксами или же сами рисуют их. Помимо лекций для всех (в том числе и просто любопытствующих), в клубе проводятся отдельные встречи для обсуждения работ участников. Например, каждую неделю клуб собирается на своеобразную комикс-тренировку, где ребята рисуют, обмениваются идеями, дают друг другу советы.
– Цель клуба – бороться за признание комикса обособленным видом искусства, – говорит Дмитрий. – Все пытаются причислить его к литературе, но на самом деле это отдельное целостное явление. На наших регулярных встречах мы пытаемся верно направлять читательский взгляд – знакомим с высокими образцами комиксов, помогаем их грамотно интерпретировать.
Что ж, круг опять замкнулся на вопросе понимания. Скотт МакКлауд называет комикс невидимым искусством, потому что логика изобразительной подачи здесь основана на домысливании: каждый промежуток между картинками читатель дорабатывает в уме. Невидимость характеризовала до недавних пор и состояние комикса как явления: он находился на правах бедного родственника среди полноценных «собратьев», таких как литература или изобразительное искусство. С каждым годом комикс все настойчивее отстаивает свои позиции и, вполне вероятно, что мирового признания как вида искусства он все-таки добьется.
Бэла Маяковская, Евгения Глуховцева
Иллюстрация Михаил Супруненко