Немного сойти с ума | «Время культуры»

Немного сойти с ума

0

«Танец – это тоже язык, язык движений. Когда тебе не хватает слов – танцуй!» Такой удивительный способ самовыражения выбрала Екатерина Лизунова. Пять лет назад она основала прогрессивный театр танца «GRAND», где теперь ставят спектакли, соединяющие в себе черты драматического искусства и хореографии.

IMG_7246чб

Екатерина Лизунова с ранних лет занималась танцами. Но в 9-м классе страсть к танцу «пропала от усталости». К тому же впереди были школьные экзамены. Но именно двухгодичный перерыв дал Екатерине возможность понять, что жить без танца она не сможет. Вернувшись, пыталась работать в различных коллективах, но реализовать себя в таких условиях не удавалось.

В фильме Вима Вендерса «Пина: Танец страсти» есть характерный эпизод. Девушка привязана толстым канатом, который удерживает какая-то невидимая сила. Девушка отчаянно пытается вырваться за границу пространства, отпущенного для нее длиной этой толстой веревки, но в итоге смиряется и остается на привязи. Екатерина оказалась сильнее сдерживающих сил, у нее зародилась мысль о собственном танцевальном проекте, где можно будет реализовывать самостоятельные творческие идеи. Оставалось найти единомышленников.

В университете, на «Студенческой весне», Екатерина Лизунова познакомилась с Екатериной Шаповаловой, которая также решила посвятить танцу всю свою жизнь. Этот тандем оказался настолько энергетически заряженным, что девушки перешли от замысла к конкретным действиям практически сразу, заразив своей одержимостью университетских друзей. При определении танцевальных жанров будущего коллектива выбор пал на модерн, джаз и контемпорари. Техника этих направлений современного танца, в отличие от классического, не базируется на строгой форме выражения, освобождает от академических догм и позволяет полностью раскрыть себя.

Так примерно через полгода появился «Grand».

Источниками вдохновения для первого спектакля стали жизнь и творчество Пины Бауш, легенды современного танца 20-го века, а также фильм Вима Вендерса «Пина: Танец страсти», который появился на экранах в 2011 году. Его трудно назвать кинобиографией известной личности в обычном смысле, ибо о жизни великой танцовщицы в картине рассказывается с помощью языка хореографии.

Поэтому основой для постановки стало создание собственной истории о великом хореографе. Сначала был один танцевальный номер, затем стали добавляться одно соло, второе, третье – и в итоге появилась «Моя Пина!». В ту пору, как нельзя кстати, заявил о себе молодежный театральный фестиваль «Проба», где и состоялась премьера спектакля. Она прошла с большим успехом, но, тем не менее, спектакль не остановился в развитии, а продолжил свое эволюционное движение. «Моя Пина!» – как живой организм, постоянно меняется и растет. Екатерина Лизунова уверяет: «Даже если два дня подряд показывать «Мою Пину», это будут разные истории под одну и ту же музыку».

Неудивительно, что между премьерой осенью прошлого года и нынешней ее апрельской версией уже очень мало общего. Произошли изменения в костюмах, музыке, а главное – в эмоциональной составляющей спектакля. Стереотипное представление о том, что танцор – это просто физически развитое, красивое тело, своего рода скелет, на который хореограф-постановщик «надевает» образ, который технически оттачивается на репетициях и затем проживается на сцене, исчезло. В театре танца «GRAND», как и у Пины Бауш, учатся слушать человеческую сущность. Открывать в человеке каждый раз что-то новое, понимать, что человек – это вселенная. И благодаря такой философии в коллективе, участники театра творчески раскрываются во всем многообразии, хотя многие из них не провели в танцклассе даже пары лет.

Но оказалось, что любому человеку, который очень захочет научиться танцевать, может удасться многое! Например, одна из участниц коллектива Карина, занималась танцем всего полтора года, но это не помешало ей в корне изменить свою сольную часть – музыку, костюм, хореографию – проявить себя как хореограф-постановщик. И это возможно, ведь в постановке нет сюжета как такого, театр танца стремится передать зрителю общечеловеческие ощущения: от боли и агрессии к апатии и пустоте, а от них – к счастью и ощущению полета. Здесь нельзя лукавить с собой, ибо даже глубоко затаенная неискренность превращается на сцене в фальшь, которую спрятать попросту невозможно. Пина Бауш показала всему миру, что хорошо танцевать могут не только профессионалы, а девушки из «Гранда» делом подтверждают верность ее методики.

Интересно, что в следующем показе «Моей Пины», будет выступать еще одна новая солистка. Екатерина Лизунова рада таким изменениям в спектакле – ведь это возможность дальнейшего развития, и опять же, новый, свежий взгляд на тему их спектакля.

Впрочем, определение «Моей Пины» как спектакля, постановки в обычном понимании, не совсем верно. Это, скорее, танцевальный перформанс, который подразумевает отсутствие логической концепции и способность нести в себе мощный эмоциональный посыл. Но, поскольку публика ныне пока еще в большей степени консервативна, то девушки пишут на своих афишах все-таки «танцевальный спектакль».

Екатерина Лизунова – еще и идейный вдохновитель короткометражного фильма «Моя Пина», который должен появиться этим летом. «Все это не о самой Пине Бауш, но посвящено ее творчеству. Вдохновившись ее методами работы, мы начали действовать сами таким же образом», – отмечает Катя.

Девушки мечтают выступить с «Моей Пиной» в Москве и Санкт-Петербурге, но пока побаиваются столичного зрителя. А зря! Вот, например, 12 апреля спектакль посетил Марат Шемиунов, звезда Михайловского театра. Он искренне кричал «Браво!», хлопал громче всех в зале, а после окончания представления зашел к артисткам за кулисы и высоко оценил их работу, выразив уверенность, что зрители Санкт-Петербурга отнесутся к «Моей Пине» не менее восторженно, чем он сам.

И мне кажется, что он абсолютно прав. Ибо побывав на репетициях в «Гранде», я поняла , что «Моя Пина!» для участников театра – это действительно нечто большее, чем просто спектакль, это их сокровенный мир. Танцовщицы не накладывают грим, в своих репетиционных черных юбках они кажутся как будто одинаковыми, но эмоциональные интонации, которые присущи каждой из участниц, совершенно индивидуальны.

Сейчас девушки занимаются и преподавательской деятельностью, так что изучить многие направления современного танца в открытых классах может любой желающий. Именно из этих новых учеников впоследствии формируется основной состав театра, поскольку главное здесь – желание танцевать и развиваться, приносить в коллектив что-то новое и полностью отдавать себя проекту. Помимо физического совершенствования, в студии проводятся лекции с видеопоказами шедевров мировой хореографии. Все увиденное подробно разбирается и обсуждается. Екатерина Лизунова уверена: «Танцоры должны не просто танцевать, они должны знать, что танцуют».

Екатерина говорит: «Не важно, сидите ли вы на шпагате или нет, главное – искреннее желание развиваться в направлении современного танца, и, конечно, работоспособность. А остальному научим!».

Говорят, Пина Бауш советовала своим подопечным: «Сойдите немного с ума!».

Так и хочется последовать ее совету, встать рядом с девушками из «Гранда» на сцене и танцевать, танцевать, танцевать…

Клеменция Булахтина
Фото Юлия Беляева

Об авторе

Оставить комментарий