«Я получаю приглашение приехать в Северную Пальмиру и в стенах старейшего музыкального учреждения страны – академической хоровой капеллы Санкт-Петербурга, вольготно расположившейся на Мойке, неподалеку от последней пушкинской квартиры, близ Зимнего Дворца, — провести пять полномасштабных концертов, составленных из произведений Валерия Гаврилина».
Песенный мелодизм для этого незаурядного композитора был в некотором смысле культом. Объединяя академическую музыку и «бытовые» жанры, Гаврилин не стремился возвести лубочную архаику, он скорее делал «всё для русского ума и сердца, только умей слушать…», как выразился дирижёр Владимир Федосеев. О своём визите в северную столицу по случаю фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», посвящённого 75-летию со дня рождения композитора, расскажет искусствовед Бронислав Табачников.
[su_dropcap]У[/su_dropcap]дивительно славными выдались петербургские денечки в конце октября и самом начале ноября стремительно убегающего 2014-го. Небывало сухо, безветренно, светло и даже солнечно. Громады домов на Невском, Литейном, Лиговке стояли, словно выстроенные для торжественного марша гренадеры; шпили Петропавловки и Адмиралтейства весело поблескивали, как только что вычищенное для строевого смотра оружие. Движение судов по большой Неве и каналам казалось спокойным, деловитым и почти торжественным. Бессчетные вывески, красочные афиши, яркие рекламные щиты звали, предлагали, уговаривали, заманивали, создавая атмосферу прочной уверенности, богатства выбора и редкостного многообразия быстро текущей жизни…
…По-петербуржски элегантный баннер информирует публику о Всероссийском фестивале «Невские хоровые ассамблеи», посвященном 75-летию со дня рождения замечательного композитора Валерия Гаврилина. Он, к глубокому нашему сожалению, ушел из жизни в самый канун XXI века, оставив любителям музыки богатое наследство, в котором мощные хоровые полотна соседствуют с инструментальной музыкой и пронзительно-трогательными вокальными циклами.
Два или три десятилетия тому назад я услышал его музыку по радио и был покорен ее искренностью, чистотой, гармонической свежестью, ни на кого не похожим своеобычным восприятием мира. К сожалению, сегодня практически на всех немыслимо многочисленных радио- и телеканалах серьезной музыке места не находится. Владельцы, редакторы и слышать не хотят даже о малой толике музыкального вещания, не напоминающего песни Киркорова, но и возвышающего Человека, освобождающего душу его от агрессивной попсы и унылого примитивизма.
И вот – радость-то какая! – я получаю приглашение приехать в Северную Пальмиру и в стенах старейшего музыкального учреждения страны – академической хоровой капеллы Санкт-Петербурга, вольготно расположившейся на Мойке, неподалеку от последней пушкинской квартиры, близ Зимнего Дворца, — провести пять полномасштабных концертов, составленных из произведений Валерия Гаврилина.
Разумеется, важно было понять истоки, содержательную суть, художественные особенности почерка композитора, произведения которого исполняются в наши дни нечасто. Очень скоро стало понятно: Валерий Гаврилин – дитя недавно ушедшего времени. Сиротское, полуголодное детство на Вологодчине (отец погиб в первые месяцы войны, матушку-учительницу неведомо, за что, упрятали в тюрьму). Мальчишке в ту пору было всего-то 11. Добрые, милосердные люди заметили неординарность, яркое музыкальное дарование, начитанность паренька и здорово помогли. Его отправили в Ленинград. Сначала в училище, где был интернат, а потом и в консерваторию, которую Валерий блестяще закончил в 60-е годы как композитор и как музыковед-фольклорист. Отмечен был и Шостаковичем, и Свиридовым, а главное, публикой, оценившей свежесть композиторского письма, самобытность и мелодический дар автора, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям, умение сочетать высокое и низкое, озорную шутку и гротеск, банальное и трагическое, архаическое и остросовременное.
Необычность музыки композитора, ее песенность и задушевность во многом связаны с опорой на фольклорные жанры – частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс. Любовь к слову, стремление «омузыкалить» его, придать неожиданно-парадоксальные смысловые оттенки определила главные творческие достижения артиста – создание мощных хоровых фресок («Скоморохи», «Перезвоны»), вокальных циклов («Земля», «Военные письма»), «Немецкие тетради», музыки к спектаклям и кинофильмам. И все это богатство смыслов, мелодики, настроений было явлено публике прекрасными мастерами капеллы в ее празднично-великолепном зале в дни гаврилинского фестиваля. Солисты, хор, симфонический оркестр, хор мальчиков при капелле справились с нелегкими задачами интерпретации наследия композитора виртуозно. Невозможно забыть мягкий, необычайно выразительный и глубоко проникновенный бас Петра Мигунова, который в сопровождении прекрасного концертмейстера Софьи Шляпниковой исполнил обе немецкие тетради, созданные Валерием Александровичем на стихи Генриха Гейне. Горечь, сарказм, тонкая ирония классика немецкой поэзии нашли тончайшее отражение не только в клавире, но и в интонациях солиста, почувствовавшего за всеми извивами песенных сюжетов, за быстрой сменой состояний и настроений романтическую устремленность и душевное волнение, столь ощутимое и в музыке, и в слове…
…Открывался же фестиваль «Скоморохами» — ораторией-действом, одним из самых ярких и значимых творений композитора, произведением невероятно правдивым и объективным, музыка которого отмечена хлесткостью, дерзкой сатиричностью, блеском звуковой палитры в партиях хора и оркестра. Бесшабашное веселье музыкальных картин сменяется тоскливым solo баритона, а оно в свою очередь уступает место нечеловеческому напору шествия и мрачному оркестровому эпизоду, после которого звучит величественный и горький, ироничный и трепетный «Императорский вальс». В этом опусе Валерий Гаврилин поднимается на уровень серьезных художественных обобщений, представляя народ в виде собирательного образа скомороха, несущего правду и смех сквозь слезы прозрения. Невольно вспомнишь строчки Давида Самойлова из одноименного стихотворения:
Пусть к злобе и мести взывают пророки,
Пускай кулаки воздвигают над веком
Народу надежду внушат скоморохи
И смехом его напитают, как млеком…
Не менее значительным событием фестиваля, быть может, даже его кульминацией, стало исполнение хоровой симфонии «Перезвоны» для солистов, большого хора, гобоя, ударных и чтеца. Это, пожалуй, самое масштабное произведение Валерия Гаврилина, подобное музыкальное фреске из народной жизни. Музыка «Перезвонов» — могучий набат, взывающий к совести, к памяти, к действенному гуманизму. Высокий порыв духа, яркие, пронизанные живым чувством юмора сцены народной жизни, нежность и удаль, современные деревенские посиделки и отзвуки старинных былин – все это рождает у слушателя сильное, неземное чувство Отечества, сопереживание его болям и радостям. В симфоническом развитии главное место отведено самому совершенному музыкальному инструменту – голосу. Поэтому столь богато содержание этой партитуры, столь значима ее философская основа и пронзительность лирического чувства.
[su_divider top=»no» divider_color=»#f4d11d» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]«Вокальная музыка всё-таки прародительница всей музыки, и человеческий голос — это первый ее носитель. Трудно представить, как бы сохранялось музыкальное искусство из века в век, если бы человек не имел каждую минуту наготове этот замечательный инструмент — свой голос. Благодаря присутствию слова вокальная музыка понятнее широкому слушателю, а это для меня самое главное» — Валерий Гаврилин (1939-1999).
[su_divider top=»no» divider_color=»#f4d11d» size=»5″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]Отдадим должное Владиславу Александровичу Чернушенко, неутомимому инициатору и главному действующему лицу фестиваля. На протяжении четырех десятилетий (!) он бессменно возглавляет капеллу. Чернушенко не только выдающийся музыкант и превосходный хормейстер, тонко чувствующий малейшие оттенки хорового аккорда, в любом произведении с изрядной проницательностью постигающий стилистику и сокровенную суть. Это, к тому же, человек, наделенный глубоким критичным умом и до боли острым чувством гражданственности. Он постоянно генерирует идеи, ежегодно наполняя проводимые капеллой хоровые ассамблеи праздничным ощущением неисчерпаемости отечественной музыкальной шкатулки. Это под его управлением хор не только отменно интонирует, но и создает сценические картины, наполненные искрометным чувством юмора и правдой внутреннего переживания. Вместе с одаренными коллегами и весьма компетентными сотрудниками (директор капеллы – Ольга Сергеевна Хомова) Чернушенко создал практически идеальную систему творческого функционирования многопрофильного артистического организма.
…Заканчивалась фестивальная декада мощным гала-концертом многочисленных хоровых коллективов, принявших участие в мемориальных торжествах по случаю 75-летия Валерия Александровича Гаврилина в Исаакиевском соборе. И над спокойной осенней Невой лилась живая песнь, написанная, по словам Георгия Свиридова, «кровью сердца».