О том, что курировать конкурс по реновации Воронежского водохранилища будет архитектор Барт Голдхоорн из Нидерландов, стало известно еще в декабре прошлого года. Он выиграл конкурс, чтобы проводить еще два параллельных конкурса, но при этом выступит вовсе не в роли архитектора… Немногочисленные заметки в местных СМИ слабо проливают свет на ситуацию. И, чтоб не провоцировать мифотворчество, давайте разберемся, что тут к чему.
Мы встретились с Бартом Голдхоорном в областном департаменте природных ресурсов и экологии. Переводчика рядом не оказалось, но выяснилось, что известный архитектор не просто сносно, а довольно свободно говорит по-русски. Третьим участником беседы стал Алексей Карякин, руководитель департамента.
– Давайте начнем, что называется, с самого начала. Барт, расскажите о себе.
Барт Голдхоорн: Я голландский архитектор. В начале 90-х работал в академии Амстердама, у меня было свое архитектурное бюро. В России веду несколько крупных проектов – в качестве куратора. Слышали, например, про Московское архитектурное биеннале? Ну вот. Также я занимаюсь специальными исследованиями, консультирую девелоперов (застройщиков). После успешного проекта в Белгороде переключился на Воронеж. Местное водохранилище – уникальный случай. В мире мало городов с такими водоемами, потенциал которых почти не используется.
Господин Голдхоорн действительно давно работает в России и имеет за плечами солидную репутацию. Помимо Московского биеннале, он курировал (и курирует) выставку Арх Москва, архитектурные проекты в столице, Одинцово, Белгороде, родных Нидерландах и Дании, издает специализированную прессу. С подробной биографией и полным послужным списком можно ознакомиться в интернете.
Почему куратором стал именно голландский специалист?
Алексей Карякин: Барт официально выиграл конкурс. Анкету прислал не он сам, а компания ООО «Проект Медиа», которая победила в конкурсе на организацию и проведение международного конкурса.
– А сколько было участников? И сколько вообще этих конкурсов?..
А.К.: Тут необходимо понимание всей схемы. Первоначально планировалось провести международный конкурс по реновации Воронежского водохранилища самостоятельно, силами сотрудников департамента. Однако в ходе подготовки стало ясно, что провести его на достаточно высоком уровне можно лишь с привлечением специалистов, имеющих большой опыт в этом вопросе. Тогда мы объявили конкурс на оказание услуг по организации и проведению международного конкурса на определение лучшей концепции реновации Воронежского водохранилища. Пусть это и сложно звучит, но формулировка именно такова.
Установили жесткие требования к послужным спискам всех организаций-участников. Кроме того, поставили условие о необходимости привлечения профессионального куратора с именем и опытом. Мы, чиновники, все же не обладаем компетенциями и необходимыми познаниями для такой нюансной работы. По итогам мы заключили государственный контракт с компанией ООО «Проект Медиа», которая привлекла в качестве профессионального куратора Барта Голдхоорна.
Б.Г.: Сейчас самый важный конкурс – тот, который мы планируем проводить. Он соберет много идей по использованию водохранилища, некоторые уже есть и еще будут придуманы. Затем мы выработаем стратегии, которые бы объединяли все эти идеи в одной «дорожной карте» улучшения ситуации.
– А когда конкурс стартует? И расписаны ли уже все его фазы и детали?
А.К.: Стартует – в конце марта. Он будет состоять из двух параллельно объявленных конкурсов, охватывающих максимально широкий круг потенциальных участников. Первый – конкурс идей по реновации Воронежского водохранилища, в нем смогут принять участие желающие со всего мира. Их предложения рассмотрит жюри, после чего лучшие будут рекомендованы к применению. Второй конкурс привлечет профессиональные команды, состоящие из экологов, ландшафтных архитекторов, урбанистов, инженеров и многих других. Участники второго конкурса будут использовать идеи, поступившие на первом этапе, а также предлагать собственные при разработке единых концепций. Четыре команды, предоставившие наиболее полные портфолио и подтвердившие достаточный опыт и знания, приедут в Воронеж в июле 2014 года, осмотрят водоем и представят свои концепции. Жюри выберет две лучшие, после чего команды, представившие их, вернутся в свои офисы и разработают детальные проекты реновации Воронежского водохранилища на базе этих концепций. Затем проекты вновь поступят на рассмотрение жюри, и тогда уже будет выбран победитель.
Б.Г.: Все это необходимо, чтобы синтезировать лучшее. Мы ищем не только идеи, но и фирмы, которые смогут работать с объектом такого масштаба. На самом деле не так много организаций, способных качественно работать в подобных условиях.
– А что это за «идеи», которые предполагается собирать?
А.К.: Вообще, конечно, они могут быть самыми фантастическими. Но мы ищем только жизнеспособные, воплощаемые и способные дать конкретный результат, если исходить из принципа финансовой и практической осуществимости. Мы решаем две задачи – экологическое оздоровление водохранилища и его актуализацию как водоема, который будет полезным для Воронежа. Сейчас реальной пользы оно не приносит. Нет ни пляжей, ни рекреационных зон. У нас множество транспортных проблем, которые можно было бы решить, используя акваторию.
Б.Г.: Огромный разброс идей потребует отсева хороших от безумных. На Западе за последние 20 лет накопился большой опыт в области ландшафтной архитектуры и экологии. По поводу Воронежского водохранилища должен быть (и, я уверен, будет) всемирный конкурс. Мы не работаем сейчас с чистой инженерией, экологи и ландшафтные архитекторы трудятся вместе!
А.К.: В целом же пока рано говорить о конкретных вариантах, так как это может «зашорить» участников и неверно сориентировать их. А нам очень важно получить полноценный спектр идей. Широкий круг участников, в свою очередь, обеспечит здоровую конкуренцию.
– А эта многоступенчатая задумка способна отсеять шарлатанов и проходимцев?
А.К.: Думается, да. Нас настораживает все, что не имеет под собой никакой научной базы или не доказывает своей эффективности на практике. В адрес департамента регулярно поступают предложения о проведении тех или иных мероприятий на водохранилище. Однако чаще всего они исходят от компаний, заинтересованных в реализации методик, которые никогда не применялись для акваторий такого масштаба.
Очевидно, что в этом проекте немалую роль будут играть и бизнес-интересы, если вы планируете привлечь конкурсантов из-за рубежа.
Б.Г.: Это очень трудный и важный вопрос. Любая ценность переводится в деньги. Но хорошая гостиница в городе – это не только бизнес, это польза для города и населения. Когда интересы бизнеса и общества совпадают – это выход. Но за все надо платить. А если за все платится из бюджета, то сделать удастся очень мало. Нужен механизм, чтобы привлекать частный капитал, который позволит создать значимое для всего города пространство. Один крупный девелопер из Голландии сказал: «Самое важное, чтобы муниципалитет указывал мне, где строить, чтобы я видел новые точки развития города». И только тогда город сможет использовать ресурсы бизнеса. Иначе все будет появляться стихийно и не всегда там, где это действительно нужно. Наше планирование – глобально, мы должны направить бизнес в правильном направлении.
– Давайте четко сформулируем вашу позицию.
А.К.: Для нас важно, чтобы итогом конкурса стали проекты и идеи, реализация которых позволит не только восстановить, но комплексно использовать в дальнейшем Воронежское водохранилище, сделав его одной из главных достопримечательностей области.
Вы же понимаете, что тут не избежать спекуляций на тему отмывания денег, распилов-откатов и прочих сомнений горожан.
А.К.: Именно чтоб таких негативных мнений не было, организацией и проведением конкурса занимаются компания и куратор, не зависящие от органов власти. Имеющие, к тому же, достаточный опыт и серьезную репутацию, которой они, бесспорно, дорожат.
Б.Г.: Хоть я и не работаю в качестве проектировщика, но как архитектор по образованию и куратор я могу влиять на будущее, на развитие. И считаю себя участником процесса. Мне важно, чтоб архитекторы правильно понимали, что они делают, чтоб они принимали верные решения. У любого из нас есть сверхзадача. И архитектор – не бизнесмен. Да, он получает деньги за работу, но прибыль – это не то, к чему он стремится. Он создает и меняет мир. И мою работу тоже можно оценить в такой плоскости.
Александр Вихров