Молчание выливается в бронзу

0

Памятники – вещь гораздо более важная, чем может показаться на первый взгляд. Они нужны, чтобы дарить бессмертие почетным людям. Они оформляют историю города или нации. Они напрямую участвуют в политическом процессе, чему есть множество свидетельств в истории Рима. Они воспитывают молодежь и участвуют в архитектурных ансамблях. В общем, городская скульптура – это не шутка.

За последние 20 лет в Воронеже появилось немало новых памятников. Сделали они город лучше или хуже? Самые яркие примеры разберем индивидуально.

Бывал ли Пушкин в Воронеже? Скорее всего, нет. Но, поскольку «Пушкин пушкински велик», это не столь важно. Любые краеведческие изыскания меркнут перед страданиями поэта. Странно переосмысленный жанр «бюст»: верхняя часть тела сохранена целиком, с руками, нижняя же плавно перетекает в белую колонну.

Из-за полного совпадения размеров диаметра колонны и диаметра корпуса поэта неизбежно возникает ощущение, что с нижней частью Пушкина случилось что-то страшное. Его засасывает в какую-то адскую трубу. Мученическое выражение лица поэта и неестественно-мелодраматическая постановка рук усиливают впечатление. Подобное решение – бюст с руками, безо всяких пауз переходящий в колонну можно объяснить только жизненными обстоятельствами: не хватило бронзы, или нижняя часть поэта вышла крайне неудачной.

Инфернальную тему продолжает памятник Высоцкому. Правда, в отличие от поэта, демонический Владимир очевидно рад свой недоброй сущности. Макроцефалия, хищно выступающие позвонки, недоб­рая улыбка, гитара, пожираемая внутренним огнем – все здесь призвано испугать зрителя. Возможно, эффект рассчитан на подрастающее поколение, дабы отвратить его от нездорового образа жизни, свойст­венного Высоцкому.

Появившийся ранее Платонов наоборот, умерен, органичен и человечен. Памятник хорош, и упрекнуть его не в чем.

Зато новейший – памятник Дмитрию Веневитинову перед его собственной усадьбой, вызывает множество вопросов. Очевидно, он делался с оглядкой на известный портрет поэта и философа. Но тот портрет целиком и полностью выдержан в духе романтической идеализации: огромные глаза, малюсенький рот, игрушечный носик. Перенесенный в скульптуру, этот образ сделал из гордого дворянина мультяшную плоскую рыбину.

Комиксную стилистику усиливает цилиндр с тростью, сложенные на землю, как приличествует фокусникам, но никак не владельцу усадьбы.

Можно спросить: почему мы обращаем внимание только на работы династии Дикуновых-Пак? Не пристрастен ли такой подход? Нет, если учесть, что творения этих заслуженных скульпторов и численно, и медийно начинают доминировать в городском пространстве.

И это ставит перед нами вопрос. Правда, не к самим скульпторам, у которых, как у любого художника, бывают удачные и неудачные работы.

Вопрос скорее к городу – его властям и культурному сообществу. Откуда берутся идеи поставить памятник Пушкину или Высоцкому, никак не связанными с Воронежем? Почему конкурсный отбор в итоге проходят варианты, сомнительные во многих отношениях?

Вроде, все процедуры соблюдаются: есть конкурс, иногда бывает и публичная презентация вариантов. Но по сути это легитимизация решений, которые уже приняты – меценатом, отдельным чиновником.

Экспертная оценка и обсуждение – единственный способ не вредить городу. Но состав этих комиссий или советов должен быть дееспособным, то есть профессио­нальным и независимым от воронежских клановых интересов. Звучит банально, но тем не менее: после открытия того же Высоцкого пресса и гости церемонии соревновались в восхвалении гениального произведения искусства. И лишь спустя время они обрели сомнительную репутацию. Ради чего было давать положительную обратную связь? Если бы она с самого начала была честной – может, в следующий раз ко всей процедуре подошли бы тщательнее? Понятно, что любое культурное событие в Воронеже – благо. Но это не дает карт-бланш на самодурство.

Насытить реальным анализом и критикой те процедуры, которые сейчас являются скорее формальностью. Давать открытую и прямую обратную связь после уже выполненных проектов – вот то, что могут и должны делать неравнодушные воронежцы. Если же продолжать шушукаться в комментариях на интернет-форумах, на городских улицах неизбежно появится новый бронзовый демон.

Илья Долгов

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий