В 1977 году, на пике советской великодержавности, специальным решением Совета Министров была создана международная площадка для пропаганды тезиса «СССР – самая читающая страна в мире». Для нее были отведены крупнейшие павильоны ВДНХ – каковыми, кстати, выставка пользуется по сию пору.
Предусматривалось, что на этой площадке будет представлена массовая печатная продукция СССР и «стран социалистической демократии» – при этом предполагалось, что капиталистический мир будет представлять новейшие технологии книгоиздания и маркетинг: советские книги, особенно учебная и классическая литература, в то время пользовались большим спросом. Как утверждают, в Пушкинском доме (он же – Институт русской литературы) для первой выставки был придуман девиз, который впоследствии так и остался неизменным: «Книга на службе мира и прогресса».
До развала Советского Союза выставка-ярмарка работала по-социалистически: с наращиванием мощностей и расширением номенклатуры экспозиций. Новые политические изменения в стране ей не помешали, а скорее помогли: появились новые темы и тексты, которые стали вызывать живейший интерес читателей. Но в 1991 году уже подготовленная и практически организованная выставка все-таки была отменена «по политическим мотивам».
В 1993 году выставку возобновили. Причем с учетом веяний новой экономической рыночной модели: книги разрешалось покупать прямо со стендов – и за рубли, и за валюту. В 1995 году выставка была самой скромной по представительству участников, но зато впервые стала прибыльной и принесла организаторам небольшой доход. В 1997 году международный авторитет выставки стал непререкаемым, ибо на московской площадке встретились и договорились о перспективах сотрудничества директора Лондонской, Пекинской, Лейпцигской и Варшавской книжной ярмарок. С этого года Московская ярмарка стала ежегодной, и остается таковой до сегодняшнего дня. С началом двадцать первого века ММКВЯ уверенно и настойчиво повышает и свой потенциал, и свою технологию.
В последние несколько лет очень активно обсуждается дилемма информационных перспектив: электронная книга в этой полемике изначально предполагается как непременный победитель печатной. Мол, электронные книги дешевле, неизмеримо компактнее (в средний по форматам гаджет можно уместить целую библиотеку), наконец, это технологично, престижно – и поэтому перспективно. Однако, как выяснилось из беседы с несколькими издателями, все существенно сложнее. Сами издатели в реальности конкуренции этих двух форматов не видят: да, есть печатные книги, которые выгоднее перевести в цифру и продавать именно в таком виде – это, как правило, книги многотиражные и пользующиеся широким спросом. С другой стороны, малотиражные и уж очень узкоспециальные издания (типа «Специфика и особенности современных субъектов развития в Российской Федерации») для электронного копирования не выгодны: специалистов-покупателей изначально мало, расходы на оцифровку себя не окупят. Поэтому гораздо проще иметь дело с книгой в печатном виде, чем искать ее электронные версии. Правда, этот формат требует принципиально новых подходов к торговле: например, появления структур – посредников, ориентированных на различные запросы читателей, они за умеренную плату найдут все, что им закажут клиенты. Кстати, такие структуры появляются, крепнут и устойчиво позиционируются на рынке – на этой ярмарке таковых было несколько десятков. Их коммерческая успешность – в наличии круга постоянных заказчиков и потенциальных покупателей, это своего рода книжные клубы, вроде воронежского в «Петровском пассаже».
Вторая проблема, которая декларировалась ранее, а сегодня явно имеет тенденцию к разрешению – литература для детей и юношества. Издатели преодолели синдром бесперспективного ожидания того счастливого момента, когда у нас появятся новые Каверины, Чуковские и Агнии Барто; проще оказалось попросту переиздавать хорошо известных авторов, используя для этого все доступные возможности. Обычные книги, аудиокниги, книги-игрушки – не будет преувеличением сказать, что они заняли примерно четверть всех выставочных площадей. Издатели утверждают, что синдром «получитающей» молодежи, который сегодня имеет место быть – вещь преходящая. Тенденция к изменению уже наметилась – правда, пока очень робкая. Главным ее показателем стало перманентно увеличивающееся количество запросов из молодежной среды на проблемные и обучающие тексты.
Учебная литература сегодня явно находится в статусе «два в одном»: с одной стороны, это традиционные учебники в самых разных редакциях, с другой – огромное количество литературы для самостоятельного образования, причем, весьма высокого методического уровня. Тенденция самообразования сегодня отмечается во всем мире. Россия лишь слегка отстает от других стран, просто потому, что наша система академического образования сегодня консервативна и агрессивна: драка за выпускников уже началась, конкуренция высших учебных заведений зашкаливает, посему здравомыслящие студиозусы уже разрабатывают программы собственного образования и осуществляют их на практике. Книжный рынок эту тенденцию заметил и пытается ее оседлать.
Но были и проблемы, о которых говорили без оптимизма. Огромной проблемой сегодня является отсутствие сильной литературной критики. Отсутствие серьезного анализа содержательности, стилистики, языковой полноты самых разных произведений и текстов создает ощущение тупика: авторам нужно понимать, куда они двигаются, в каком они контексте, где и как могут развиваться, дабы не скатиться в модную словесную жвачку. То же самое касается и издателей, в особенности профильных. Наконец, это важно и для самих читателей, поскольку далеко не все они способны к глубокому анализу прочитанного и осознанию не только того, что автор сказал, но и того, о чем громко умолчал между строк. Учителя литературы с ноткой сарказма говорят, что Белинского до сих пор боятся – уж слишком прям был и умами владел реально… Мне кажется, что здесь проблема вообще в низкой аналитической культуре нашего современника. И с появлением хотя бы нескольких проектов аналитического содержания (Русская Аналитическая Школа Юрия Курносова уже заявила о намерении создания своего отделения в Воронеже) проблема со временем решится. Не только для литературы, но и для театра и кино.
Вторая проблема, не внушающая пока радужных надежд – что делать с библиотеками. В крупных городах и мощных университетах они живут полной жизнью и процветают, а в многочисленной провинции – хиреют и глохнут. Попытки их спасти обычным выделением денежных средств ни к чему не приведут: библиотеки должны развиваться, совершенствоваться и приходить в соответствие с требованиями времени. Однако как именно нужно это делать – пока никто реально не представляет.
Что в итоге, каков вывод? Старинная сентенция отцов протестантизма о том, что миром правят тексты, остается актуальной и реально неоспоримой. Сила печатного слова, в свое время осуществившая самую значимую культурную революцию в истории цивилизации, остается силой, а в информационную эпоху лишь добавляет себе мощностей. Запрос на информацию будет расти, динамика приобретения новых знаний будет нарастать, поскольку сами знания устаревают сейчас гораздо быстрее, чем раньше. И поэтому востребованность явлений, подобных Московской книжной ярмарке, будет приоритетной не у одного поколения.
Михаил Кутузов
иллюстрация Вероника Злобина