Между красным и синим

0

В дни Международного Платоновского фестиваля в Выставочном зале на улице Кирова была представлена экспозиция «Мир Андрея Платонова глазами художников разных поколений». Четверо художников – Светлана Филиппова, Лев Саксонов, Валерий Калныньш и Наталья Коньшина – предложили зрителям варианты собственного прочтения произведений великого писателя. Трое из них являются признанными московскими мастерами, четвертая – молодым, но уже известным воронежским графиком. О ней, Наталье Коньшиной, и о двух сериях ее иллюстраций пойдет сегодня речь.

Классиком французской литературы ХХ века Полем Клоделем была выведена формула, без которой не существует искусства иллюстрирования – «глаз слушает». Иллюстратор должен обладать необычайной восприимчивостью к слову, которое, помимо своей обиходной значимости, обладает магической способностью «вызывать» образы. То есть не переводить в рисунок весь словесный строй в его повествовательной последовательности, а «слышать» мелодию образа, его внутреннюю интонацию, ускользающую при беглом прочтении, но полностью овладевающую читающим, когда из огромного множества звуковых препятствий удается безошибочно улавливать только один голос – голос автора.

Воронежская художница Наталья Викторовна Коньшина иллюстрировала произведения разных писателей – Габриэля Гарсия Маркеса, П. Вежинова, И. Б. Зингера, Шолом-Алейхема, М. Булгакова, Пауло Коэльо… Но иллюстрации к текстам Андрея Платонова в ее работе занимают особое место. Интерес к ним возник еще в 1990-е годы. И по сей день в творчестве Натальи Коньшиной «голос» Платонова яснее и различимей других, а потребность в художественном диалоге с великим писателем становится для нее соразмерной поиску собственного слова в искусстве. Неслучайно сверхзадачи многих ее персональных выставок читаются не как право художницы на собственную интерпретацию Платонова, а как обретение с ним духовного родства – «Мой Платонов», «Мой Чевенгур», «Милое сердцу».

На прошедшей фестивальной выставке художница показала иллюстрации к платоновским произведениям широкого философского обобщения народной судьбы. Всматриваясь в работы Натальи Коньшиной к «Котловану» и «Чевенгуру», я не нахожу того, что нередко становилось для многих литературоведов своеобразным кодом к интерпретации этих произведений. Например, образ степи как «глухой глубины родины». Платонов в «Детских воспоминаниях» соотносил отечество со степью: «Россия – это поле, где на конях и на реках живут разбойники, бывшие мастеровые. И носятся они по степям и берегам глубоких рек с песней в сердце и голубой волей в руках». Или предельная механистичность речи и поведения платоновских героев. Наталья Коньшина это тоже чувствует, и текстовые фрагменты, которые она отбирает для иллюстрирования, явное тому свидетельство. И от русской степи, представляющейся русскому человеку и вольницей, и острогом одновременно, куда же деться? Но она выделяет иные смысловые начала платоновских произведений.

Ключ к прочтению книги художник скрывает в системе визуальных средств. Поэтому графический образ никогда не бывает тождественен литературному. Изобразительный ряд представленных в данной подборке иллюстраций – не только максимально точный перевод текста в систему визуальных образов, но и, в какой-то степени, собственное послание зрителю.

В художественном решении Натальи Коньшиной я усматриваю определенную парадоксальность. В центре всех иллюстраций только люди. Не природа, не быт, не отдельно выхваченные вещи-символы. А люди… Разных возрастов, характеров, судеб… Все они, словно большеголовые персонажи средневековых фресок, носят лица с грустными глазами на худосочных, никчемных и обременительных телах. И от этого несоответствия каждая морщинка, каждая складка, каждая оспина на лицах предельно заостряется, преувеличивается, доходя в своей абсолютизации до гротеска. Несовместимый синтез иконописного и гротескного начал представляет необычный ракурс для прочтения. Неустроенное существование героев Андрея Платонова разрушило в них гармонию телесного и духовного начал. Материальная сторона жизни героев лишена смысла и основания, здесь и сейчас. В то время как сознание героев наполнено верой в светлое будущее и верой во всеобщее переустройство мира. Эта вера в светлое «завтра» одухотворяет героев. Но утопизм целей лишает людей реального существования, максимально заостряет визуальное несоответствие телесного «низа» и духовного «верха».

Еще одно образное решение Натальи Коньшиной – вторжение цвета в черно-белый мир платоновских героев. Такой прием позволяет символически заострить внимание на множестве проявлений их профанного существования, в данном случае связанных с нашествием символов коммунистической идеи в быт героев. Красный цвет в «Котловане» то лабиринтом флагов и транспарантов обступает людей, то нимбами алых беретов обнимает головки взволнованных пионеров, то возвышает над толпой в кумачевой косынке апостола коммунизма Макаровну, то побуждает народ поглощать кровавую плоть говядины как акт причастия…. Во всей этой странной вывернутости мира красный цвет становится осязаемым воплощением идеи спасения, о которой всегда помнит каждый, кто с усердием роет землю для Великого Котлована.

Художественный мир «Чевенгура» окрашивается синими холодными тонами. И эта неживая синева размыкает суетливую ограниченность и бытовую неустроенность будней платоновских устроителей жизни, наполняет их истерзанные души мечтой о покое, который и можно-то обрести лишь самой смертью. Мечтой о вечности, в которой не будет столь несправедливого отношения к человеку, которое А. Платонов выразил словами: «Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. Появляется человек – с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно…»

Синий и красный в иллюстрациях Коньшиной задают все те же напряженные границы существования человека между земным и вечным, что и в иконописи. И если понимание вечности мечтателей Чевенгура вписывается в традиции христианского толкования, то жертвенный путь обожженных революционным пафосом землекопателей вызывает сожаление. Одухотворение платоновских героев идеей, которая истребила в них всякую возможность нормального физического существования, сталкивает иконописные грани их натуры с гротеском их земной жизни.

Платоновиана Натальи Коньшиной – самостоятельный и глубокий, пронизанный внутренней логикой художественный мир. Ее визуальная интерпретация литературных образов «Котлована» и «Чевенгура» представляет собой равноправный диалог художника с писателем на темы, которые были и будут составлять основу мирового искусства: жизнь и смерть, поступок и ответственность, возможности индивидуального существования в социальных границах, свобода человека и власть. Представленные циклы Натальи Коньшиной читаются не только как проникновенное постижение слова Платонова, но как продолжение разговора на вечные темы.

Тамара Дьякова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры», профессор, доктор культурологии

Оставить комментарий