Место где свет

0

Когда в прошлом году состоялось долгожданное открытие отреставрированного исторического здания театра Драмы им. Кольцова, горожане в едином порыве выдохнули: «Свершилось!». Но на фоне этого эпического события мало кто понял, что на самом деле крупных центров культуры и искусства у нас в городе теперь стало два – причем, практически равноценных по масштабам. Итак, в октябре прошлого года здание по адресу Театральная, 17, где многие годы располагался театр Драмы им. Кольцова, обрело новый статус и стало именоваться Воронежским Концертным залом. Сегодняшний наш собеседник – директор этого учреждения Игорь Янченко.

IMG_6341

– Игорь, разговоры о том, что свой большой концертный зал Воронежу нужен как воздух, шли давно, но открылся он как-то незаметно, без официальных речей и оркестра. Почему все произошло так буднично?

– Может быть, потому, что у нашей административной команды несколько иное мышление: сначала нужно добиться каких-то конкретных результатов, а уж потом и праздновать. Мы просто включились в работу, что называется, с места в карьер. И за полгода своего автономного существования успели немало: провели на обеих сценах, а также в фойе большого зала более 120 мероприятий – театральных, выставочных, музыкальных – в том числе и благотворительных. Более двадцати мероприятий мы придумали и создали сами – взять ту же детскую театральную постановку по произведению Самуила Маршака «Горя бояться – счастья не видать». Еще организовали три просветительских проекта совместно с филармонией, благотворительные концерты для детей-инвалидов и ребят из интернатов.

– Чрезвычайно интересно. Расскажите, пожалуйста, о театральной постановке по Маршаку – у вас получилось что-то вроде детского спектакля в нашем ТЮЗе или вы пошли по принципиально новому пути?

– Честно говоря, у нас даже мыслей не возникало о возможных аналогиях с творчеством тех или иных воронежских театров. Изначально было ясно лишь то, что у нас обязательно будут идти свои театральные спектакли, начать эти опыты решили с детской сказки, хотелось видеть ее обязательно музыкальной, а коли так – то все решено было делать на современном профессиональном уровне. Поэтому музыку, тексты песен, сценографию создавали московские специалисты, современная анимационная заставка – клипмейкерами Glukoza Production, декорации и костюмы придумал главный художник воронежского театра оперы и балета Валерий Кочиашвили. Режиссером постановки стал преподаватель воронежской академии искусств Сергей Надточиев, а некоторые студенты театрального факультета академии исполнили в ней яркие и характерные роли.

– То есть, получается, что просуществовав всего три месяца как самостоятельная организация, вы уже сумели поставить полноценный музыкальный спектакль? И как же оценили ее зрители?

– Спектакль «Горя бояться – счастья не видать» был показан более двадцати раз, а посетили его почти шесть тысяч человек. Теперь он прочно вошел в репертуар Концертного зала. Вот вам и ответ на вопрос, ведь если бы постановка оказалась невостребованной у зрителей, стали бы мы принимать ее в репертуар на постоянную основу?

– Логично. Но давайте на время отвлечемся от творчества и перейдем к вашим административным заботам. Их наверняка было много в первое время?

– Их невероятно много и сейчас, смею вас уверить. Но если говорить о самом начале работы, то самым главным для нас было прийти к правильному пониманию того, какая форма эксплуатации здания площадью тринадцать тысяч квадратных метров является самой оптимальной. Своими силами сделали косметический ремонт фасада здания и части внутренних интерьеров. Следующим шагом стало детальное изучение звуковых характеристик зрительного зала и сцены на предмет технического соответствия нормам. Для этой цели в прошлом месяце к нам приезжал авторитетный столичный специалист по акустике Анатолий Лифшиц.

– И что же? Подтвердил ли он бытовавшее ранее мнение, что при строительстве этого здания хорошая акустика не была предусмотрена?

– Нет. Напротив, замерив акустические показатели в большом зале, он пришел к заключению, что реверберация там соответствует параметрам акустики драматического зала. Просто надо более квалифицированно использовать специализированное оборудование этого помещения. Кроме Лифшица побывали у нас и специалисты из Кирова, которые занимались диагнозом состояния лебедок, поворотного круга и других сценических механизмов. Вскоре получим от них экспертное заключение. Дело в том, что мы хотим иметь многофункциональный зал, который подойдет, скажем, и для театральных спектаклей высокого уровня сложности , и для филармонических, и для джазовых концертов. Естественно, для того, чтобы оснастить современным оборудованием сцену, требуется много работы, времени. И денег, разумеется.

– Тем не менее, несмотря на перечисленные сложности, вам удаются крупные мероприятия на весьма достойном уровне. Сразу вспоминаются успешно проведенный «Лидер года-2012», концерты De Phazz и Кейко Мацуи…

– Как говорится, желающий найдет сто возможностей, а нежелающий – тысячу причин. Мы ищем возможности.

– Кстати, вам в наследство от драмтеатра достались пустующие площади, где давным-давно планировалось построить производственные театральные цеха, но это так и не было осуществлено. Вы как-то планируете использовать эти бесхозные тысячи метров подвальных помещений?

– Да, эти заброшенные и пустующие площади по распоряжению воронежского губернатора, наконец, обретут полноценную жизнь. Здесь будет создано отдельное театральное производство со своей инфраструктурой, большим штатом специалистов. Это предприятие начнет изготавливать декорации для всех воронежских театров, а также выполнять аналогичные заказы из других городов. Появление такой организации – большое и крайне важное дело для воронежского театрального пространства.

– Что еще в собственных планах Концертного зала?

– Видите ли, у нас есть две хорошие сцены, а в городе – много талантливых актеров и режиссеров. Поэтому у нас возникла идея: а почему бы не дать им возможность реализовывать свои творческие задумки здесь, у нас? Так родилась идея репертуара, наполняемого резидентами. Пока в качестве этих самых резидентов выступили два актера Камерного театра – Борис Алексеев и Андрей Новиков. Первый поставил на нашей малой сцене «Наташину мечту» Ярославы Пулинович, а второй дебютировал в качестве режиссера со спектаклем «Кроткая» по Достоевскому. Но сейчас количество желающих начать экспериментировать на нашей сцене растет не по дням, а по часам.

– Этот формат можно назвать «открытой сценой»?

– Да, можно это и так сказать. Предполагается работа своеобразной творческой мастерской, сцены с «открытым характером». Безусловно, приветствуется любая свобода творчества, но постановки и проекты должны быть достойного профессионального уровня. Это обязательное условие. Мы бы хотели, чтобы малая репертуарная сцена в таком формате стала бы нашим собственным трендом. Планируем делать постановки разных жанров, в том числе и мюзиклы. А в ближайшем будущем на большой сцене начнет репетироваться спектакль, постановщиком которого выступит Константин Хабенский.

– Даже так?!

– Да. Пока у проекта рабочее название – «Маугли», там будут задействованы дети из воронежской театральной студии Константина, а в некоторых ролях вполне возможно выступят звездные московские друзья Хабенского (например, не исключается, что роль медведя Балу исполнит Михаил Пореченков). Совместно с художественным руководителем воронежского хореографического училища, народной артисткой России Татьяной Фроловой готовим танцевальную программу к Международному Дню танца. Ведь одна из наших самых важных задач – сделать театральное искусство доступным для детей и создать условия, в которых ребята будут иметь возможность пробовать свои силы на театральных подмостках. Для них наша сцена открыта в первую очередь.

– И заключительный вопрос. Работает сейчас Концертный зал активно, у руководства в творческих планах недостатка нет. Но хотелось бы услышать – какова стратегическая цель развития этого учреждения, что оно из себя будет представлять, скажем, лет через пять-шесть?

– Если нам удастся поэтапно реализовать наши творческие планы, осуществить капитальный ремонт здания с внесением дополнительных изменений, расширяющих его функционал, то концертный зал должен стать многофункциональным Центром культуры, где воронежцы смогут не только посмотреть тот или иной фильм или концерт, а прийти в библиотеку, видеотеку, литературное кафе и так далее. Проще говоря, Концертный зал должен стать тем местом, где людям захочется находиться. Как пел Макаревич – местом, где свет. Не пришли-посмотрели-ушли, а пришли и остались.

Евгения Глуховцева, Олег Котин
Фото Юлии Беляевой

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий