Место, где свет. Нужен ли Воронежу еще один выставочный зал?

0

Известный политический деятель конца прошлого века предложил новообразованным государствам взять себе побольше независимости: не столько, сколько они смогут выдержать и вынести, а сколько захотят. Многие послушали. Результат известен.

Некоторые, впрочем, выдержали.

Порой создается впечатление, что Воронежу тоже сделано этакое заманчивое предложение: хотите искусства? Музыки, театра, живописи? Трупп, зданий, гастролеров? Берите! А мы посмотрим, сможете ли вы все это переварить…

Кажется, мы пока справляемся. И даже просим добавки.

…Вопрос, вынесенный в заглавие, кажется странным: да пусть будет еще один зал, на здоровье! Разного рода зальчики-галереи открываются у нас регулярно, и никому это не мешает, даже наоборот…

Но вот какая штука – «еще один» зал городу вроде как и не нужен. Нет, пусть открываются, пусть растут, как крепкие подосиновики после хорошего дождя, уютные комнаты для арт-объектов. Но выставочный зал (или центр, если хотите), нужен не «еще один». Он просто нужен. Как центр притяжения. Как центр-ледокол. Как визитная карточка города. Как грибной царь.

Если бегло посмотреть на выставочное пространство Воронежа, то можно убедиться — в определенном смысле объединяющей площадки для демонстрации произведений искусства у нас нет. «А музей Крамского?» – возразят мне сразу. Да, безусловно, музей Крамского. Но и он, при всем глубочайшем уважении к этому горящему (в хорошем, не в МЧСовском смысле) очагу культуры, обилием свободных площадей похвастаться не может. Кроме того, известная бедность, сопровождающая наше музейное дело, не позволяет этому государственному учреждению приобрести необходимое оборудование для безопасной демонстрации шедевров, для которых даже небольшой сбой температурного режима может оказаться губительным. Если помните – об этом осторожно, с должным почтением к принимающей стороне говорили (с грустью говорили, да) представители Третьяковки еще во время первого Платоновского фестиваля. И экспозиция могла быть больше и репрезентативней, и желание показать воронежцам больше хороших и разных картин никуда не девается – но, но, но…

И это – лучшая площадка в городе, намоленное место со своим камерным обаянием, к тому же максимально приспособленное – насколько это только возможно – для подобных мероприятий. Что говорить о других? Залы на Пушкинской и на Кирова, где демонстрируют образцы традиционного искусства, масштабных выставок не потянут просто в силу физических возможностей. Милая, но малогабаритная галерея актуального искусства «Х.Л.А.М.» порой неспособна вместить во время открытия очередного вернисажа даже родных, знакомых и друзей автора экспозиции, не говоря уже о других гостях. Другие галереи…впрочем, далее пойдет уже «игра на убывание». Места есть – а мест нет. Такой получается парадокс.

О чем все это говорит? Перейдем на «шершавый язык плаката»: выставочный потенциал Воронежа – города, как мы догадываемся, открытого для восприятия искусства во всех его видах и формах, сегодня используется недостаточно. И такое положение дел неплохо бы изменить.

Кто мог бы это сделать? Государство? Хорошо, конечно, если бы из федерального бюджета ни с того ни с сего поступили вожделенные миллиарды для выставочного центра. Но так, мы знаем, не бывает. Миллиарды (тем более, на культурные цели) поступают в результате сложения насущных обстоятельств и усилий людей, способных, что называется, доказать необходимость и выбить эти самые средства. Так произошло, например, с реконструированным зданием воронежского драматического театра. И было это совсем недавно – только краска подсохла. Так что рассчитывать на сомасштабные вливания на строительство практически с нуля выставочного центра не приходится. Маниловские мечтания нам ни к чему.

Итак, реальный вариант один – частные инвестиции. То есть нужны люди, которые способны и готовы сдвинуть эту махину с мертвой точки и довести дело до конца. И весь этот разговор мы затеяли не для того, чтобы кинуть клич и пойти с шапкой по кругу. Шапки в сторону – идея, витавшая в воздухе, уже готова обрести реальные очертания.

Известный воронежский бизнесмен и меценат Александр Бубнов недавно предложил сделать такой подарок Воронежу. И, насколько нам известно, это вовсе не сиюминутное желание, а обдуманное и твердое решение.
Каким же может быть (хочется сказать – каким будет, но не станем опережать события) воронежский выставочный центр? Предполагается, что «под искусство» будет приобретено (или взято в долгосрочную аренду – не в этом суть) здание в исторической зоне Воронежа. Несколько сотен метров выставочных площадей – о точном метраже пока говорить рано. Разумеется, здание надо будет полностью приспособить «под объекты», оснастить его всем необходимым оборудованием, чтобы вопросов не возникало у специалистов самых престижных музеев и галерей. То есть, изначально будет использован и реализован опыт организации пространства, которым сегодня есть, кому поделиться. Если все это будет реализовано – Воронеж сможет принимать невиданные доселе выставки, увидеть подлинные шедевры живописи из лучших музейных собраний.
Однако, по замыслу Бубнова, выставочный центр не будет исключительно прокатчиком мировых шедевров. На этой площадке ему хотелось бы осуществить свою давнюю мечту – создать постоянно действующую экспозицию воронежских художников и мастеров прикладного искусства. Ведь, по большому счету, мы плохо представляем себе, сколько безызвестных талантов разбросано по просторам области. Постоянная экспозиция позволила бы в чем-то заново открыть творчество наших земляков во всем его многообразии. Заметим при этом, что сам Бубнов коллекционирует художественные работы и совсем не прочь, чтобы они оказались в выставочном зале наряду с другими.

В конечном итоге появление нового выставочного центра может стать, как уже говорилось, одной из визитных карточек города, местом притяжения неравнодушных к прекрасному людей. И в этом смысле его роль переоценить сложно – культурный ландшафт города и региона пополнится новым, одновременно необычным и традиционным объектом.

И мы поймем, что его-то нам и не хватало.

Антон Иванцов

Об авторе

Оставить комментарий