Материализация духов. Или куклы семейства Ольденбургских

0

Даже в любом захолустье найдется хоть сколько-нибудь старинное здание, овеянное мрачными тайнами и жуткими легендами о своих умерших хозяевах, духи которых отказываются уходить в иные миры. Само собой, у каждого из этих представителей тонких материй имеется за плечами типичная драматическая история c непременной трагичной смертью в финале. И если такого дома в окрестностях не окажется, то его обязательно придумают.

DSC_3705

Понятно, что подобные мифы никак не могли обойти Рамонь с ее знаменитым дворцом Ольденбургских, построенным в конце XIX века. Эта историко-архитектурная достопримечательность, исполненная в староанглийском стиле, по мнению многочисленных туристов – просто готовая среда обитания для привидений. Поэтому людская молва уверенно «поселила» в замке призраков семьи Ольденбургских, не обращая внимания на то, что в этом здании вообще никто никогда не умирал. После Октябрьской революции 1917-го года хозяева Рамонского замка покинули свое имение, затем в разные периоды времени эмигрировали за границу и остались до конца своих дней там.

Но как же быть с теми, кто своими глазами видел привидений? Оказывается, тому явлению, с которым они в действительности сталкивались, существует вполне материальное объяснение. Для этого достаточно спуститься по узким ступенькам в дворцовое подземелье.

Темный подвал с низкими сводчатыми потолками, с оригинальными старинными решетками, во многих местах штукатурка уже осыпалась – но нет и следов плесени. Вентиляция в подвалах дворца устроена таким хитрым образом, что древние стены и потолки всегда остаются совершенно сухими, влага на них не конденсируется каплями, а собирается в плотные столбы тумана посреди подвальных помещений. Поэтому если заглянуть рано утром в то или иное стрельчатое окно, то непременно увидишь в темной глубине комнаты загадочное белое пятно. Стоит открыть створки – туман через форточку быстро вырывается наружу. Поэтому понятно, почему искатели приведений, видевшие такое, теперь совершенно искренне клянутся и божатся, что в подвалах замка обитает чрезвычайно агрессивное привидение.

3_987

Мы решили уделить этой теме такое внимание потому, что в октябре этого года произошло событие, так или иначе перекликающееся с сарафанной мифологией. А именно: семья Ольденбургских действительно вернулась в свое родовое гнездо. Но это не очередная страшилка о духах с того света. Образы прошлого вернула к жизни мастер-кукольник Наталья Скрипникова, которую легенды о Рамонском дворце очаровали еще в детстве.

Наталья долго изучала материалы, связанные с членами семьи Ольденбургских, каждый из которых был необычайно талантлив и оставил след, как в сказаниях рамонских старожилов, так и в российской истории.

Евгения Ольденбургская открыла в 1900 году рамонскую фабрику конфет и шоколада, продукция была известна на весь мир и удостаивалась престижных наград. Ее муж Александр был создателем и попечителем Императорского института экспериментальной медицины, сын Евгении и Александра – Петр – числился в министерстве земледелия, устроил в Рамони «опытное поле», результаты его селекционной деятельности до сих пор используют в современной агрономии. Ольга, супруга Петра (в девичестве Романова), в начале Первой мировой войны ушла на фронт, чтобы стать сестрой милосердия, была награждена солдатским Георгиевским крестом. Она оказалась прекрасным живописцем, в течение жизни нарисовала более двух тысяч картин. И это далеко не все, чем знаменита семья Ольденбургских.

Сначала Скрипникова задумала создать скульптурное изображение лишь одной Евгении Ольденбургской. Но потом пришла другая мысль – разве это будет справедливо? Отношения в семье были прочными, а если отдавать дань семейному укладу, то значит, надо сделать и изображение мужа принцессы – Александра, а также их сына Петра с женой Ольгой… Так и родился проект экспозиции скульптур четырех основных членов семьи.

2_987

Когда были готовы эскизы и первые наработки, Наталья случайно наткнулась в интернете на информацию о том, что воронежский областной департамент культуры и архивного дела выделяет гранты на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства. Проект Натальи идеально ложился в концепцию конкурса, она подала заявку на участие, но особо не рассчитывала выиграть – тем не менее, ее задумку оценили по достоинству, и грант правительства Воронежской области был получен. Но лучшей наградой для себя Наталья считает то, что куклы теперь поселились там, где раньше обитали их прототипы – в Рамонском замке, и находятся в постоянной экспозиции.

Чтобы максимально точно передать суть характеров членов семьи Ольденбургских, не упустить нюансов, Наталья много работала с фотоархивами, постоянно ездила в Рамонь за консультациями к опытным краеведам. Благодаря этому, появлялось много важных деталей – например, в руках куклы Евгении Максимилиановны – связка ключей. Дело в том, что сама Евгения, деловая и энергичная женщина, держала имение под неусыпным контролем, и не было ни одной двери в замке (включая подсобные помещения), от которых в этой связке не нашлось бы ключа. А Ольга слыла очень начитанной и эрудированной девушкой, поэтому в руках ее куклы – книга. И все же мастер считает, что внешность пластиковых скульптур получилась в каком-то смысле собирательной, ведь не секрет, что на различных фотографиях один и тот же человек выглядит по-разному, а Наталья использовала те снимки Ольденбургских, которые импонировали лично ей.

Скрипникова хотела, чтобы куклы выглядели, если так можно выразиться, более человечными, поэтому материалом для изготовления выбрала пластику (запекаемую полимерную глину), с помощью которой удается удачно имитировать кожу. Около 5 лет назад Наталья увидела в интернете труды других кукольных мастеров, работающих с этим материалом. У девушки загорелись глаза, и ей захотелось непременно самой творить подобное. Методом проб и ошибок она осваивала это ремесло – где-то почитает, где-то подглядит, где-то и сама придумает – и за короткий промежуток времени достигла впечатляющих результатов.

1_987

Кстати, Наталья продолжает экспериментировать с пластикой, открывать для себя новые техники – хочется надеяться, что экспозиция ее кукол будет расширяться, это пойдет лишь на пользу туристической привлекательности Рамонского замка. Об этом можно говорить с уверенностью, наблюдая сейчас внимание посетителей к четырем скульптурным изображениям членов семьи Ольденбургских. они, напомним, доступны для осмотра посетителями с 9 октября этого года. Да, по-прежнему на экскурсиях ребятишки, а иногда и взрослые люди, проникшиеся мистической аурой дворца, шепотом рассказывают друг другу старинные или тут же сочиненные страшилки про привидений, но все чаще берет верх интерес к истории жизни членов семьи Ольденбургских, которую неторопливо рассказывает экскурсовод. Голос плывет под гулкими сводами замка, блики света пляшут на пластиковых фигурах его сановных обитателей, и кажется, что в их глазах – благодарность. Всем, кто помог им вернуться в родные пенаты и обрести вторую жизнь.

Клеменция Булахтина
Фото Алексей Астрединов

Об авторе

Оставить комментарий