Малые голландцы

0

Что объединяет растаманский юмор, пластилиновый хоррор и любовную драму кошки и мышки? Правильно – Амстердамский анимационный фестиваль KLIK, который в нашей стране уже успел «прописаться» – уже пять лет его организует посольство Королевства Нидерландов и студия «Видеодом». А вот в этом году европейскую анимацию смогли увидеть воронежские зрители, показ фестивальных работ прошел в нашем городе 10 февраля. Поклонники артхаусных анимационных короткометражек молниеносно смели все билеты в кассах кинотеатра «Спартак» и два часа наслаждались качественными европейскими и японскими мультфильмами.

 

Любовь – сквозь телевизионные помехи

В будущем кошки будут мирно уживаться с мышками – и даже не просто уживаться, а сожительствовать, спать в одной кровати и любить друг друга. Короткометражка «Пожалуйста, скажи что-нибудь» немецкого режиссера ирландского происхождения Дэвида О’Рэйли, получившая «Золотого медведя» на 59-м Берлинском кинофестивале, по своей драматичности не уступает драмам Педро Альмодовара и утонченным лентам Вонга Карвая. И в этом парадокс и сила анимации: простым языком ответить на довольно сложные вопросы. Сюжет сложных взаимоотношениях между миниатюрной, стучащей по полу незаметными «каблучками» лапок, мышью-писательницей и ее возлюбленным – мяукающим котом с непропорционально большой головой.

Правда, судя по субтитрам, мышь – «он», а кот – «она»). Окончательно запутавшиеся герои драмы пытаются «переписать» свое будущее, словно бы в сценариях, которые пишет мышка, или словно в компьютерной игре, где на выбор предлагается несколько финалов. Но даже в футуристическом, схематическом мире есть место любви, которая спасает героев от смерти.

 

Вечность и вещность

Не менее серьезные вопросы – жизни и смерти, свободы – поднимает короткометражка Orgesticulanismus бельгийца Мэтью Лабайе, в которой голос за кадром ведет повествование от лица человека, прикованного к инвалидной коляске. «Когда ты лишен способности двигаться, чтобы выжить, тебе нужно заново изобрести движение. Все, что происходит у меня в голове, – это не просто интеллектуальные процессы, это создание заново внутреннего пространства, которое делает меня свободным», – говорит мужественный человек Бенуа Лабайе, который, не впадая в отчаяние, изобретает свои рецепты движения. Движения, не подчиненного кому-то свыше, которое рвет нити, делающие из человека марионетку, движение, заставляющее танцевать.

А иногда достаточно положиться на судьбу, не сопротивляясь великому закону жизни и смерти – как в мультфильме «Инукшук» молодого французского режиссера Камиллелвис Тери. Человек и медведь оказываются на полярной льдине, которая начинает таять. Они даже не подозревают о том, что вскоре белый мир поглотит огромная рыба, вынырнувшая из океана тьмы.

Человек – человеку – вещь: так можно было бы охарактеризовать короткометражку «Работа» аргентинского режиссера Сантьяго Грассо, ставшего победителем в номинации «Политическая анимация». Этот фильм пародирует общество потребления, в котором использование людей в качестве предметов давно вошло в норму. Вы просыпаетесь, включаете торшер, который оказывается человеком, пьете чай, сидя на ребенке, выполняющем роль табуретки, снимаете верхнюю одежду с женщины-вешалки. Такси, в котором вы едете утром на работу – это человек, который несет вас на загривках. Подвешенные к фонарям люди-светофоры, одетые в зеленую и красную майки, регулируют движение. Лифт, в котором вы поднимаетесь на нужный этаж, работает благодаря толстому человеку, повешенному в шахте в качестве груза. А что остается вам, одетому в белую отутюженную рубашку? Только лишь растянуться ковриком у кабинета босса, который вытирает о вас ноги.

 

Лиловая психоделия

Немецкий мультфильм «Чамп и Кламп» по своей галлюциногенной нагрузке не уступает культовому фильму Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Когда в одном из первых кадров мультика вы видите большой яркий лиловый гриб, становится понятно, что вскоре он будет кем-то съеден: и это вполне логично на Амстердамском фестивале. И действительно: два существа непонятного происхождения, по имени Чамп и Кламп, в ожидании автобуса (который им пришлось ждать целую неделю), опустошают весь запас спиртного, потом – выкуривают по косяку травки и, окончательно окрыленные и оголодавшие, съедают галлюциногенный гриб. Этот мульт­фильм – типичный анекдот про растаманов. Очень на них похожи аисты чешского мультфильма «Ой, ошибка!», под ямайскую музыку реггей разносящие в клювах младенцев, детенышей и прочую живность. Эта шуточная короткометражка – о том, что бывает, если аисты вдруг перепутают адреса родителей. Здесь люди хотят быть похожи на животных, а животные – на людей.

А поклонникам абсурдисткого юмора понравится «Королевский кошмар», сделанный русским режиссером Алексеем Будовским, который живет в США и более известен как Alex Budovsky. Его короткометражки вошли в золотой фонд Нью-Йоркской независимой анимации. Мультфильмы Будовски (самый известный из которых – «Банный день в Клеркенвелле») – сплошь черно-белые.

 

Пластилиновая резня бензопилой

Одно из главных достоинств фестиваля – в техническое, смысловое и жанровое разнообразии работ. К примеру, немецкий режиссер Томер Эшед создал в одном флаконе пародию на познавательные фильмы о природе, которые показывают на канале «Дискавери» и на фильмы о кунг-фу. В весеннем лесу разворачиваются настоящие битвы самцов землероек, которые летают, словно герои «Матрицы». Мордочки зверьков, показанные крупным планом – это уже почти лица – улыбающиеся, подмигивающие, одухотворенные. А писк землеройки-победителя, повергшего противника в борьбе за самку, напоминает разрывающий пространство леса рев медведя-шатуна.

Еще одну пародию – на этот раз на японские ужастики и фильмы про зомби – снял молодой японский аниматор Такена Нагао. «Служанка с бензопилой», хоть и полна черного юмора, но все же способна вызвать чувство ужаса даже у взрослого человека. Аниматору, с японской дотошностью слепившему из пластилина персонажей с вылезающими внутренностями, следует отдать должное: все очень натурально – и бензопила, разрезающая пополам оживших мертвецов, и падающий на пол то тут, то там мозг, и оторванные конечности… Если бы этот пластилиновый мультик увидел бы мастер фильмов о зомби Джордж Ромеро или Роберт Родригес, снявший «Планету страха», они бы наверняка пожали бы японскому парню (кстати, фанату фильмов ужасов) руку.

В уникальной технике, которой мало кто владеет, сделал свою работу эстонский режиссер Уло Пиков. Его «Диалоги» – экспериментальная абсурдная комедия об обществе потребления, нарисованная прямо на кинопленке. А в короткометражке «Хорошая штука» финского аниматора Нины Суоминен, отмеченной жюри фестиваля в номинации «Политическая анимация», вместо рисованных персонажей – ожившая еда, которая танцует под музыку. Какой бы аппетитной она ни была, как бы ни красовались сочные кусочки киви перед креветками, а сосиски – перед паштетом, в конце концов все они окажутся в одной куче мусора, как, общем-то, и фавориты предвыборной гонки, чьи яркие листовки и обещания рано или поздно окажутся на свалке истории…

На воронежский показ приехали и сами организаторы фестиваля – голландцы Ивонн Ван Улден и Иек Вейсхут.

– Это праздник для людей, молодых сердцем и душой, – подчеркнула Ивонн. – Мы получили со всего мира порядка 700 работ из 50 стран. В итоге жюри отобрало самые разнообразные творения аниматоров – от откровенно развлекательных до имеющих глубинный философский или даже политический контекст.

– Главное для нас было, чтобы зритель не просто посмотрел фестивальные работы в кинотеатре, а чтобы, выходя на улицу после сеанса, ему было над чем задуматься, – добавил Иек.

Анастасия Сарма

Об авторе

Оставить комментарий