«Культпоход»: путь важнее цели

4

Коллективные выезды на природу в последние годы стали весьма популярными. Походная жизнь и раньше была овеяна поэтическими легендами, а теперь и вовсе вошла в моду. Тем более сегодня на природу отправляются иногда не отдыхать, а обмениваться знаниями и активно заниматься творчеством.

_DSC2642

Сага о творческих спартанцах

Три года назад был придуман конкурс творческих работ «Культпоход». Заявка на участие и заочный отборочный тур стали лакмусовой бумажкой, тестом на выявление творческого начала у воронежской молодежи. Многими начинающими авторами такое объединение было воспринято восторженно, что вполне естественно – кто ж не желает внимания со стороны экспертов и встречи с себе подобными на просторах Дивногорья?..

Впрочем, следует сказать, что жизнь в палаточном лагере сильно отличается от дачного уик-энда и под силу только самым работоспособным авторам – заниматься творчеством в спартанских условиях не каждый сумеет. Однако, как говорится, дорогу осилит идущий. И вот наконец наступает «судный» день: экспертный совет выбирает лучшие работы, и авторы-победители превращаются из просто участников в «лауреатов «Культпохода». Говорят, после этого жизнь всякого начинающего автора-лауреата меняется. Авторитет его растет как на дрожжах, а закрытые доселе двери всех воронежских творческих заведений и предприятий открываются перед ним самым волшебным образом. Эти красивые легенды передаются участниками «Кульпохода» из поколения в поколение…

 

Путь важнее цели

«Культпоход» как явление, безусловно, заслуживает внимания: он дает подрастающему дарованию почувствовать себя свободными художниками, а это дорогого стоит. Неофиты проекта, очутившись в Дивногорье, словно оковы с себя сбрасывают, становятся открытыми и любознательными. С удовольствием заводят новые знакомства, впитывают полученные знания. Для этого на «Культпоходе» есть все условия: общение с интересными людьми, обмен опытом и вдохновляющее окружение. Россыпь палаток, импровизированных мастерских и задумчивых авторов среди этой круговерти – таков внешний облик «Культпохода».

Кстати, на последнем сборе у нескольких близких по духу молодых художников возникло желание объединиться для конкретного проекта и самостоятельно организовать выставку по возвращении в Воронеж. Так что, возможно, в скором времени мы увидим конкретные результаты творческого союза, родившегося среди меловых гор. И что приятно, подобных примеров достаточно – каждый из четырех ежегодных «Культпоходов» ими славится. Очень хорошо, что многие участники понимают: картонные дипломы и звания лауреатов – ничто, если в дальнейшем не будет практических результатов и самостоятельного развития. Экспертный совет играет не последнюю роль в творческих процессах «Культпохода», ведь участникам сложно объективно оценить свои работы, нужен авторитетный взгляд со стороны. Жесткая схема «преподаватель-ученик» на проекте не пользуется популярностью: здесь отношения больше дружеско-неформальные, что позволяет участникам учиться доверять друг другу – и в этом вся прелесть.

 

Оргмоменты

Многие из приехавших в Дивногорье отмечали хорошую организацию конкурса. Это показывает, что опыт прошлых лет используется во благо. Сбалансированное расписание, хорошая звуковая аппаратура (для музыкантов это особенно важно), приличная концертная площадка, гармоничное сочетание учебного и творческого процессов – все это помогало участникам сконцентрироваться именно на задании и не думать о быте, который тоже был продуман до мелочей. Например, в столовой нашлось специальное меню для вегетарианцев.

_DSF6158

А еще в этом году появилась новая номинация – арт-менеджмент. Решение кажется органичным, поскольку количество художественных объединений в нашем городе растет, вот и появилось желание увеличить количество арт-менеджеров на душу творческого населения. Правда, победителей в этой номинации не нашлось: ребят по новому направлению приехало в Дивногорье совсем немного. Что ж, будем считать нынешний год репетицией подготовки арт-менеджмента в рамках «Культпохода».

 

Впрочем…

«Культпоход» мне действительно многим нравится. Пожалуй, досаден лишь излишний пафос, с которым говорят о своем мероприятии отдельные его участники, имеющие некоторый стаж, и организаторы, словно «Культпоход» – некая Мекка для творческой молодежи. Ведь это не так. «Культпоход» возник не сам по себе, не на пустом месте. Он – «детище» ведомственной целевой программы «Талантливая молодежь» (2011-2013 годы), и по сути является подразделением «Молгорода» – ежегодного масштабного сбора активной молодежи со всей Воронежской области. Причина, по какой культпоходовцы решили проводить свои мероприятия отдельно, легко угадывается, если взглянуть на практически неизменный список экспертов и организаторов. Это те, кто, например, имеет отношение к галерее «Х.Л.А.М.» или к поэтическому спектаклю «12», – словом, творческие люди, которые определяют сферу своей деятельности словосочетанием «современное искусство». Их целевая аудитория достаточно специфична и не предполагает массовости. В доказательство этому можно привести наглядный пример: в нынешнем году «Культпоход» породнился с другим не менее интересным мероприятием – «Ночью в Дивногорье». Совпадение, как говорят организаторы, случайное, но участники «Культпохода» были рады. Еще бы, им выпала неожиданная возможность выступить перед большой аудиторией. К своим, культпоходовским почитателям неожиданно прибавилось еще более трех тысяч человек, которые приехали на «Ночь в Дивногорье».

Слаженного дуэта не получилось. Дело в том, что зрители, планировавшие послушать классическую музыку под открытым небом, ожидали от присоединения площадки «Культпохода» чего-то более традиционного, нежели песни про клубнику и смерть от группы «Банана-Бис» или истеричный декаданс от поэта Андрея Родионова.

Да, «Культпоход» можно назвать вполне камерным объединением по сравнению с тем же «Молгородом», масштаб которого больше, а спектр тематических направлений шире; туда с охотой приезжает губернатор и представители крупного бизнеса. Вряд ли «Культпоход» может соперничать и с пансионатом для одаренных детей в Репном, где работа с талантливым подрастающим поколением ведется на очень высоком профессиональном уровне. Самобытность «Культпохода» в том, что участники объединяются не по каким-то учебным программам – они находят друг друга по внутренней «похожести». И объединяет их зачастую не только искусство, но и искренняя дружба. «Культпоход» сейчас вряд ли можно назвать чисто конкурсным мероприятием: теперь палаточный лагерь в Дивногорье больше походит на тусовку, это повод встретиться, «покипеть» в своем творческом котле. Поэтому соревновательный момент уже не так важен. По возвращении из лагеря участники продолжают работать в совместных проектах: устраивают поэтические слэмы, встречи в книжном клубе «Петровский», выступают на дне города, на фестивале «Чернозем». Творческая среда вокруг «Культпохода» обозначена четко. Главное теперь, чтобы она не была обособленной, а взаимодействовала с другими молодежными творческими объединениями.

А что касается их желания слишком часто употреблять выражения «талантливая молодежь», «художественно одаренный», «желающий сказать свое слово», «активный и перспективный», а также многочисленные вариации , начинающиеся с «арт-»… ну, что ж, отнесем это к неизбежным детским болезням, сопутствующим процессу роста. И все будет отлично.

Юлия Беляева
Фото Денис Булавинцев, Влад Караваев

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

4 комментария

  1. Виталий опубликовано

    «зрители, планировавшие послушать классическую музыку под открытым небом, ожидали от присоединения площадки «Культпохода» чего-то более традиционного, нежели песни про клубнику и смерть от группы «Банана-Бис» или истеричный декаданс от поэта Андрея Родионова»
    Странная фраза. То есть зрители, зная из анонсов программу, все равно планировали послушать «классическую музыку»? Опять же, непонятно, почему «классическая музыка» в понимании автора — это что-то «традиционное», а поэзия Родионова — нет. Уместен ли этот термин? Можем ли мы утверждать, что романс конца девятнадцатого века про клубнику и смерть (или опера, скажем, итальянского композитора, где едят клубнику и умирают) — что-то «традиционное», а песня группы «Аквариум» (или возникшей чуть позже группы «Банана-Бис») про клубнику и смерть — ни в коем разе? И действительно ли «классическая музыка» имеет большее отношение к миру, в котором обитают посетители «Ночи в Дивногорье», чем творения их современников, музыкантов и поэтов? Что означает определение поэзии Родионова как декадентской? Ведь получается, что если мир его поэзии декадентский, то тогда и каждый отдельно взятый гражданин Российской Федерации, — декадент.

  2. Юлия опубликовано

    Многие из тех, кто приехал в Дивногорье, были нацелены на основное мероприятие — концерт симфонического оркестра и театр песка. Площадка «Культпохода» — была приятным дополнением. Для некоторых неожиданным. Публика после концерта хаотично стеклась на звуки и свет, ожидая продолжения в духе предыдущего мероприятия. Но люди получили порцию современного искусства. К которому многие относятся неоднозначно. А некоторые и вовсе искусством не считают. О том хорошо это было или плохо, я судить не берусь. У каждого свой взгляд. О том, что традиционно для восприятия, а что нет, я сужу по реакции зрителей. Многие не поняли и творчеством выступающих не прониклись. «Истеричный декаданс» — это не про всю поэзию Андрея Родионова. Это про конкретное выступление на площадке «Культпохода». Его я считаю декадентским, потому что в нем были и упаднические настроения, и индивидуализм, и все это истерично, с надрывом. Что касается «БананаБис», то песня про клубнику и смерть мне лично понравилась. Но для многих зрителей это звучало дико. Только кого-то эта «дикость» впечатлила. А кого-то заставила удалиться. И это нормально.

  3. Виталий опубликовано

    Всё равно не понимаю. Группа, например, «Аквариум» стала мейнстримом в 1987 году, её пластинки продавались миллионными тиражами. Бродского, кажется, лет двадцать как проходят в школе. Обэриуты творили в 1928 году. «Декаденты» — вообще до революции. И вот много лет спустя воронежские зрители попадают на концерт, на котором звучит нечто в духе 1982 года. Или даже 1928-го. Или даже 1913-го. Кому-то не понравилось и даже «показалось дико». И это почему-то называется «зрители не прониклись современным искусством». Какое такое «современное искусство»? Это просто песни и просто стихи с очень простой фабулой. Даже писание стихов лесенкой лет девяносто как не должно шокировать людей, хоть немного интересующихся поэзией. Представьте, Юлия: выходит в 2014 году на сцену Цой, поёт «Алюминиевые огурцы», или Вознесенский начинает читать поэму «Лонжюмо», и для кого-то из зрителей это «звучит дико». Где они были все эти годы?

  4. Юлия опубликовано

    Они разные.

    обломись

    я очень люблю литературу,
    на «фактотум» буковски и «шатунов» мамлеева у меня встает
    я хотел бы посмотреть на дуру
    которая меня спасет
    и да я люблю полиметрические стихи
    и твердо уверен,
    что силлаботоника,
    в сравнении с моими судоку,
    тихонько в сторонке сосет

    Родион Прилепин (из «Такие сделки»)

    Как мелки отсюда успехи мои, неуспехи,
    друзей и врагов кулуарных ватаги.
    Прости меня,
    Время,
    что много сказать
    не успею.
    Ты, Время, не деньги,
    но тоже тебя не хватает.

    Но люди уходят, врезая в ночные отроги
    дорог своих
    огненные автографы.
    Векам остаются — кому как удастся —

    штаны — от одних,
    от других — государство.

    Андрей Вознесенский (из «Лонжюмо»)

Оставить комментарий