Кровельное дело под кровом мастеров

0

Сегодня в европейских странах профессия кровельщика является одной из самых уважаемых. В России, наоборот, это ремесло не пользуется широкой популярностью. Однако в Воронежской области есть настоящий мастер этого дела, который растит новое поколение кровельщиков-жестянщиков.

[000158]

В конце ноября в Лейпциге прошла Международная выставка по реставрации и охране памятников и исторических строений «Denkmal 2012». Россию, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, представили некоторые провинциальные города. Среди участников были и мастера кровельного дела из Россоши.

Именно в Воронежском регионе, официально с 1988 года, существует известная в России и за ее пределами кровельная компания. Реставрация куполов и кровлей надвратного храма Житенного женского монастыря в Осташкове и здания офиса АО «РОСНЕФТЬ» в Москве, реконструкция Дома-музея барона Сталь-фон-Гольштейна в поселке Репное, воссоздание уникальной кровли шпиля Евангелическо-Лютеранского собора святых Петра и Павла в Москве – далеко не полный перечень работ россошанских мастеров.

Основатель кровельной фирмы в Россоши – Николай Савченко. Он на протяжении двух лет работал в Италии, где перенимал опыт у европейских кровельщиков и в итоге своей деятельности заслужил признание коллег. В октябре этого года при посещении лучшей школы кровельщиков в Италии ему вручили диплом почетного члена Ассоциации кровельщиков-жестянщиков немецкой автономной провинции Южный Тироль, а также почетный знак «Серебряная игла», который выдается за десятилетнюю безупречную работу по современным немецким кровельным технологиям.

[000142]

В 2010 году Савченко создал в Россоши «Клуб юных мастеров-кровельщиков», в котором по сей день бесплатно обучает кровельному делу детей. Именно вместе с ними он участвует в таких международных выставках, как «Зодчество» и «Denkmal». Юные мастера удивляют гостей и других участников мероприятий: творят настоящее волшебство – на специальных станках вырезают из металлов переливающиеся на свету ромбы. Из них ребята создают копии знаменитых башен и куполов. Стоит отметить, что это практически филигранная работа: изготовление мелких кровельных элементов более сложный и трудоемкий процесс, нежели изготовление крупных ромбов на реальных куполах храмов.

«А дети это делали играючи», – замечает Николай Савченко.

И вот, около месяца назад при поддержке Татьяны Гордеевой и генерального директора казенного предприятия области «Единая дирекция капитального строительства и газификации» Олега Сумина мастер вместе со своими учениками принял участие в выставке, которая проходила в Лейпциге.

 

Проблема специального образования…

Сегодня в России существует целый ряд проблем в образовании кровельщиков-жестянщиков.

Так, на втором Всероссийском съезде саморегулируемых организаций строителей доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики строительства СПбГАСУ Юрий Панибратов констатировал: «Сегодня в Санкт-Петербурге нет возможности готовить каменщиков, кровельщиков и плотников, что является катастрофой».
Однако, как оказывается на практике, ее масштабы не ограничиваются территорией Северной столицы.
В настоящее время краткосрочные обучающие семинары, как правило, организуют представители компаний, производящих кровельные материалы. То есть, в нашей стране нет лицензированных образовательных учреждений, которые готовили бы специалистов высокого европейского уровня квалификации, столь необходимой при реставрации памятников культуры. Кроме того, зачастую фирмы, проводящие подобные семинары, дают практические знания только по тем материалам, которые сами и производят. Значит, обучающийся по такой программе получает лишь базовые знания, в то время как на рынке труда ценятся именно те кровельщики, которые в совершенстве владеют мастерством и могут работать с любым материалом.

В этой отрасли наблюдается такая тенденция: качество выпускаемых материалов растет, однако нет профессионалов, которые могли бы с ними работать. Нельзя сказать, что причина кроется только в привлечении к работе иностранной рабочей силы из стран бывшего СССР. Нужно учитывать, что профессия кровельщика на сегодняшний день, к сожалению, не очень-то популярна среди молодежи.

Стоит также отметить, что сегодня обучение этой специальности если и ведется, то по устаревшим учебным программам, которые значительно отстают от современного уровня технологий. Кроме того, существует острая нехватка квалифицированных преподавателей, а отсутствие современной материально-технической базы делает модернизацию обучения практически невозможной.

[000141]

В то время как в европейских странах преемственность в ремеслах сохраняется и перерастает в современную индустрию, в России это утрачено. Можно сказать, что с тех пор как в нашей стране стали применять шифер и битумные рулонные кровельные материалы, уменьшилось количество профессиональных мастеров-жестянщиков.

«И если в советское время еще существовала централизованная система реставрационных мастерских и поддерживалась, хотя бы на кустарном уровне, какая-никакая школа кровельного мастерства, то с распадом Советского союза и эти очаги ремесленных традиций практически угасли, – сетует Николай Савченко. – Но по всей огромной провинциальной России все равно трудятся мастера-самоучки, в том числе и по металлическим кровлям, и для них необходимо создать современную систему профессионального образования европейского уровня».

 

…решится в Воронеже?

Россошанский мастер в ближайшее время планирует создать Международный центр современных кровельных технологий, где молодые люди смогут получить профессиональные навыки.

Возможно, что в нашем регионе действительно появится новая российская кровельная школа.

Николай Савченко считает, что в рамках такого центра современных кровельных технологий можно решить многие проблемы, существующие в сфере образования кровельщиков. Но это окажется возможным только в том случае, если региональные или федеральные власти профинансируют его строительство и оснащение. «Проблем с инструкторами, преподавателями не будет, потому что мы имеем достаточный опыт для этого, – уверен россошанский мастер. – К тому же я два года работал в Московском представительстве австрийской компании ПРЕФА техническим консультантом и обучал европейским кровельным технологиям российских кровельщиков со всей страны. Я, двое моих сыновей, а также несколько человек, прошедших путь от новичка до мастера высокого класса, готовы стать производственными мастерами-инструкторами нашего центра. Наш опыт и наши наработки признаны коллегами международного уровня».

За плечами мастеров 10 лет упорной работы над уникальными проектами по немецким технологиям. Специалисты имеют навыки работы по всем видам кровельного металла, а также опыт по подготовке квалифицированных кадров для работы с этими металлами.

При этом нельзя однозначно утверждать, что в настоящее время в России больше нигде не учат кровельному ремеслу. Конечно же, учат.

Например, при Национальном Кровельном Союзе, организованном санкт-петербургской фирмой «Алтес», уже существует учебный центр. Но здесь, судя по учебному плану, выпускник сможет выполнять лишь простые работы при устройстве и ремонте кровель. Такой кровельщик уже вряд ли сможет добиться безупречного качества при реставрации сложных кровель куполов, башен, шпилей…

Также в России проводят недельные семинары некоторые европейские компании, производящие кровельные металлы.

На сайте той же компании «Алтес» есть информация, сообщающая, что работы над башнями и шпилями, а также изготовление элементов декора методами ковки, чеканки и вытяжки – «являются вершиной кровельного мастерства, граничащего с искусством» и «полного успеха в этой области достигают только редкие «самородки». Кроме того, на этом сайте утверждается, что этому ремеслу нигде не обучают, а знания и навыки передаются от мастера к ученику.

саврос

«Фактически руководитель фирмы «Алтес» и НКС в одном лице делает нам комплимент, считая наших даже юных мастеров самородками, выполняющими работы на уровне искусства, – комментирует Савченко. – Они заявляют, что этому нигде не учат, но мы уже полтора десятка лет учим кровельщиков как для себя, так и для других компаний. Причем мы можем подготовить не просто кровельщиков второго разряда, способных перекрыть простую крышу обычной многоэтажки, а мастеров, которые смогли реализовать проект по реставрации офиса компании «Роснефть» — помещения площадью четыре тысячи квадратных метров, да еще с куполом, покрытым объемными ромбами! И заготовкой этих сложных по расчетам, раскрою и изготовлению кровельных элементов руководил парень, пришедший к нам после 9 класса и проработавший около трех лет — практически вчерашний выпускник средней школы. Вот это и есть высший пилотаж кровельного дела, освоенный под руководством наших опытных мастеров».

12 декабря Николай Савченко в Москве обсудил варианты организации и аккредитации школы кровельщиков с президентом Академии архитектурного наследия Юрием Калиниченко, а также с несколькими директорами предприятий, занимающихся реставрацией.

На сегодняшний день Николай Савченко и его сыновья уже разрабатывают бизнес-план по организации Международного центра современных кровельных технологий, в стенах которого планируется обучать людей кровле куполов, башен, шпилей, а также защите деталей фасадов.

Международный центр будет оснащен современным оборудованием: станками с компьютерным управлением и инструментами ведущих европейских производителей.

Помимо основной обучающей программы, здесь можно будет пройти семинары по повышению квалификации.
При создании центра Николай Савченко и его сыновья будут ориентироваться не только на наработанный годами опыт, но и на методику одной из лучших в Европе кровельных школ, которая находится в Южном Тироле, и опыт лучших кровельщиков-жестянщиков России.

 

Зачем это нужно

Как уже говорилось выше, из-за отсутствия образования такого профиля затрудняется, а иногда становится невозможным, выполнение определенных работ по реставрации памятников архитектуры. Например, именно на кровельщиках по металлу лежит работа по устройству защиты фасадов – горизонтальные и наклонные поверхности выступающих на фасаде деталей (карнизов, лепнины и т.п.) покрывают кровельным металлом. Это делается, прежде всего, для того, чтобы вода не попадала на фасад и, следовательно, не повреждала его. Без этой процедуры фасад здания может просто обрушиться.

Что же мы наблюдаем сегодня? Из-за неграмотно сделанной защиты рушатся фасады памятников архитектуры. Эта проблема существует во всех российских городах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Специалисты Городского центра экспертиз еще пять лет назад заявляли, что в Северной Пальмире только 1% из ремонтируемых зданий проходит комплексное обследование. В других же случаях объекты подвергаются обыкновенному косметическому ремонту, следы от которого пропадают уже через несколько лет… Ситуация с тех пор не изменилась.

«Спустя всего четыре года после реставрации к 300-летию Петербурга фасады снова в лесах, притом что на это были затрачены сотни миллионов рублей, – комментирует Николай Савченко. – Причина – в проржавевшей «жестянке», ведь она, вместо того, чтобы защищать детали фасада, пропускает воду. Это происходит из-за коррозии металла на швах. Если защита была бы сделана правильно, то межремонтный период составил бы не четыре года, а как минимум четырнадцать».

Не говоря уже о том, что падающие детали фасада могут упасть на головы случайных прохожих.
Так, в воронежских газетах можно увидеть материалы о том, как на людей падают кирпичи или даже целые облицовочные плитки. Например, подобный случай произошел в апреле этого года на улице 60-летия ВЛКСМ.
Если в воронежском регионе появится школа кровельщиков, то это будет началом возрождения новой российской кровельной школы на европейском фундаменте и российских архитектурных традициях. Кроме того, обучающий центр, с хорошо разработанной программой сможет обеспечить как нашу, так и другие области высококвалифицированными специалистами. Грубо говоря, это «создает престиж» региону. Ведь в обществе почему-то сформировался стереотип, что крупные обучающие центры могут находиться только в столицах. Но если в нашей стране будет возрождаться кровельное ремесло, то почему, собственно, не в Воронежской области?

Ольга Гуцу

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий