Конец эпохи тритонов

0

В центральной части Воронежа уже два десятилетий самодостаточно существуют 100 гектар лесных чащ, болотцев, сомнительных кафе, разбитых тротуаров и крутых склонов, по которым лихо карабкаются полицейские внедорожники. Парк «Динамо» давно живет своей таинственной и скрытой от публичного внимания взгляда жизнью. Школьником я ловил в тамошнем ручье тритонов – и парк уже был такой же дикий, как и сейчас.

Теперь царствование недружелюбных кустов, кажется, подходит к концу. Власти, всерьез увлекшись обустройством парковых зон, добрались и до самого главного вызова – Центрального парка культуры и отдыха. Когда-то у него еще было имя в честь писателя Горького, в людях же его чаще зовут по одноименному стадиону – «Динамо».

Получив в свои руки проект реконструкции центральной части парка, я попробую оценить, кому в нём будет теперь комфортнее: тритонам или людям.

Проект затрагивает 10 гектар – то есть всего одну десятую территории. Речь идет о той части, что примыкает к входной группе, включает в себя центральную аллею, пруд, ручей, памятник воинам, руины зеленого театра и еще много разных других руин.

Начать рассказ стоит с того, что проект включает в себя создание парковки и остановки общественного транспорта у главного входа, плюс альтернативные подъездные пути. Учитывая, что в новые «Алые паруса» стремятся люди далеко из-за пределов зоны шаговой доступности, это очень актуально. Титул «центрального» означает интерес жителей всего города, а не только ближайших окрестностей.

Реконструкция содержательно довольно проста. В целом она старается максимально следовать сложившейся истории парка, это именно реконструкция, а не новый проект. Будет восстановлена входная группа, сделаны дорожки из брусчатки или плитки (это экологично), установлена уличная мебель и освещение. В технологичные и опрятные берега ляжет ручей и пруд. Родники будут почищены, получат новую купель. Мемориал павшим воинам также обновится. Появятся фонтаны, в том числе и каскадные. В общем, очень много технической и архитектурной работы по приведению инфраструктуры парка в используемое состояние. Иллюстрации вполне способны дать общее впечатление.

Конечно же, предусмотрены и спортивные, и детские площадки. Возможно, появятся аттракционы. Отдельная часть проекта касается деревьев, кустов и трав. Имеющийся массив почистят, оформят в осмысленные композиции. Самые ценные деревья получат особую заботу. Плюс будут высажены новые ценные и декоративные породы.

Чтение проектной документации, кстати, открывает предсказуемый, но все равно занимательный факт: современный качественный парк – это сугубо технократическое мероприятие. От столетних дубов до дренажа – всё является тщательно спланированной и индустриально реализованной машиной. Так что если кто-то в подобном парке ощущает единение с природой, то он (она), скорее всего, предается самообману.

Помимо создания инфраструктуры, реконструкция требует и капитального строительства. В рамках уже второй очереди будут возведены отдельные строение: многофункциональный павильон (круглый), несколько кафе, зеленый театр. Для этих зданий будут разработаны отдельные проекты.

При первом знакомстве проект вызывает оптимистичные ожидания. Неизбежно появляется мысль, что если он будет реализован не хуже, чем реконструкция «Алых парусов», то парк выйдет отличный.

Дьявол, как положено, скрывается в мелочах. В документах случайно встречается абзац, который предписывает гостям парка ходить исключительно по проложенным для них дорожкам и в природу не погружаться. Возможно, что это случайный кусочек черновика. Но он подталкивает к нескольким вопросам.
Все они касаются предполагаемых сценариев поведения посетителей парка.

Проект затрагивает очень небольшую, центральную часть парка. И она оказывается насыщенной до предела. Вот ставим мы, допустим, машину на парковке, или выходим из автобуса. Сразу перед нами центральная аллея. Вначале – павильон с выставкой плетеных свистулек. Далее, по прямой: справа кафе, слева горки для детей. Всё для тела. Потом часовня, мемориал, купальня. Всё для государственной сознательности. Отдельно зеленый театр с филармоническим концертом: всё для духа.

Такой вот однозначный маршрут без вариаций и альтернатив. Пространство заполнено очень плотно и организовано как конвейер удовольствий и долженствований. Отчетливо не хватает пустот и пауз.
Очевидно, что это прямое наследие структуры парка советской эпохи. Линейный сценарий с четкой сменой ситуаций – это прямой атрибут дисциплинарного общества. Второе возможное объяснение – рельеф. Сложно на крутых склонах организовать сеть, паутину вместо проспекта.

Да и вообще – это только начало, парк огромный, найдется место для пустот! Но из этого аргумента неизбежно следует и вопрос – если парк такой большой, зачем все радости плотно упаковывать в малую центральную часть? Почему не разнести (с учетом будущих очередей) их по всему парку? Привлекательным вариантом выглядели бы разнесенные точки притяжения с более спокойным пространством между ними, появился бы ритм и визуальный, и смысловой.

И дело не только в плотности. Зоны, неосвоенные площадками или кафе очень важны. Если они «пусты» – то смыслом их будут наполнять сами люди. Первый вопрос, который у меня возник при взгляде на картинку: где же будет играть в бадтминтон креативный класс? Следующие – где же устраивать пикники под деревьями? Где делать всё то, что я и придумать не могу, но обязательно придумают и захотят сделать другие? Видимо, всем, кто хочет чего-то иного, помимо заботливо навязанных забав центральной аллеи, придется отправляться в нерасчищенные дебри за пределами центральной части. Собственно, именно так происходит и сейчас, до реконструкции.

Этим и хороши дикие парки – они дают свободу в выборе их использования. Конечно, достаточно условную свободу и мало кому интересную. Значит, идеальный был бы вариант парка обустроенного, но не репрессивного в плане сценариев активности, имеющего свободные зоны для непредусмотренных проектировщиком занятий. Такие парки, естественно, в мире существуют. Да и давно существовали. «Динамо», со своей большой и зеленой территорией, безусловно, может стать таким же. Возможно, это запланировано на будущее – то, которое последует за реконструкцией центральной части. Но логично было бы приступать к первым шагам, имея карту всего дальнейшего маршрута. Пусть даже и самую общую, на уровне концепции, и концепции не архитектурной или проектировочной – а смысловой.

Разговор о видах активности можно вести и на материале первого этапа. В нем есть два интересных объекта: многофункциональный круглый павильон и зеленый театр. Это очень правильные и хорошие инфраструктурные объекты. Никогда не забуду, как совершенно случайно, в дебрях «Сокольников» наткнулся на открытую сцену с оперными певцами из московской филармонии. Ну, и, собственно, в названии парка фигурирует предикат «культуры». Так что всё логично.

Интересно, опять же, что с этими инфраструктурами случится после запуска парка. Что будет происходить на этих площадках? По какому принципу будет формироваться программы? Кто будет решать – предоставлять ли их тем или иным творческим группам? Зеленый театр – он только для филармонии, или и для школьных рок-групп? Многофункциональный павильон не станет ли верным феодом Управления культуры? Какова, собственно, стратегия работы с «культурой» в ЦПКиО? Кто будет её курировать? С расчетом на какие слои населения? Не превратится ли это всё в подотчетный официоз культурных клерков из муниципалитета? Запросто может.

Как этого можно избежать? Есть красивая и гибкая модель, которая применяется, например, в нашем Доме Молодежи. Любые неформальные, или формальные объединения, могут провести там свои мероприятия, если они не противоречат закону и здравому смыслу. Нужно просто подать заявку, указать время и необходимые ресурсы (помещения, техника). В результате эта инфраструктура используется самыми разными людьми – от адептов настольных игр до правозащитников. Ни один чиновник такого разнообразия не выдумает.
Если, гипотетически, взять эту модель как один из компонентов жизни парка, то что бы для неё понадобилось? Вероятно, не два крупных объекта, которые отойдут под серьезные дела, а сеть, россыпь более мелких и простых. Легких павильонов, небольших сцен и так далее. В центральную часть это, конечно, не поместится, да и не стоит этого делать. Приходится вновь упоминать про рассредоточение узлов активности по территории парка.

Завершить разговор об активной жизни парка (не той, где кафе и аттракционы), стоит подумать и о специфике самого места. В 19 веке парк возник как дендропитомник, долго оставался именно ботаническим заведением, и, несмотря на это, обрел любовь горожан как место отдыха. На основе этой истории можно выстроить много культурно-просветительских программ для детей самого разного возраста. Кружки, экскурсии, общение и изучение флоры и фауны – сделать это не убого и не для галочки, привлечь современных и вдохновленных специалистов, может сложиться уникальная и полезная ситуация. Наше государство духовности ради упорно сворачивает естественнонаучное просвещение общества, и эта потеря должна восполнятся хотя бы в отдельных точках.

Последний пункт для размышлений – это парк в контексте города. Те же «Алые паруса» изменили жизнь района. Появилось чудесное место, где можно выгуливать детей. Как следствие, в окрестностях размножаются магазины с детскими товарами. Наверняка растут цены на вплотную прилегающую жилую недвижимость – ту, что уже стоит, и ту, что активно строится. Приезжают люди из других частей города. Очевидно, что парк оказался полезен не только для тела и психики, но и для бизнеса, как крупного, так и мелкого.

Вокруг «Динамо» тоже предполагается застройка – как жилая, так и нет (технопарк). Возможно, городским властям стоит попробовать донести до коммерческих субъектов, что современный, популярный парк – это не дыра в бюджете города. Его синергетический эффект принесет пользу не только дубам и велосипедистам. Может быть, тогда городские власти станут активными в своем стремлении сделать Воронеж не только городом торговых центров, но и парков, культурных программ и активной общественной жизни. Амбициозные некоммерческие проекты крайне важны, и они должны быть современными и удобными. Хотя автор, безусловно, продолжает симпатизировать тритонам, теряющих своё царство ради блага воронежцев.

Илья Долгов

Парк «Динамо» в прошлом столетии

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий