Подобные научно-практические мероприятия зачастую проходят в серьезном и деловом ключе, оставаясь малоинтересными для обычных граждан. В особенности если речь идет о сфере, которая всем вроде бы и понятна, но лишь в общих чертах. В случае же с «Зелеными городами» все вышло наоборот – одним из основных лейтмотивов конференции стала тема привлекательности городов и природы для населения.
Об руку с экологическими факторами идут факторы экономические и эстетические. Этот тезис ярко обрисовала Карина Лазарева, президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии. Две трети населения Европы обитает в городах, там аккумулируются не только деньги, но и интеллектуальный капитал. Комплексный термин «Качество жизни» включает в себя удовлетворенность условиями, социальной средой и личными отношениями. Но рейтинги качества жизни в большинстве случаев зависят именно от окружающей среды. В свое время грамотное озеленение в Нью-Йорке привело к тому, что стоимость недвижимости в 3 районах подле Центрального парка выросла более чем в 10 раз.
Каждое дерево Нью-Йорка таким образом приносит прибыль, делая городскую среду привлекательной. Датская столица Копенгаген (к слову, дважды лауреат премии European Green Capital Award) уже в следующем году придет к состоянию, когда 85% автомобилей будут работать на чистом топливе. При том, что 55% населения «Гавани торговцев» в качестве транспорта используют велосипеды, а 96% живут в 15 минутах ходьбы от зон отдыха.
Богатый мировой и, в частности, европейский опыт важен и полезен для нашей страны, для Воронежа. Ян ван Херревеге, президент двух бельгийских союзов, работающих с посадочными материалами, рассказал об управлении зелеными городами во Фландрии – на примере Гента. Рефреном его выступления был слайд с изображением куска бетона, из которого прорывается трава. И хотя бельгиец немного запутался в своей презентации, дав повод беззлобно посмеяться себе и собравшимся, он весьма наглядно продемонстрировал, что дерево – это не только гарант тени и тишины, но и залог будущего развития.
Важно отметить, что парковые зоны Воронежа в последние годы существенно преобразились. Во многом благодаря тому, что губернатор Алексей Гордеев уделяет восстановлению парков города особое внимание, мы сегодня имеем прекрасные зоны отдыха – вспомнить хотя бы «Алые паруса» или Кольцовский сквер, но работы на этом не останавливаются – впереди реконструкция Центрального парка культуры и отдыха.
Британец Яго Кин, арборист в 4 поколении и председатель соответствующей ассоциации, показал множество диаграмм, графиков и схем, дав более чем внятное представление о своей молодой, в общем-то, профессии. Вообще арбористика – довольно специфическая сфера. Арбористы работают с деревьями, занимаются уходом за ними, укрепляют и удаляют их. Но это не промышленный альпинизм, пусть делать почти все приходится, что называется, «на высоте».
У каждого дерева в городской черте есть свои функции, и выбор дерева основывается не на банальных нравится/красиво. В Великобритании существует конфликт мнений в среде специалистов – сажать «исторические» деревья или экзотику. Этот выбор в итоге влияет на всю экосистему: на бабочку, птицу, грибы и даже человека. Биологическое однородие и гармония – не простые абстракции. Так, изумрудный жук-пилильщик, заражающий деревья в США, стал причиной увеличения количества человеческих смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.
По окончании выступления Яго Кину задали вопрос об обрезке крон деревьев в Великобритании, что привело к забавному казусу. Оказалось, что в английском языке нет подходящего термина, который бы соответствовал тому явлению, что мы наблюдаем в России. Хотя деревья на Туманном Альбионе, безусловно, обрезают, но не так, как у нас. В продолжение этой темы уже на следующий день члены Европейской ассоциации арбористов – Мацей Фабиркиевич и Дмитрий Звонка – на территории комплекса «Олимпик» провели мастер-классы по уходу за растениями в условиях городской среды. Неправильная и несвоевременная обрезка – настоящий экологический бич в нашей стране, которому долгие годы уделялось слишком мало внимания.
В более лирическом ключе прошло выступление Марека Севиньяка, президента Европейской ассоциации арбористов, профессора ландшафтной архитектуры. Он рассматривал дерево в первую очередь как культурную ценность. Исторически роль деревьев в городских пространствах менялась от символически-созерцательной до сырьевой. Деревья-ветераны, на которых Севиньяк делал особый акцент, имеют также и материальное значение, они – свидетели разных эпох, а не просто отростки с листьями, торчащие из земли. В человеческом сознании дерево является неотъемлемой частью композиции бытия, удивительным образом создавая цепочку кладбище-сад-рай.
Парки и сады прошлого и (местами) настоящего – нередко искусственны по своей природе. Это связано с желанием человека сделать все так, как не бывает в природе. Именно поэтому сегодня вектором выбрана гармония, баланс между культурой и природой.
Наталья Данилина, директор экоцентра «Заповедники», повернула дискуссию в несколько иное русло. Несмотря на то, что многое из озвученного нашими и иностранными специалистами, вроде бы просто и очевидно, у населения по-прежнему нет понимания ценности дерева. Законодательство в сфере экологии несовершенно, а Россия до сих пор не ратифицировала Европейскую ландшафтную конвенцию, в отличие от, например, Армении, Азербайджана и Грузии. У нас до сих пор нет юридического термина «охраняемый ландшафт». Так что развитие экотуризма – способ не только удовлетворить эстетические потребности человека, но и привлечь его к проблематике. А для этого нужно и возрождение профессии лесничего, и дополненная реальность в заповедниках для обладателей смартфонов.
Организатор образовательных проектов Ольга Михалева поделилась опытом «Большой Байкальской Тропы».
Спартанские условия, работа, совмещенная с отдыхом, заповедники и национальные парки – волонтерские проекты на Байкале собирают не только русских, но и иностранцев. За 11 лет там побывало около 5000 волонтеров из 30 стран. Итогом стали более 600 километров построенных и реконструированных троп. Каждый сезон по разным проектам набираются группы от 14 до 40 человек, сегодня заявки на работу приходят уже от лесхозов и турбаз. Таким образом, силами обычных людей, которые почти добровольно соглашаются на тяжелую работу в красивейших местах нашей страны, создаются тропы от экстремальных до прогулочных.
Постепенно речь дошла и до Воронежского государственного заповедника. Заместитель директора по экологическому просвещению Светлана Родионова артикулировала сегодняшнюю позицию «сохранить не значит запретить». Политика закрытости территории заповедника ушла в прошлое. 40 километров от города, 15 километров от трассы М-4 – столь комфортному и удобному расположению могут позавидовать многие природные объекты и национальные парки. Ориентируясь на исторически сложившиеся маршруты людей и в целях вытеснить туристические зоны на периферию заповедника, подальше от «ядра», руководство и действовало, формируя территорию усадьбы и создавая экотропу «Заповедная сказка».
Активно развивается туристическое направление и в Хоперском заповеднике, о чем рассказал заместитель директора Михаил Карпов. Примерно 80% территории затапливается в половодье водами Хопра. Это пойменный лес, поэтому его сложнее адаптировать для публики. Флористически Хоперский заповедник – один из самых богатых в Восточной Европе, но экскурсии по большому счету стали активно проводиться только в последнее время. Кольцевая экотропа «Легенды Хопра» была обустроена лишь в 2011 году.
Отдельно стоит выделить и маркетинговую работу. Подобно нашим бобрам, символами Хоперского заповедника являются русские выхухоли. Поэтому логотипом и брендом стала выхухоль Маша, которая появляется на майках и значках, в виде мягких игрушек и даже рекламных щитов. «Она не вызывает жалости. Она – друг, которому хочется помогать». Упор на имиджевую составляющую расписал Денис Деменко, директор агентства «Variobrands». Эта компания занимается разработкой фирменного стиля и проектированием визит-центров. Взгляд из коммерческой среды позволяет понять, что важны не картинки и абстрактные красоты, а опыт пребывания человека в среде, где все реально.
Собственно, эти люди помогали с «Легендами Хопра» – маркетинговая концепция строилась на сочетании легенд и природы. Арт-объекты, размещенные на протяжении тропы, единый стиль аншлагов и минимум вмешательства в природу отлично были продемонстрированы на примере Кенозерского заповедника, с которым «Variobrands» также сотрудничали.
Экотуризм сегодня должен учить самостоятельно монетизировать ресурсы заповедников. Брендинг заповедников складывается в совокупный брендинг города, области и страны. Велотуризм на морских побережьях Италии и знаменитый датский викинг-центр в Рибе – наглядные доказательства умения привлекать и туристов, и инвестиции.
У нас есть основания надеяться, что экотуризм и озеленение Воронежа будут активно развиваться. Во всяком случае, департамент природных ресурсов и экологии, под эгидой которого прошло мероприятие, имеет сейчас все шансы превратить нашу область в привлекательное для экологического туризма место.
Александр Вихров
Иллюстрация Марина Демченко