«Сегодня любители от музыки стремятся к профессионализму, уровень которого упал. Талант как космический импульс не исчез, но реализоваться ему мешает атмосфера излишней механизации и обезличивание. У людей, которые занимаются вокальным делом, это особенно проявляется. Если петь без понимания того, что поешь, и не вкладывать душу, то публику это не тронет. А если современной молодежи приписывается клиповое мышление – значит, надо уметь профессионально привносить эту тему и в исполнение, и в учебный процесс». Наш гость – Юлия Булавинцева, руководитель ансамбля «Adlibitumacappella», хормейстер, кандидат искусствоведения, преподаватель ВГАИ.
За три года «Adlibitumacappella» из творческой лаборатории превратился в яркий и самобытный коллектив. Во главе угла противоречивая цель популяризации многоголосного пения без реверансов в сторону шоу и приевшихся трех аккордов. Коллектив старается понравиться публике, но не идет на поводу у невзыскательного вкуса. Отказываясь от серьезной классики, «Adlibitumacappella» предлагает весьма эклектичный материал – «Генералам 12 года» (вспомните «О бедном гусаре замолвите слово»), народная «Порушка-пораня», «Halleluja» Леонарда Коэна,«Smokegetsineyes» Джерома Керна. В абсолютном большинстве случаев – никаких инструментов, только голоса.
Философия имени
«Adlibitum» в переводе с латинского означает «по желанию», «по собственному усмотрению». В музыкальной сфере данный термин подразумевает некоторую свободу исполнения и, пожалуй, мировоззрения.
Юлия Булавинцева: «Без свободы нет и творчества. Мы собрались по собственному желанию, не преследуя цели добиться успеха на ровном месте. Подобных коллективов практически нет, все сравнения – исключительно с известными профессионалами, как, например, те же «Акапелла Экспресс». Хотя в последние годы многоголосное пение сделало достаточно шагов в сторону поп-индустрии, где элементы шоу играют не меньшую роль, чем музыкальная составляющая, честно говоря, я считаю, что музыканты должны «держать планку», даже диктовать условия, а не идти на поводу у публики».
Современный слушатель действительно об этом разговор ведет давно. Сложно сказать, это ли стало причиной упрощения партитур, активного использования фонограмм и сомнительной хореографии. Возможно, слушать созвучные гармонии уже не так увлекательно, как лицезреть сценическое действо.
«Adlibitumacappella» – это восемь человек в возрасте от 17 до 29 лет. И, конечно же, руководитель. Ансамбль исполняет известные песни разных лет, но пользуется своими аранжировками. Акцент делается на качественный и интересный материал: с одной стороны, еще не выявлен потенциал писать свое, с другой же – известных «песенных» композиторов уровня Дунаевского или Зацепина не так много, а «Adlibitumacappella», вероятно, не стремится плодить сущности.
Цена вопроса, гран-при и умение считывать смыслы
«Adlibitumacappella» существуют за счет собственных средств и спонсорской поддержки. Руку помощи ансамблю некоторые люди и организации протянули еще три года назад, выступив в качестве меценатов.
Юлия Булавинцева: «Человек, выросший за кулисами театра, любящий музыку, искусство в целом – он всегда поможет. Так сложилось, что мы имели дело с людьми образованными, культурными, которые постепенно начинают составлять коммерческую и интеллектуальную элиту. И пусть основная идея коллектива изначально не была лишена миссионерства, приходить к людям только для того, чтобы просить деньги, это не наша стратегия. Однако я уверена, понимающие и любящие многоголосный вокал люди смогут при желании помочь нам, тем более что мы собираемся записывать диск и надеемся, честно говоря, на поддержку со стороны наших предпринимателей».
Совсем недавно «Adlibitumacappella» получил Гран-при на Международном фестивале-конкурсе «Ритмы юности 2013». Номер – «Песня манекенов». Сатирический текст Бориса Заходера и музыка Геннадия Гладкова в основе. Во время подготовки коллектив уделил немало внимания серии миниатюр Аркадия Райкина «Люди и манекены».
Без музыкального сопровождения – то есть, именно а капелла – никто на фестивале «Ритмы юности 2013» не выступал. Кроме ансамбля, о котором мы ведем речь. В итоге вместо одной композиции исполнили три,по просьбе жюри. Хотя смысловой посыл «Песни манекенов» услышали, наверное, не все.
Юлия Булавинцева: «Кто умеет, а главное хочет, тот услышит. То, что мы чувствуем, не чуждо другим. Задыхаясь в мегаполисах, люди уже не снимают масок. А самое важное, что молодежь не всегда улавливает психологию, порыв; ей не хватает понимания, и прежде всего понимания тех, кто рядом».
Супротив идентичного натуральному
Просто снимая окружающую действительность на мобильный телефон или даже дорогой «широкоформатник», не станешь хорошим фотографом. Регулярно выкладывая острую информацию в своем блоге, не станешь хорошим журналистом. И количество подписчиков и комментариев на деле мало что значит.
Юлия Булавинцева: «Все хотят найти кратчайший путь. Профессионализм, о котором я уже много сказала, это своего рода спираль, а не один виток. Да, отталкиваться от классики сегодня тяжело, но когда люди слушают музыку из кинофильмов в новом, непривычном исполнении, им это нравится. Постепенно такой слушатель, привыкнув к многоголосному пению, готов и к более серьезным хоровым сочинениям. Это вопрос адаптации».
Если ты не психолог, то ты не хормейстер
Как ни ругай продюсера, менеджера, начальника или маркетолога, без него трудно. Пожалуй, достаточно просто не впадать в крайности.
Юлия Булавинцева: «Был у меня случай. Дети сложные, из семей, где родители лишены родительских прав; поломанные судьбы. Сначала работа с ними представлялась чем-то бессмысленным и диким. Дети не понимали, зачем им какой-то ансамбль, и не хотели заниматься пением. Мы выбрали для начала более доступную музыку из знакомых им мультфильмов – «Бременские музыканты», «Голубой щенок», «Катерок» – и песни получились, понравились коллективу. Постепенно начали прикасаться к более сложному, взрослому, лиричному материалу и стали принимать это. В итоге за три года удалось вывести их на иной уровень, и мы успешно исполнили «Аве Марию» на три голоса! Здесь важно «зацепить» человека профессионально, дать понять, что он может, ему – дано. Некоторые даже бросили курить, так как я говорила, что это очень вредит их хорошим голосам. А дети были очень упорные, самолюбивые, готовые бороться, и в целом не бесталанные».
Бытует мнение, что академическая среда не для молодежи. Например, известные искренние строки «посверкивая циркулем железным» – как яркий мотив одиночества – в наши дни замещаются иным, примитивным, иногда грубым текстом, хотя чувства у людей, наверное, не изменились. Музыка, которую исполняют на эстраде, в большинстве своем тоже примитивна. Иногда слушая такие композиции, членство в жюри может обернуться пыткой «длинной в сто десять песен на один мотив.
«Adlibitumacappella» избегает «игры на потребу», даже народных песен и джаза в чистом виде нет. Основной опорой стали 70-80-ые, но и современные уровневые вещи, например, из репертуара Земфиры, вполне органично могут соседствовать с песнями Фредди Меркьюри, который умел объединять и рок и классику.
Юлия Булавинцева: «Песня не может быть старой – она либо плохая, либо хорошая. Грамотный руководитель должен уметь это объяснить. Не надо стремиться к большой аудитории, существеннее найти своего слушателя. Богушевская вполне удачно собирает полные залы вообще без рекламной раскрутки. А мы вот для одного нашего сольного концерта дали рекламу в городе и, в частности, в музыкальных школах. Оттуда пришло человек пять. Похоже,преподаватели даже не заинтересовали детей. Уверена, когда сами руководители и педагоги будут заинтересованы изменить ситуацию к лучшему, дети тоже последуют за ними. И хотя недостатка в слушателях мы не испытали, хотелось бы видеть больше молодежи. Над этим мы еще будем работать».
***
В этом контексте небезызвестный проект «Голос» стоит считать удачей. Пелагея и Градский делали ставку на грамотный, не лишенный индивидуальности вокал. Не исключено, что пресловутую или реальную деградацию удастся повернуть вспять силами опытных и харизматичных лидеров. В будущее имеет смысл смотреть с оптимизмом.
Александр Вихров