21 ноября, Дворец творчества детей и молодежи. Ровно стоят затянутые в форму юноши. Уверенные лица, блестящие пуговицы на черном кителе, алые околыши кадетских фуражек. Они напоминают героев фильма о дореволюционной России. Но это не сцена из кино. Двадцатую годовщину со дня возрождения празднует Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус.
168 лет назад был создан в Воронеже кадетский корпус. Тридцати шести первым его воспитанникам предстояло стать выпускниками одного из славных российских кадетских корпусов. Учебное заведение должно было появиться в Воронеже еще раньше. В 1805 году Александр I предложил открыть в городе «военное училище для детей дворян». Но, как водится, запрягали у нас долго: то в казне не хватало средств, то государство было истощено войнами, то правительство решало передать деньги, собранные воронежскими дворянами, в Тамбов. Там готовое военное училище существовало еще с 1802 года.
Но в апреле 1836 года отставной генерал-майор Николай Чертков пожертвовал свое состояние именно на создание кадетского корпуса в родном Воронеже. Восемь лет спустя здание было построено. Корпус решили назвать Чертковским, в честь благодетеля, однако меценат отказался от этого, как и от должности директора. «Воронежский корпус достоин носить более славное, нежели мое, имя. Имя отца всех кадет Великого Князя Михаила Павловича», – писал Николай Чертков государю Николаю I. Начальник штаба военно-учебных заведений, генерал-майор граф Ростовцев писал Великому князю Михаилу Павловичу: «Воронежский Кадетский корпус превосходит во всем Орловский и все кадетские корпуса в России…»
Сейчас, как и в прошлом, звучат торжественные поздравительные речи. На праздник приехали и выпускники Корпуса разных лет, и высокие чины, и кадеты-товарищи из других регионов. Гремит оркестр, начинается плац-концерт. Кадеты с оружием шагают в центр площадки. Черные стволы автоматов Калашникова пушинками мелькают в их белых перчатках. Молниями сверкают сабли. Ребята легко подбрасывают оружие весом в несколько килограммов и ловят его на лету. Движутся четко, будто единый, ощетинившийся стволами, механизм. Впрочем, номер не несет угрозы – с автоматов сняты магазины, вместо штыков – российские флаги.
Во времена гражданской войны кадетам было не до концертов. Честь не позволяла им нарушить присягу, сорвать погоны и перейти на сторону новой власти. Вместе с белой армией покинули Родину несколько кадетских корпусов. Король Югославии Александр I Карагеоргиевич принял у себя часть изгнанников. Ведь сам он закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Кадеты рассеялись по свету. Они создали всемирное объединение кадет, участники которого потом помогли возродить Корпус в Воронеже.
«В 90-е годы я пришел в военно-историческое объединение, – рассказывает директор Корпуса Александр Голомедов, – мы знали, что был такой кадетский корпус в Воронеже. Появилась идея его возродить. Но как? Не имея ни средств, ни возможностей, ни опыта – ничего. В 91 году мы столкнулись с кадетами возрожденного Донского императора Александра III Кадетского корпуса, познакомились и со старшими кадетами, выпускниками русских кадетских корпусов в Югославии, приехавшими в Россию на встречу с суворовцами».
Это были те самые кадеты, которым пришлось когда-то эмигрировать за рубеж. С этого знакомства и началось возрождение Корпуса. Впоследствии ученики Михайловского кадетского корпуса сами посетили места эмиграции, чтобы почтить память старших кадет. В Сербии побывали на фестивале «Кадетская симфония. Сербия-2012». Также они встретились с товарищами-кадетами из Беларуси в лагере «Зубренок». Дорожные расходы в этих поездках взяла на себя общественная организация «Гражданское собрание «Лидер».
Но вернемся к истории. С 91 по 93 годы Корпус существовал лишь в формате военно-исторического клуба. Но уже на выходных в клуб приходило порядка 70 человек. В 93-м появилось самостоятельное учебное заведение. Кадеты получили здание на улице 9 января. Конечно, ему было далеко до того дореволюционного дворца – настоящие руины. Но и руины обживались, реставрировались и вскоре 200 первых учеников приступили к занятиям:
«Родители приходили, смотрели на эти развалины, волосы у них дыбом становились. Но детей все же отдавали», – вспоминает директор.
И, как видно, не зря. На сцене ребята показывают настоящие чудеса: шутя играют тяжеленными гирями, демонстрируют приемы рукопашного и ножевого боя, показывают акробатические номера. Вот кадет отталкивается от сцены и плавно, будто под водой, делает сальто. Другой демонстрирует, как один может отбиться от нескольких человек. Это не похоже на постановку: даже сквозь агрессивную музыку слышны удары. Ребята одним махом ломают толстые доски. Не верится, что перед глазами не показательное выступление спецназа, а стандартная подготовка кадет-старшеклассников, которым по 16-17 лет.
Но не только военным искусством могут похвастаться кадеты. Играются сценки из жизни царской России и современности, кружатся пары в бальных нарядах, звучит музыка. Своим выступлением они рушат миф о том, что служба, якобы, убивает индивидуальность.
«У нас все кадеты занимаются различными видами спорта, – объясняет Александр Голомедов, – двадцать четыре спортивные секции и творческие коллективы: театральный кружок, хор, духовой оркестр и инструментальный ансамбль».
За этим ярким зрелищем зритель может забыть о настоящей цели кадета.
«Главное, мы здесь не играем в войнушку. Мы четко понимаем, что наши выпускники идут в войска. В будущем они столкнутся с теми же правилами, что мы им привили. Мы должны создать условия, максимально приближенные к общевойсковым уставам», – делится директор Корпуса.
Истинной целью кадета он считает служение государству. Даже не государству, а Отечеству: «России с ее тысячелетней историей».
Недаром быт кадета определяется известными лозунгами:
«Кадет кадету – друг, товарищ и брат»
«Один за всех и все за одного»
«Один в поле – и тот воин»
Но есть еще лозунг, который кадеты выбрали для себя сами: «Быть, а не казаться».
Судя по тому, что большинство выпускников поступили в военные вузы и продолжили службу в войсках, – кадетское воспитание работает.
Александр Голомедов знает, что ребята идут на службу не ради благ: «Зарабатывать деньги в армии невозможно. Зарабатывают деньги в армии воры и проходимцы». Он видит своих воспитанников другими: «Духовно закалены, со сложившимися принципами, потребностями, видением своего места в вооруженных силах и обществе – они готовы нести ту повинность, которую возложит на них государство».
Михаил Супруненко
фото Кристина Певнева