Jazz и прочие радости — о втором фестивале «Усадьба Jazz» в Воронеже

2

Одно из главных музыкальных событий этого лета.

Андрей Парфенов (4)

В Рамони 4 июля во второй раз прошёл международный фестиваль «Усадьба Jazz». В этом году уровень проведения мероприятия стал на порядок выше, чем в прошлом. Каждый посетитель нашёл себе музыку и занятие по вкусу, что свидетельствует о нацеленной на максимальное разнообразие политике организаторов.

Антураж

Имение Ольденбургских заполонили сотни воронежцев и гостей из других регионов, желающих сбежать от повседневной суеты и разнообразить досуг. Организаторы фестиваля не обманули надежды и предложили обширный ассортимент развлечений. Помимо музыкальной программы, гости могли приобщиться к йоге на старте фестиваля, побродить по дизайн-маркету, полному рукодельных товаров, сувениров, брендовой одежды, а также модной литературы. Семьи с детьми нашли занятие и для своих чад: была открыта детская площадка с приглашенными аниматорами, устроены активные игры под открытым небом от компании Bosicom-project.

В отдалении от музыкальных площадок расположилась небольшая поэтическая сцена, подготовленная участниками литературного кружка Книжного клуба «Петровский». Поставленную задачу молодые поэты выполняли, но с переменным успехом: несмотря на изобилие представленных произведений, тематического разнообразия ожидать не приходилось. Выступающие (за редким исключением) читали стихи либо о неприятии бытия в целом, либо о несчастной любви, декламируя громкие, но подчас не связанные логически слова. Уместно выделить Родиона Прилепина в тандеме с музыкантом Дмитрием Гульбиным. Они успешно исполнили перформанс «Кто-то другой». Под завораживающий эмбиент партнёра по площадке Прилепин рассказал несколько историй в стихах, с помощью грамотной звукорежиссуры и многочисленных повторений акцентировав внимание слушателей на ключевых фразах.
Впрочем, самые яркие и долгожданные события происходили в музыкальной программе. Исполнители работали на двух площадках — «Аристократ» и «Jazz club».

Площадка «Jazz club»

Фестиваль открылся выступлением воронежского коллектива Dixi-Alex-Band. Этот небольшой ансамбль под управлением Александра Куралесина исполнил как всем известные шлягеры, так и авторские произведения. Их задорные, почти маршевые мелодии во многом напомнили музыку духовых оркестров советского времени. Задав жизнеутверждающий тон всему фестивалю, Dixi-Alex-Band продолжили выступление в парке близ дизайн-маркета.

Эстафету приняла студия Игоря Файнбойма, одного из маститых представителей отечественного джаза. «В основе образования лежит изучение джазовых стандартов — это школа, которую нужно пройти»,?— рассказывал Игорь Файнбойм об обучении своих подопечных. И действительно, выучка — в хорошем смысле этого слова — отличала их игру. Это проявлялось в качестве звука, в стиле исполнения, в чёткой слаженности коллектива. Стоит отметить, что в студию Игоря Файнбойма открыта дорога талантам всех возрастов. В исполнении фестивальной программы коллектива наравне со старшими коллегами участвовал десятилетний саксофонист.

В актуальном, стилистически схожем творчестве групп «ЭваЭва» (Воронеж) и Shoo (Москва) явственно чувствовалось несоответствие слову Jazz в имени фестиваля. Дело в том, что участники коллективов играют любопытную и расслабляющую музыку в относительно новомодных жанрах вроде неосоул, трип-хоп и прочих диковинных направлениях. Нарочито электронное звучание их композиций расходилось с привычными «канонами» музыки в стиле джаз. Однако молодое поколение восприняло творчество этих команд на ура из-за воссоздания ими клубного настроения. Плюс ко всему, основательница фестиваля Мария Сёмушкина неоднократно заявляла, что как таковой джазовой концепции «Усадьба» не имеет, и задача организаторов — познакомить публику с нетривиальным творчеством вне жёстких рамок.

Последними по списку, но не по значению, выступили участники коллектива из Луганска с забавным названием «Директор Азовского моря». Весёлые ребята исполняли насыщенный бриолиновым драйвом классический рок-н-ролл прямиком из 60-х. Залихватский и вместе с тем аккуратный облик музыкантов, лёгкие для восприятия тексты, музыка безо всяких характерных для современности электронных примесей — все эти факторы с течением выступления глубже погружали слушателей в беззаботную ретро-атмосферу, отчего публика охотно пускалась в пляс. И даже представители старшего поколения вспоминали движения, популярные на танцполах их молодости.

Площадка «Аристократ»

Разогревала аудиторию воронежская группа «Цёй», состоящая из участников коллективов Happy55, Sheepray и «ЭваЭвa», знакомых местной публике. Их творчество сложно классифицировать по жанру — это смесь электронной музыки, фолка и фанка. Вкупе, как называют её авторы, с «экспериментальной» поэзией каждая песня данного коллектива звучала несколько сюрреалистично, что затрудняет оценивание по стандартным критериям. Можно сказать лишь, что публика оживилась от бодрых композиций, производящих, тем не менее, неясное впечатление. Возможно, подобного эффекта и добивались музыканты, если судить по избранной ими эстетике.

Одними из наиболее ожидаемых исполнителей стало швейцарское трио Vien в составе пианиста Михаэля Арбенца, ударника Флориана Арбенца и контрабасиста Томаса Ленца. Впечатлили техническое мастерство каждого из музыкантов и их органическая слитность в коллективе. Кроме того, нельзя не обратить внимание на художественные средства выразительности: динамика, штрихи, выстроенные кульминации — всё работало как налаженный механизм, призванный удовлетворить искушенного слушателя. Центральный номер их программы — джазовая обработка «Summer time» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Несмотря на создание образа более экспрессивного, в чём-то ироничного, нежели у Гершвина, исполнение очень порадовало. Да и что может лучше подойти для фестиваля open air, чем узнаваемая мелодия в новом динамичном звучании?

* * *

Далее пойдет речь о трёх хедлайнерах, гвоздях программы фестиваля «Усадьба Jazz». Музыкант, писатель, педагог и продюсер Олег Нестеров с группой «Мегаполис» выставил на суд воронежской общественности проект «Из жизни планет», вызывающий неподдельный интерес ещё на стадии аннотации. Центральная идея цикла в том, что представленные песни являются гипотетическими саундтреками к неснятым фильмам «оттепельной» поры. Скепсис сразу вызывает стилевая принадлежность музыки к заявленному периоду, что Олег прокомментировал на пресс-конференции:

— Наш проект — не стилизация, а эстафетная палочка, которую я от тех двадцатилетних ребят передаю сегодняшним двадцатилетним.
Лидер группы «Мегаполис» находит приемлемые объяснения для многих неудобных вопросов. Таков был и ответ на вопрос об отношении его музыки к джазу:

— Джаз имеет в своей природе импровизацию, а проект «Из жизни планет» построен на интуитивном подходе — в этом наше родство с джазом. Но джаз ограничен, он всегда про здесь и сейчас. Новые технологии показывают, что интуитивные приходы можно записывать, компоновать, резать, переосмыслять и воспроизводить. И в этом смысле интуитивная музыка шире, в нужный момент включаешься, как в розетку, и воспроизводишь то, что тебе не принадлежит.
Так или иначе, музыке Олега Нестерова нельзя отказать в некотором шарме, ностальгичности, за что, видимо, он и полюбился публике.

Все незначительные недостатки вечера с лихвой окупил выход Сергея Манукяна, известнейшего джазового вокалиста. Его выступление совместно с пианистом Валерием Гроховским и ударником Артемом Федотовым стало не только апофеозом джазовой части, но и всего фестиваля. Именно программа Манукяна полностью оправдала слово jazz в названии мероприятия. Музыкант исполнил ряд малоизвестных произведений, написанных легендарными джазменами, а также порадовал изголодавшуюся по настоящему джазу публику и своими выдающимися сочинениями.

И на десерт — выступление коллектива Guru Groove Foundation, играющего в стиле диско-фанк. Танцевальная, не отяжеленная смыслом музыка взбодрила, заставила двигаться уже порядочно уставшую публику. С задачей «поднять настроение» ребята во главе с колоритной вокалисткой Татьяной Шаманиной неплохо справились, думаю, мало кто быстро смог избавиться от навязчивых ритмов в голове, вытесняющих любые негативные мысли.

Общее впечатление

Фестиваль вышел многообразным. Мероприятие удовлетворило как поклонников классического джаза, так и любителей современной музыки, ведь в рамках «Усадьбы Jazz» организаторы во главе с Марией Сёмушкиной попытались угодить вкусовым предпочтениям каждой целевой аудитории, сумев создать комфортные условия для всех гостей фестиваля. Надеемся, данная тенденция сохранится.

Фестиваль прошёл при поддержке официального регионального партнера — банка ВТБ 24 (ПАО)

Автор — Инна Севцова
Фото — Андрей Парфёнов

Об авторе

2 комментария

  1. Аноним опубликовано

    Мда, не знаю что и сказать по поводу статьи. Журналисты перестали себя утруждать этикой , профильным образованием и просто «знанием предмета». Охарактеризовать данное …… словообразование можно цитатой из этой же статьи — «неясное впечатление». Оборот вроде «ряд малоизвестных произведений» по отношению к программе Манукяна звучит просто смешно — она полностью состояла из СУПЕР ХИТОВ !!!!Понимаете??? Супер хитов!!! Или написать «не отягощенные смыслом» . Или «органическая слитность», или «нельзя не обратить внимание на художественные средства выразительности: динамика, штрихи, выстроенные кульминации «. Или это — «новомодных жанрах вроде неосоул, трип-хоп и прочих диковинных направлениях» — Серьёзно? Новомодных и диковинных? Вы правда так считаете? Вас не было на Земле последние 20 лет? Из какого колхоза вы приехали, чтобы не стесняться такое писать? Но главное и самое мощное это — «summer timeS» . Это финиш, господа! Это просто бомба, которая наконец взорвалась. Это ПТУ или кулинарный техникум. Покажите это любому образованному человеку и он скажет, что так нельзя. Это черта, за которую нельзя ходить. У нас крупный город, у нас факультет журналистики есть , почему статьи в известных изданиях доверяют писать кому попало???Кто пропускает этот «шариковский » материал? Возмущение и гомерический хохот……

    • ГОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ опубликовано

      Уважаемый аноним!
      Можно и нужно дать возможность высказаться на страницах известного издания не только профессиональным журналистам и музыкантам, но и обычным людям — профессионалам в других сферах, готовым выразить своё! «непричёсанное» мнение относительно данного мероприятия!
      Журналист написал бы скучную заказную статью.
      «Профессионал»- хам, вроде тебя, АНОНИМ, только «умничал» бы и занудствовал, пытаясь убедить читателей в своем «профессионализме»!!!
      А вот эта статья, даже с ошибкой в названии музыкального произведения, получилась «живой», неординарной, выражающей неоднозначное, неравнодушное!!! отношение большинства посетителей фестиваля к одному из главных музыкальных событий этого лета!
      От души желаем успехов фестивалю «Усадьба Jazz»!!!

Оставить комментарий