Из Воронежа – на мировую сцену? Михаил Подкопаев об искусстве, труде и признании

0

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В последнее время Воронежская государственная академия искусств, помимо старейшей кузницы творческих кадров, обрела звание и одного из главных ньюсмейкеров. О том, каков уровень подготовки воронежских студентов и могут ли выпускники ВГАИ стать артистами мирового уровня, рассказал профессор вокального искусства Михаил Подкопаев, который в этом году отмечает 25-летие педагогической деятельности.

Профессия, выбранная сердцем

Интересно, что сам Михаил Иванович, воспитавший немало выдающихся исполнителей, нашёл себя в искусстве не сразу. Как это часто бывает, любовь к творчеству берёт начало из детства.

— Мама рано привела меня в театр. Первое яркое воспоминание — опера «Фауст» в исполнении выдающегося состава. От впечатлений я в буквальном смысле испытал потрясение. И с тех пор театр, и в первую очередь опера, навсегда поглотили меня. 

Будущий оперный певец и преподаватель ещё в школе начал заниматься музыкой, но связать свою жизнь решил поначалу… с медициной, без труда поступив на лечебный факультет Воронежского государственного медицинского института. При этом всерьёз подумывал и о карьере переводчика: иностранные языки давались без боя, а вот с театром дело обстояло сложнее. Михаил Подкопаев думал, что путь на сцену — удел избранных, и решил не рисковать.

Всё изменило знакомство с будущей супругой (концертмейстер вокальной кафедры, дипломант всероссийских и международных конкурсов Марина Дмитриевна Подкопаева — также выпускница ВГАИ). Молодого человека, ожидавшего конца урока, чтобы проводить девушку, заметила Заслуженная артистка России Вера Кирилловна Рызванович, в классе которой работала тогда Марина, и предложила спеть, а услышав сильный и красивый голос — стала заниматься с ним. Так, за месяц до окончания аспирантуры, сдав все кандидатские экзамены, Михаил Подкопаев расстался с медициной, поступив в академию (тогда ещё — институт искусств), и начал обучаться новой профессии в классе Веры Кирилловны. Решение, казалось бы, неожиданное, но именно оно предопределило судьбу Михаила Ивановича. Уже на втором курсе он начал вести занятия у других студентов, а ещё спустя год стал первым воронежцем — дипломантом Всероссийского конкурса им. М.П. Мусоргского.

Значительный период творческой жизни Михаила Ивановича связан с театром оперы и балета, куда он был зачислен в штат, ещё будучи студентом ВГАИ. Здесь, на большой сцене, за много лет работы Михаил Подкопаев исполнил ряд главных партий: это Граф Альмавива («Свадьба Фигаро»), Граф ди Луна («Трубадур»), Грязной («Царская невеста»), мистер Икс («Принцесса цирка»), Орловский («Летучая мышь»), Томский («Пиковая дама»), Эбн Хакиа («Иоланта»), Яго («Отелло») и другие. По словам Михаила Ивановича, начинал он в театре как бас, но постепенно перешел на баритональный репертуар, выступая не только на воронежских подмостках, но и вместе с коллективом участвуя в гастролях по городам России.

Сотворчество как процесс обучения

В 2011 году Михаил Иванович ушёл из театра, полностью сосредоточившись на том, к чему лежала душа — обучении вокальному искусству, позволяющему соединить творческую и научно-методическую работу. Он много лет возглавлял профильную кафедру, разработал авторские программы, сейчас ведёт занятия по специальным дисциплинам, читает курс лекций по вокальной методике. За успешную подготовку студентов Михаил Иванович был награжден благодарностью Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры» и Почётной грамотой правительства Воронежской области.

В этом году исполняется 25 лет с начала его педагогической деятельности. За это время было достигнуто немало: десятки выпускников, собственные методические разработки, а самое главное — создание своей творческой школы, которая сейчас развивается не только в России, но и за рубежом, где работают воспитанники Михаила Подкопаева.

— Раньше, когда не было интернета и доступа ко многой информации, мы часами сидели в библиотеках, передавали друг другу диски с редкими записями… Сейчас, к сожалению, общий уровень мотивации студентов снизился, и каждый ученик достаётся очень трудно. Нужно вкладывать много сил в студентов: развить голос, придать ему огранку, научить исполнительской технике, а самое главное — пониманию того, как нести людям музыку. Вот задача настоящего артиста. Да, в Воронеже уровень поступающих в академию искусств гораздо ниже, чем в столицах, но благодаря трудолюбию и желанию учиться, впитывать полученные знания, воспитывать свой музыкальный вкус, можно добиться хороших результатов. И здесь важную роль играет совместная работа с педагогом — сотворчество. 

Продолжение традиций

Эти слова подтверждает и список выпускников, воспитанных в классе Михаила Подкопаева и добившихся серьёзного признания. Стоит отметить, что академия искусств выпускает не так много специалистов по сравнению с другими вузами, однако в числе выпускников по классу Михаила Подкопаева — победители международных конкурсов, успешно работающие не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и сделавшие карьеру в Китае, Испании, Германии и других странах.

Ирина Лунгу

Ирина Лунгу

Одна из учениц Михаила Ивановича — Ирина Лунгу. Ещё студенткой она неоднократно становилась лауреатом крупнейших международных конкурсов: конкурса итальянской оперы в Германии, конкурса вокалистов Монтсеррат Кабалье в Испании, Пласидо Доминго а Америке, конкурса вокалистов «Belveder» в Австрии и многих других. Интересно, что зарубежная карьера Ирины началась сразу же после окончания академии — большая редкость! — и привела певицу на лучшие оперные сцены мира — в театры Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Венскую государственную оперу. В интервью воронежским СМИ она рассказывает о том, что одна из причин чаще приезжать в Воронеж — общение со своим преподавателем. Михаил Иванович даёт советы одной из самых успешных оперных певиц Европы по поводу голоса и репертуара, а также внимательно следит за её успехами.

В разные годы студенты ВГАИ, обучавшиеся у Михаила Подкопаева, трижды становились обладателями Гран-при и золотой медали на крупнейших конкурсах: Ирина Лунгу — за победу в Международном конкурсе вокалистов Марии Каллас (Афины), Елена Гончарова — в Молодежных Дельфийских играх государств — участников СНГ (Минск), Елена Поволяева — в Международном конкурсе-фестивале оперных певцов (Афины).

автор — Елена Жукова
фото — из архива Михаила Подкопаева и govvrn.ru

Об авторе

Оставить комментарий