История ожидания в девяти жизнях

0

О творчестве молодого режиссера Жанны Чепела постоянно говорят с восхищением: «уникальный проект», «первая в России постановка», «очень смелый шаг»… Но слова по праву заслуженные – хотя бы потому, что Чепела отличается таким упорством и любовью к искусству, что не стала включаться в пространные разговоры о создании оперной антрепризы в Воронеже, а просто взяла и воплотила мечту в жизнь. Так в нашем городе родилась «Сенсус-опера» – независимое творческое объединение, уникальное не только в масштабах Воронежа, но и России.

Kollazh_Chepela

Жанна Чепела окончила Харьковскую консерваторию по специальности «хормейстер» и Киевскую национальную академию музыки по специальности «оперный режиссер». Работала на сценических площадках Украины и России, в том числе – в Воронежском государственном театре оперы и балета. Уже в 2011 году она показала себя как незаурядный художник, срежиссировав в музее имени Крамского оперу Генделя «Орландо». Это была первая в России постановка произведения немецкого композитора не в концертном варианте, а в формате полноценного оперного спектакля. Необычно все: выбор места, произведения, его структура. И сразу же зрители и критики принимают неординарные решения коллектива с восторгом.

Жанна Чепела: «Мы начали работу два года назад. Эта история очень сложно развивалась. В нашей антрепризе уже было два спектакля: «Ожидание» и «Кармен. Геометрия любви». В основе второго – провалившийся в 1875 году вариант самого Жоржа Бизе. Но работать именно с этой версией не риск, а внутренняя необходимость. Мы больше думали, в какую форму вылить то, что у нас накоплено и нажито. Тем более, этот вариант особенно полный по драматургии и характерам, объемам, которые есть внутри».

Эти экспериментальные шаги Жанна Чепела делает со своими единомышленниками, такими же трудолюбивыми и одаренными людьми: Людмилой Солод, Кириллом Афониным, Юлией Проняевой, Алексеем Тюхиным. С актерами работает квартет музыкантов: Василий Кувакин (скрипка), Валентина Кравцова (альт), Валерия Бизилева (виолончель), Михаил Князев (фортепиано). Чепела и ее коллектив создают классическую оперу в экспериментальном камерном решении. Отличительная черта спектаклей – крайне скупая сценография и невероятная чувственность в пластике, мимике, словах. Сенсус, то есть сопричастность, единение, чувство – это фундамент творчества Жанны Чепела.

С новой постановкой «9 жизней ожидания» в театре оперы и балета на закрытом показе познакомился небольшой круг зрителей. Но, как говорит режиссер, в ближайшее время музыкальную драму сможет увидеть любой желающий.

Перед началом зрелища женщин предупредили: «Приготовьте платки сразу, чтобы потом не шуршать». Опытом научены: одна из прошлых постановок, «Ожидание», обрушила на зрительниц непосильные эмоции. Сплетение ролей – от страстных возлюбленных до случайных прохожих, острые углы чувств, неприкаянность маленьких людей и вожделенный счастливый финал, где герои уходят прямо в зал с подсвеченным маленьким домиком, – заставило прекрасную половину зала рыдать. Поэтому те, кто уже знаком с творчеством режиссера, без лишних вопросов открывают сумки. Они знают: сейчас с ними будут откровенны, им доверят трагедию души. Не нужны советы, осуждения. Внимай, сопереживай, плачь.

В оформлении сцены Жанна Чепела не изменяет себе. Пространство аскетичное: красный стол, два разномастных стула. Перед зрителем – черное полотно занавеса, которое из-за слепящего света кажется не имеющим начала и конца. Воздух плотный, сверкающий, пространство бездонное. Здесь произойдет история об одиночестве, борьбе, отчужденности мужчины и женщины, их неминуемом единении. В общем – о любви.

Жанна Чепела говорит о счастье, одиночестве, ожидании. Говорит не впервые и, вероятно, еще не раз скажет, потому что уверена: пропасти между современными мужчиной и женщиной уделяется непростительно мало внимания.

Чепела: «Сегодня эта тема крайне важна. При всем обилии кажущегося легким общения человек одинок. Чем больше развиваются Интернет, технологии, тем глубже и изощреннее становится эта пропасть. Мужчина и женщина почти не могут любить, быть друг с другом в непосредственной близости. Я считаю, что это важнейшая проблема в обществе, которая, увы, плохо освещена».

Спектакль «9 жизней ожидания» имеет сложную структуру. В нем девять состояний и видов отношений (от бури до безмятежности), ненавязчиво и мягко вплетенных в одну историю.

Героев двое: Он (Павел Сосин) и Она (Людмила Солод). Оба одержимы одной драмой, но стоят они по разные стороны чувства. Она умоляет: скажи мне, скажи. Он твердит: молчи, только молчи. От бессилия они бегут то друг от друга, то друг за другом, то переворачивают стол, то бросают стулья. Когда не хватает даже дыхания, успокаиваются, садятся рядом, закрывают глаза. Каждый кричит о своем. Она мучается от женского одиночества – «тяжелой профессии». Когда дни рождения проклятые, цветы самоподаренные, ночи слезные, а утра статичные, надо держать лицо, надо молчать, не мучиться. А если свидание – гром среди ясного неба – то готовишься к нему, как к экзамену. Приходит раньше, стоит одна и обреченно твердит: «Почему же я не опоздала?»

Героиня Людмилы Солод – это огонь, живое чувство. Эмоция наступает на эмоцию: где секунду назад были слезы, уже раздается смех. В ней сила, которая обезоруживает мужчину, и ранимость – увы, лишь наедине с собой.

Чепела: «Современной женщине свойственно быть мужественной. По мере того как в нее жизни накапливаются обязанности, она перестает доверять мужчине. В нем же при таком положении вещей исчезает способность быть ответственным. Ведь если долго не шевелить ногой, мышцы атрофируются. С силой – все аналогично»

Да, кажется, что герой Павла Сосина растерян и напуган. Он страшится этой роли – быть частью вихря. Ему ценно молчание и естество. Мечтает, каково это – прижаться к живой земле. Он хочет быть причастным к любви, соединиться с Ней, но настоящее как-то иллюзорно, волнительно: что ни шаг – преграда. «Не знаю, как у других, но у меня дичайшая ностальгия. Но не по прошлому, а по настоящему», – отчаянно повторяет Он.

Наблюдая эту спираль чувств, понимаешь, насколько мудрым было режиссерское решение отказаться от традиционных пышных декораций оперы, а также лишить героев помпезных одеяний.

Жанну Чепелу всегда можно узнать по минималистичной сценографии. Так было и в ее спектакле «Ожидание», в основе которого одноименная моно-опера Таривердиева. Еще проще и функциональнее в «Кармен. Геометрия любви». Когда сцена пуста, а ткани максимально легки, видишь обнаженные чувства, замечаешь мельчайшее движение в мимике, проникаешь в черноту занавеса. Жанна Чепела смогла сделать зрителя участником мужской-женской исповеди, всего лишь очистив пространство от предметов и передвинув зрительские места вплотную к действию. Между актерами и слушателями фактически нет дистанции. Место зрителя на сцене, он часть спектакля, полноправный участник зрелища.

Поразительной красоты мизансцена, где над Ее и Его руками порхала белая ткань, закручиваясь, набирая скорость, создавая вихрь в волосах зрителей. Герои уже в ярости, они летают в снежных складках, на сцене ураган, буйство! Уже скрыты под тканью стол и стулья, становится тише свет, останавливаются уставшие мужчина и женщина. Близится пора спокойствия, а за ней – миг соединения. Любовь под музыку Таривердиева, Стравинского, Маттеи. Красиво? Не то слово!

Режиссер не считает, что ее деятельность направлена на специфическую аудиторию. И сам театр оперы и балета не судит о ее работе с точки зрения консервативных норм – спектакль уже принят в репертуар.

Жанна: «Я склоняюсь к тому, что опера – элитарное искусство. Но прежде всего это музыкальный театр, и любой зритель, который в первый раз пришел на спектакль, должен найти что-то для себя, из-за чего ему захочется вернуться, пересмотреть, переслушать. Театр – та форма искусства, которая наиболее демократична. Как говорится, сцена терпит все, лишь бы было оправдано».

Жанна Чепела готова говорить и создавать независимо от степени рискованности задумки. Работа «Сенсус-оперы» уже дала те плоды, по которым можно судить о серьезности намерений. Заявка на альтернативный театр оправдала себя, и новая постановка «9 жизней ожидания» тому подтверждение. У Чепелы серьезные планы: поставить «Пульчинеллу» Стравинского, спектакли на основе камерной вокальной лирики и оперетт, освоить разные сценические площадки. Судя по упорству и работоспособности коллектива, оригинальных и новаторских постановок будет немало. Хватит на 9 жизней. А пока – ожидание.

Екатерина Орлова
Коллаж Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий