Историческое кино сегодня

0

Фильм, который ждали

Для британской королевской семьи, чья репутация последние два десятилетия неизменно страдала из-за нападок прессы, фильм Тома Хупера «Король говорит!» — просто подарок.

Король Георг VI в исполнении Колина Ферта аристократичен, благороден и великодушен. Собственно говоря, этими качествами принц Чарльз не обладает. Неприятный развод с принцессой Дианой, контакты с Камиллой, множество сплетен и слухов из года в год только усиливали кризис доверия к королевскому дому. Для реабиалитации виндзорской семьи нужен был мощный пиар-проект.

Автор сценария англичанин Дэвид Сайдлер, который родился в год вошествия Георга VI на престол, попал в точку, а Том Хупер не допустил ошибок. Он выбрал на главную роль единственно возможную кандидатуру. Уже много лет Колин Ферт в глазах публики является олицетворением традиционных достоинств настоящего мужчины, англичанина по определению.

Фильм «Король говорит!» – это качественное добротное кино. И не случайно фильм разговорного жанра замедленного по современным меркам действия добился широкой популярности у зрителей, в первую очередь, у англоязычной аудитории. В довершении ко всему заслуженные награды: Золотой глобус, победа в семи номинациях Британской академии и, наконец, четыре Оскара.

Посмотрев картину «Король говорит!», хочется верить, что Георг VI был действительно таким, каким мы его увидели в фильме. И как же повезло Великобритании, что королем не остался старший брат Георга Эдуард VII, который правил всего 10 месяцев, предпочел короне женитьбу на разведенке Уоллис Симпсон и запятнал свое имя сотрудничеством с фашистской Германией.

Хотя существует документальный фильм в защиту несостоявшегося короля. В нем рассказывается романтическая история о необыкновенной любви, которая стоит дороже королевства, о годах изгнаний (известно, что Георг VI запретил брату с женой проживать в Великобритании). Как говорится, сколько людей столько мнений.

Маленькая девочка, которая появляется в фильме и задает умные вопросы, — будущая королева Елизавета II.

 

Современная история

Режиссер Дэвид Финчер крут как никто другой. На его счету культовые фильмы «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб». Дай ему любой сюжет — и он сделает из него конфетку, вернее, супертриллер.

Продюссеры подкинули Финчеру идею снять фильм о самом юном миллиардере Марке Цукерберге. Тема для молодежи модная и актуальная: Интернет, Facebook.

Марк Цукерберг, будучи студентом гарвардского университета, в 18 лет изобрел социальную сеть и уже в 26 лет стал обладателем 4 миллиардов долларов.

Фильм так и вышел под названием «Социальная сеть».

По сборам картина обогнала заведомо коммерчески успешные ленты. Но при вручении наград Оскар-2011 уступила фильму «Король говорит!». У «Социальной сети» при всех достоинствах есть некий моральный изъян.
Разумеется, Марк Цукерберг — кумир миллионов мальчишек, проводящих все время в сетях Интернета. Марк Цукерберг — предмет для подражания. Молодой парень благодаря своему уму, трудолюбию, настойчивости неслыхано разбогател. И вот из фильма мы узнаем о поступках главного героя: он ославил в Интернете любимую девушку, вывел из бизнеса друга и много лет с ним судился, использовал чужие идеи и выдавал за свои.

Нам как бы говорят: хотите много заработать – предавайте друзей, кидайте партнеров, будьте безжалостными при достижении цели. В итоге получился не очень положительный образ героя наших дней.

 

Псевдоисторическое кино

К сожалению, в направлении «экранизация истории» преобладает псевдоисторическое кино. Развлекательность заменяет главное требование к жанру — достоверность. Ради красивого спецэффекта в фильмы вводят не существовавшие никогда события. Мелодраматизм и красивый финал украшают большинство голливудовских «исторических» фильмов. Первостепенная задача очевидна – зрелищность. Зрелищность в ущерб всему, даже здравому смыслу. Когда действие разворачивается стремительно, можно не заметить отсутствие причинно-следственных связей.

Показательных примеров небрежного обращения с историей предостаточно.

Приведу один. В 2006 году вышел фильм Зака Снайдера «300 спартанцев». Фильм, обожаемый тинэйджерами. Сборы в мире — 450 млн. долларов. Но никакого отношения к реальной истории этот фильм не имеет — кроме имен главных героев. И удивляться здесь нечему. Зак Снайдер признался, что сюжет фильма он черпал из комиксов Фрэнка Миллера и историю Древней Греции совсем не знает. Может быть, поэтому персидский царь Ксеркс весь в цепочках и пирсинге, как навороченный панк. Кстати, автор комиксов Фрэнк Миллер тоже о Древней Греции имеет слабое представление, все, что он нарисовал, навеяно аналогичным фильмом 60-х годов. Какая может быть здесь историческая достоверность? Да она никому и не нужна.

Главное в другом. Фильм снят по технологии Digital Re-mastering. 90% снималось с использованием хромокея – зеленого экрана. 10 студий разработали и внедрили 1000 спецэффектов. В мартовском прокате (мертвый сезон) фильм получил очень высокие показатели посещаемости кинозалов. Они, наверное, были бы выше, если бы Ксеркс танцевал и пел рэп.

Перенос комиксов на экран — явление закономерное в наше время. Для придания комиксам более высокого статуса их стали называть графическими новеллами и графическими романами.

Бывает так, что исторический герой невысокого роста, щуплый и лысый человек – ну кому он будет симпатичен? Поэтому играет его голливудский красавец. Этим грешат и европейские режиссеры. В фильме Лилианы Кавани «Франциск» роль святого мученика исполняет Микки Рурк. Это когда он еще был в форме и играл героев-любовников (9 1/2 недель).

 

Лев Толстой на все времена

В 2009 году состоялась премьера фильма производства Великобритании, Германии и России «Последнее воскресенье». Участие России второстепенное: помог с финансами Андрей Кончаловский и музыку написал петербуржец Сергей Евтушенко. А ведь фильм посвящен последнему году жизни Льва Николаевича Толстого. И 2010 год — памятная дата, сто лет со дня смерти великого русского писателя.

Довольно часто западные режиссеры обращаются к русской классике, историческим личностям и событиям, происшедшим в России. Но почти всегда эти фильмы вызывают разочарование. По-видимому, Россия как была экзотикой для Европы, так ею и осталась. В худшем случае перед нами развесистая клюква, в лучшем — присутствие досадных неточностей, которые привычно называют киноляпами.

Картина «Последнее воскресение» не лишена неточностей. Тем не менее фильм снят с уважением к великому старцу и, значит, к нашей истории. Главное в таких случах — первоисточник. Сценарий фильма написан на основе романа «The Last Station» Джея Парини. Роман основан на дневниках самого Толстого, членов его семьи и близких друзей. В качестве консультантов в работе над фильмом принимали участие потомки Льва Толстого. Джей Парини – серьеный ученый, им написаны биографии Фолкнера и Стейнбека, фундаментальные труды по прозе и поэзии Англии.

В фильме показан самый драматический период жизни Льва Николаевича: он — всемирно известный писатель, имеет, казалось бы, все, о чем мечтал всю жизнь, его жена, его дети, его многочисленные последователи рядом с ним, его литературные произведения и философия пользуются огромной популярностью. В то же время вокруг него клубок интриг – Чертков и Софья Андреевна делят наследство – его труды, журналисты со всего мира устраивают в Ясной Поляне осаду – они жаждут сенсаций, скандалов, интимных подробностей, а здоровье Толстого дает сбои и сил остается только на попытку вырваться из порочного круга…

Какое количество зрителей шло на фильм «Адмиралъ» посмотреть историю России? Шли на любовь, на Хабенского, кто-то на батальные сцены. Возможно, этого зрителя фильм и удовлетворил. У каждое времени — свои герои. Были Фрунзе, Чапаев, теперь Колчак. Как еще мы интерпретируем свою историю завтра?

Игорь Сикора 

Об авторе

Автор газеты «Время культуры», руководитель культурно-образовательного центра «Иллюзион»

Оставить комментарий