Искусство на ранчо

0

Десятилетний Артем ходит по телятнику, загребая валенками сено, перемешенное со снегом. Подняв голову вверх, он осматривает ледяные фигуры коров, чуть большие в величину, чем настоящие. Изнутри одиннадцать «голов» подсвечены фонарями. Каждая из них «пасется» в своем загоне. С морд свисают сосульки. Мальчик обращается ко мне: «У них нет ушей и хвостов».

 

Или как их там

Артем пришел посмотреть на архитектурный фестиваль «Города» из деревни «там, за рекой» Тульской области, Заокского района. Живых коров с арендованной москвичами фермы перевели в другое место еще в октябре. Теперь вместо парнокопытных здесь живут столичные архитекторы, давшие своему новому дому название АрхФермы. «Это творческий кластер, в котором можно жить, творить и работать вне города, – рассказывает Ольга Шанина, один из кураторов этого масштабного проекта. – Здесь выходишь – и сразу на землю. Например, осенью мне нравилось ходить к озеру и есть там грейпфруты, смотреть на журавлей, цапель… или как их там… может, гусей, лебедей…» По словам Ольги, эту многофункциональную площадку можно использовать как место для проведения различных фестивалей, не только архитектурных, но и художественных, музыкальных, а также эко-выходных – и даже для посадки огородов.

Идея создания фестиваля «Города» принадлежит архитекторам Ивану Овчинникову и Андрею Асадову. Фестиваль задумывался как мероприятие, в котором каждый архитектор сможет воплотить свои замыслы в реальность. Прежде «Города» путешествовали по различным уголкам России и зарубежья, перед участниками стояла вполне конкретная цель – вписать свои объекты в определенное архитектурное пространство, довольно многообразное. Свое шествие фестиваль-кочевник начал в 2005 году с дома-отдыха московских архитекторов «Суханово». Затем он двинулся в Кириллов. Позже – на Байкал, Алтай, в Ярославль, Крым, Каргополь, Великий Устюг, Рязань и в другие места. Сейчас фестиваль стал оседлым и продолжает собирать архитекторов из различных городов, только уже на постоянной территории – в деревне Нечаевские Выселки Тульской области. В будни, когда гости разъезжаются, на территории АрхФермы остаются организаторы, которые имеют возможность проектировать «на свежем воздухе» и выезжать в столицу, к заказчику, раз в неделю. Еще в июне здесь были старые ветхие здания. По словам Ольги, местные были сильно удивлены тому, что москвичи «заехали на какую-то помойку». К тому же, заокчан не устраивал тот факт, что гости огородили озеро. Хотя Ольга уверяет, что таким образом москвичи старались сохранить его в чистоте, предварительно очистив озеро от накопленного мусора. В борьбе с возмущенным населением архитекторы придумали ход конем – «благотворительные» уроки прикладного творчества с детьми от восьми лет. Ольга подчеркивает педагогический момент своей миссии: «Взрослых не исправить. Мы не можем им навязать бережное отношение к экологии и природе, поставить литературную речь без мата, зато дети, приходящие сюда, уже не хотят говорить плохо, кричать и ругаться». Куратор добавляет, что теперь местные начали им помогать: обрабатывают древесину, работают на кухне.

 

Лед и пламень

Этой зимой праздник получил название «Жар. Города». Прежде «Города» включали в себя фестивали с такими названиями, как, например, «Город на воде», «Город детства», «Шаман-город», «Зеленый город», «Город солнца». Первых участников АрхФерма приняла первого февраля, а уже к закрытию, двенадцатого числа, фестиваль насчитывал около семидесяти приезжих архитекторов. По сравнению с предыдущими мероприятиями это весьма скромные показатели, но, как уверяют организаторы, на настроение и качество проделанных работ – их было двенадцать – это никак не повлияло. Архитекторы использовали лед, снег и огонь. Некоторые команды не отказывали себе и в применении дополнительного материала: древесины, сена, ткани, веревки. Помощь именитых архитекторов и критиков заключалась в прочтении молодым дарованиям курса лекций и проведении мастер-классов по работе с инструментом, обработке древесины, использованию соломы, естественному освещению и прочему. Лекция Евгения Самохина «Древнеиндийские принципы ведической архитектуры (Васту-шастры). Связь физического и ментального здоровья человека с архитектурой» также способствовала вдохновению команд.

Объекты располагались не только во дворе фермы, но и непосредственно в зданиях. Например, 70 метров родильного отделения для коров архитекторы отвели под инсталляцию «Колыбель» – экспозицию крошечных городов из снега. А в телятнике сборная команда студентов из архитектурных вузов Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Москвы и Воронежа сделала упомянутых выше коров и назвала объект «Сеном», хотя внутри фермы за ним укрепилось более меткое название – «Призраки лета».

Приз за самый светлый проект получила команда из Воронежского ГАСУ. Архитектор Николай Белоусов выразил публичное восхищение команде, которая приехала поздним вечером буквально накануне презентации объектов, работала на протяжении ночи, а наутро представила на суд жюри «очень архитектурные и концептуальные формы». «Это взрослая пространственная заявка, – подчеркнул Белоусов, – не говоря уже о совершенно блистательно проделанной работе». Марина Молодых, координатор воронежской группы, приезжает со студентами ВГАСУ на фестиваль уже в четвертый раз: «Члены жюри фестиваля – практикующие архитекторы, имеющие за плечами колоссальный опыт работы. Поэтому особенно интересно было услышать их мнение по поводу проекта, который мы представили на фестивале. К тому же, участники «Городов» – представители разнообразных архитектурных школ России, поэтому очень важным является само общение с ребятами – обмен профессиональным и творческим опытом». Чего же не хватает в столице московским молодым архитекторам? Юлия, студентка МАрхИ, рассказывает, что ее привело в Нечаевские Выселки: «В вузе тебя загоняют в рамки, и ты немножко остываешь к своей профессии. Такие фестивали нужны, чтобы иметь возможность за эти рамки выходить. Допустим, мы знаем, как проектировать, но сами никогда не работали с деревом. Тут есть возможность взять в руки топор».

Архитекторы, привыкшие творить на компьютере, на АрхФерме получают полную свободу действий. Здесь, удивленные странностям природы, они потягивают носом:

– Оль, что это за странный запах?

– А это у нас ветер с юга подул. Силос из ям еще не весь вывезли. К лету все вымоем.

Ксения Гезенцвей
фото Иван Овчинников, Анастасия Денисова

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий