Игра со словом

0

В Воронеже 10 января в Книжном клубе «Петровский» стартовал литературно-драматический проект «текстПортал», художественным руководителем которого стал заслуженный артист России актер Камиль Тукаев. Проект необычен тем, что в его рамках будут проводиться читки пьес и литературных произведений, а также спектакли-читки, которые относятся к актуальному театральному направлению. В этом месяце зрители уже «прослушали» два таких произведения по пьесам Евгения Гришковца «Зима» и «Круженье под вальс к «Вальпургиевой ночи» воронежского автора Марка Берколайко.

IMG_1991

Такой жанр как читка существует уже не одно столетие: драматурги часто читали свои пьесы в литературных гостиных, в кругу друзей или со сцены. Однако в качестве отдельного театрального направления спектакль-читка сформировался в середине ХХ века при лондонском театре RoyalCourt, режиссеры которого решили вдохнуть новую жизнь в достаточно консервативный театр Великобритании.

Позднее спектакли такой формы вошли в репертуары европейских и американских театров. В России же они появились десять лет назад – на таких фестивалях как «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура». Спектакли-читки ставят некоторые столичные театры, например, «Театр. doc», а также и провинциальные – в Перми, в Екатеринбурге, в Нижнем Новгороде. Недавно к этому направлению стали проявлять интерес и в театрах Украины, Белоруссии.

Итак, что же представляет собой спектакль-читка? Когда-то критик Марина Давыдова определила его как «своеобразный театральный жанр, в котором артисты декламируют текст с листа, интонируют и жестикулируют, но полноценных образов не создают. Не играют роли, а делают сценический набросок ролей». Ядром спектакля-читки является авторский текст, а режиссерское видение лишь ненавязчиво обволакивает его.

IMG_2112

«К тексту мы относимся предельно бережно, – замечает Камиль Тукаев. – Сначала текст, а потом наша легкая, не обремененная «театральным механизмом» трактовка. Нам не требуется много костюмов и декораций. У нас есть главное – текст, мы осмысливаем его и транслируем зрителю».

Актеры «текстПортала» принципиально во время игры держат перед собой листы бумаги, читают с них и играют одновременно. Зачитываются даже ремарки.

«Первый и Второй появляются. Они приезжают на лыжах, приползают или опускаются на парашютах – это не имеет значения», – герои произносят со сцены слова создателя пьесы «Зима». Такой прием позволяет услышать именно то, что хотел сказать сам автор текста. Актеры вместе со зрителями, прежде всего, – читатели. Только произведение читается со сцены, и таким образом свежее восприятие от прочитанного тут же передается в зал.

Когда смотришь и слушаешь спектакль-читку, создается впечатление, что ты погружаешься в другую реальность, созданную воображением другого читателя, но, тем не менее, не оторванную от авторского замысла.

Любопытно, что и сами спектакли проекта проходят среди текстов, среди книг – в Книжном клубе «Петровский». Здесь сегодня генерируется масса идей, к которым в процессе их реализации подключаются те или иные творческие люди нашего города. Появление «текстПортала» именно здесь – не случайно. Проект призван, прежде всего, привлечь внимание зрителя к книге, не только заинтересовать его в прочтении того или иного текста, но и обратить внимание на само слово, живое и самодостаточное – якорь, который может помочь остаться самим собой и не быть унесенным в море информационного шума.

Еще недавно на волне entertainment проблемой было то, что книги начали читать в основном для развлечения, а не для получения знаний. Сегодня же, во время бурного развития технологий, появления 3D фильмов, социальных сетей, книгу уже перестают использовать даже для досуга.

IMG_2121

Социологические исследования подтверждают – в нашей стране утрачивается культура чтения. Печально то, что в семьях перестали заниматься «книжным воспитанием» детей – не рассказывают сказки, не читают книги на ночь. Так данные опроса ВЦИОМ за прошлый год показывают, что только 10% родителей читают своим чадам дошкольного возраста книги, а школьникам еще меньше – только 0,2%.

Но это неудивительно, если учитывать то, что сами взрослые стали читать меньше: 35% россиян не берут в руки книгу, а библиотеки, которые раньше служили площадкой для встреч интеллектуалов, посещают всего лишь 9%.

Отсюда возникает вопрос: если в России с каждым годом читают все меньше и меньше, будет ли популярен такой проект как «текстПортал»?

Творческая группа проекта (а замысел Тукаева не был бы воплощен без единомышленников из Книжного клуба «Петровский»), верит в то, что «широкий круг населения умеет глубоко чувствовать, он просто забит этой сегодняшней пластмассовой жизнью. Современный человек будто бы сидит в коробке, а мы просто делаем в ней дырки, чтобы пошел свежий воздух».

«Мы чувствуем то настроение, что витает в обществе и в государстве, – добавляет Камиль Тукаев. – Многие уже ощутили страх от поверхностных знаний, получаемых через интернет, когда можно с легкостью скачать реферат, позаимствовать статью или узнать краткое содержание книги, не раскрывая ее. Приходит понимание того, что мы движемся не туда, мы друг друга не видим и уже перестали жить настоящими чувствами – человек становится рабом современных технологий. У себя в клубе мы хотим создать такую комфортную культурную среду, в которую захотелось бы включиться».

Первоначально в рамках проекта планировалось проводить исключительно спектакли-читки, однако, когда к проекту подключились и другие люди, стали появляться и новые идеи. Например, возникла мысль устраивать чтения, в которых будут участвовать не только профессиональные актеры, а просто читатели – например, папы будут читать любимые книжки своим детям. Возможно, что продолжится традиция семейного театра, модного в дореволюционной России. В разработке находится еще несколько проектов Камиля Тукаева – «Биографика», «Дело…» и другие.

Ясно одно: проект будет развиваться и, скорее всего, будет востребован и в дальнейшем. Хочется отметить, что на воронежских спектаклях-читках, которые прошли в Книжном клубе «Петровский» в январе, зал был максимально полон. Появление «текстПортала», несомненно, знаменует то, что слово сегодня не позабыто и, более того, вопреки всему по-прежнему привлекает и манит.

Ольга Гуцу
Фото Юлии Беляевой

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий