«… И на улице струна в этом городе видна»

0

Заметки эти хотелось бы начать с поздравлений, адресованных всем воронежцам, независимо от степени их любви к классическому музыкальному искусству. Если о родном городе и его людях говорят с уважением и пиететом на всероссийском телевидении и радио – это всегда приятно.

В ноябре Маша Артеева, 11 лет от роду, ученица Татьяны Тимошенко, стала победительницей Международного музыкального конкурса «Щелкунчик», на котором соревнуются юные (до 14 лет) дарования. Если прибавить к этому успех столь же юной Полины Махиной (класс Светланы Ивановой), которая стала дипломантом этого конкурса, то успех воронежской скрипичной школы без всякого преувеличения можно назвать грандиозным. Есть в нашем городе талантливые дети, есть многомудрые и умелые педагоги, есть добрые люди, готовые финансировать эти благородные по глубинной своей сути проекты.

Для поздравлений имеется у нас и еще один повод – роскошная премьера в Театре оперы и балета. Самый прославленный российский танцовщик (если не считать уехавших на Запад Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова) Владимир Васильев осуществил на сцене Оперного театра свою давнюю мечту, связанную с возрождением балетных шедевров из очень известных в свое время опер. Это «Польский акт» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (хореография Ростислава Захарова), «Вальпургиева ночь» из «Фауста» Шарля Гуно (хореография Леонида Лавровского) и легендарный «Половецкий акт», блистательно сочиненный Касьяном Голейзовским (опера А.П. Бородина «Князь Игорь»). Вкупе с вокальными фрагментами из этих спектаклей они были любовно и с большим мастерством перенесены, к полному удовлетворению многочисленной публики, на воронежскую сцену. Наши заслуженные деятели искусств – дирижер Юрий Анисичкин, художник Валерий Кочиашвили, хормейстер Владимир Кушников, солисты оперы и балета, кордебалет и хор, работники всех технических цехов (шутка ли, было пошито четыре сотни прекрасных костюмов) мастерски и с большим вдохновением помогли московскому гостю, отдавшему все свои силы этой плодотворной художественной работе. Результат великолепный – отдана достойная дань великому прошлому нашего национального балета. Теперь все мы с большим нетерпением будем ждать прорыва в сегодняшний и завтрашний день современной хореографии, которая, судя по телевизионному конкурсу «Большой балет», делает немалые успехи…

Пришло время поговорить о начавшемся во второй декаде сентября 87-ом симфоническом сезоне. Открылся он весьма торжественно, поскольку первая программа (дирижировал руководитель академического симфонического оркестра Владимир Вербицкий) была посвящена 200-летию «Великой годины» – победе в Отечественной войне 1812 года. Звучали фрагменты из оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», Увертюра П.И. Чайковского «1812 год», вступление к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Солировал, весьма уверенно и мощно, концертмейстер Российского госоркестра имени Е.Ф. Светланова Сергей Гершенко, исполнивший скрипичный концерт Чайковского. Публика осталась довольна, но наверняка предпочла бы услышать в исполнении солиста другой опус, поскольку замечательное произведение Петра Ильича звучало на открытии предыдущего сезона. Между тем, разнообразие и богатство репертуара – одно из ценнейших качеств работы любого художественного коллектива. Не исключают, что частое повторение одних и тех же произведений, пусть и самых прекрасных, могло вызвать некоторый отток публики. В концертном зале филармонии количество кресел в этом году уменьшилось, но это, к сожалению, не вызвало ажиотажа. Более того, мне показалось, что посетителей симфонических концертов стало меньше, а свободных мест в зале, увы, больше.

Не может не огорчать осознание того, что в почти миллионном городе на концертах серьезной музыки зал всего-то на полтысячи мест не всегда заполнен. Стало быть, всем неравнодушным к проблеме развития личности наших соотечественников нужно крепко задуматься над этим горестным феноменом. Легких решений быть здесь не может, это очевидно. Однако все, что в наших силах, надобно предпринимать…

Вернемся от невеселых раздумий в филармонический зал. Здесь, как всегда, было много интересного, запоминающегося. Прекрасное впечатление произвел молодой пианист из Петербурга – Мирослав Култышев. Первый фортепианный концерт Иоганнеса Брамса (дирижер Владимир Вербицкий) прозвучал в его исполнении по-настоящему масштабно. Удивительно разнообразный, полный мягкого обаяния звук, тонкое ощущение авторского стиля и формы произведения вызвали добрый и благодарный отклик публики.

Столь же успешно прошел моцартовский симфонический вечер (дирижер Игорь Вербицкий), на котором полюбившийся публике в прошлом сезоне Яков Кацнельсон замечательно интерпретировал 24-ый фортепианный концерт композитора, а сам Игорь Вербицкий уверенно провел оптимистически-светлую, радостную и бодрую 38 (Пражскую) симфонию венского гения.

Интересную программу французской музыки предложил Юрий Андросов. Впервые в Воронеже, а может быть, вообще в России была исполнена музыка к балету Эрика Сати «Парад». Произведения этого интересного, но не слишком даровитого авангардиста производят эффект экстравагантности и эпатажа. Это тоже хорошо, поскольку образцово-классическая рапсодия Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и блестящая испанская симфония для скрипки с оркестром Эдуарда Лало (солист – молодой виртуоз Иван Почекин) дали публике замечательное с точки зрения содержания и исполнения представление о разных сторонах французской музыкальной жизни второй половины XIX века.

К этому добавим три превосходные программы Юрия Андросова с Молодежным симфоническим оркестром. В одной из них солировал концертмейстер виолончельной группы Большого театра Петр Кондрашин, впервые в Воронеже исполнивший джазовый концерт Ф.Гульда. Второй концерт Молодежного ознаменовался событием чрезвычайно радостным. Несравненный Граф Муржа, сегодня, безусловно, скрипач топ-уровня, в сопровождении оркестра исполнил 24 шедевра-каприса великого генуэзца Николо Паганини. Предложенную аранжировку интересной не назовешь, но, по крайней мере, публике представился редкий случай услышать все каприсы в одном концерте.

Наконец, в третьем концерте Молодежного оркестра публика познакомилась с феноменальным контрабасистом из Венесуэлы Эдиксоном Руисом, работающим сейчас в Берлинском симфоническом оркестре. Техника и культура звука этого музыканта неподражаемы. Кроме того, предтеча Гайдна и Моцарта композитор Карл Диттерсдорф, концерт которого интерпретировал наш гость, публике практически неизвестен.
Ну и наконец, наиболее яркое, по моему ощущению, событие – это трактовка могучей Симфонии №5 Сергея Прокофьева красноярским дирижером Марком Кадиным. Не просто глубокое прочтение этой великолепной партитуры выдающегося русского композитора, но филигранное мастерство маэстро, его дивная связь с каждым музыкантом оркестра и коллективом в целом, убедительные темпо-ритмические и динамические штрихи в каждом фрагменте симфонии, полная слияние зала и сцены – вот немалые достижения дирижера, горячо принятого музыкантами и публикой.

На этом концерте имел место случай, еще раз счастливо подтвердивший значимость и немалые возможности воронежской музыкальной школы.

Заболел скрипач-солист, который должен был исполнять один из концертов Моцарта. И тогда всех – и публику, и маэстро, и оркестр – выручил наш замечательный артист, заслуженный деятель искусств России, профессор Владимир Ловчиков, исполнивший с огромным чувством и неподражаемым мастерством последнее сочинение Моцарта – концерт для кларнета с оркестром, посвященный его близкому другу, товарищу по масонской ложе Антону Стадлеру. На этой благородной музыкальной истории мы, дорогой читатель, и расстанемся до следующей встречи.

Бронислав Табачников

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий