21 июня состоялось уже традиционное для нашего города событие – международный фестиваль Fete de la Musique в третий раз привез в Воронеж самые интересные музыкальные коллективы современности.
Впервые «Праздник музыки» прошел в 1982 году во Франции и с тех пор ежегодно проводится почти в 100 странах и 350 городах. Воронеж стал первым городом России, присоединившимся к фестивалю.
Продюсер Сергей Медведев, один из организаторов фестиваля, рассказал о принципах отбора участников: «Мы разместили информацию о событии на нашем сайте и нескольких порталах, и нам сразу же стали поступать заявки. В конце апреля мы отобрали 20 лучших команд. В соответствии с концепцией фестиваля мировой музыки, мы старались представить самые разнообразные стили и направления. Особенно сложно было с роком, который исполняли две трети всех кандидатов. Хэдлайнера фестиваля – парижский дуэт «Bumcello» – мы выбрали буквально с первого взгляда. Эта группа излучала настолько мощную энергетику, что я сразу понял: хочу их привезти в Воронеж!»
Чтобы понять, где сегодня находится линия музыкальной передовой, мы провели весь день на двух фестивальных площадках.
16. 30
Первая площадка – открытая сцена перед Домом офицеров. Зрителей удивительно мало для такого крупного события и это либо случайные прохожие, либо сами исполнители и их друзья, либо откровенно маргинальные подростки.
На сцене – известная московская команда «Plastic Sonic», молодой московский инди-коллектив, основанный в 2011 году. Немного джаза, немного брит-попа, немного роковой лирики – эта необычная смесь обычно очень хорошо воспринимается слушателями. По уровню исполнения ребята ничуть не хуже остальных групп, но им не повезло со временем. Большая часть людей пришла уже после работы.
С самого начала было непонятно, на какую аудиторию ориентируются организаторы. Праздник призван быть доступным для каждого человека. Но именно это вызвало наибольшие затруднения у коллективов, которые привыкли выступать перед «своей» аудиторией, а теперь старались завоевать признание очень разношерстной публики, зачастую вообще далекой от музыки такого формата.
Следом за ними на сцену вышли ребята в балахонах – воронежская группа «Zaraza band». Чтобы избежать обвинений в необъективности, я должна сразу объявить, что искренне люблю рэп. И то, что происходило на сцене, рэпом назвать нельзя. Солист Артем Белов, мастерски работавший со своим капюшоном, произносил текст, в котором среди закрученных метафор типа «силуэты с картин Дали» иногда возникал припев «молодость хардкор» и «старая школа» – причем в музыке на это не было ни малейшего намека. Так и не разобравшись, какое отношение они имеют к хардкору и старой школе, и, оставив это на совести исполнителей, я ретировалась на вторую площадку.
18.30
Сцена во дворе гостиницы «Bristol» оказалась куда более выигрышной – красные кирпичные стены образуют уютное закрытое пространство по типу питерских «колодцев». Слушать музыку в такой атмосфере, с хорошей световой аппаратурой, было гораздо приятнее, чем на проходном проспекте Революции. Зрителей здесь было больше, и они шли на фестиваль целенаправленно. До моего прихода здесь уже выступили зажигательная воронежская ска-команда «Barra Brava» и не заявленный в программе фольклорный ансамбль «Радовесь». Про последний нужно сказать особо: это воронежский коллектив, выступающий с 1993 года и главными принципами своей работы называющий сохранение традиций народной музыки безо всякой стилизации. Они украсили и разбавили программу фестиваля, основную часть которой составил рок.
Когда я заглядываю во дворик, на сцене всего два человека – миловидная девушка играет на синтезаторе и поет лиричные песни на английском языке. Ей аккомпанирует парень за ударной установкой. Это группа «Marble boy» из Харькова. При всей кажущейся простоте их музыки и минимуме составляющих (клавишные, ударные и вокал) этого оказывается достаточно для полноценного звучания. Ребята заметно стесняются и признаются, что они первый раз выступают в России. На вопрос, почему поют только на английском языке, отвечают: «Мы выросли на иностранной музыке, поэтому слушать и сочинять на английском для нас более органично». Песни с полудетскими названиями «The beast», «Boy», «Come here» и такими же простыми текстами производят очень выигрышное впечатление на воронежскую публику. После этого приятного сна происходит долгая заминка перед выступлением воронежцев «Mama Cholly» и хэдлайнерами фестиваля – французской командой «Bumchello».
19.00
В это время на проспекте Революции заканчивают свое выступление москвичи «Не кантовать». На сайте «Rocklab.ru» ребята заявили о себе как о гибриде величайших стилей музыки 90х годов. В свои песни они включают ритмы панк-фанк-фьюжна, брит-попа, альтернативного рока, гранжа и трип-хопа. Да и в целом, творчество каждой группы как солянка из огромного количества ингредиентов. Это можно назвать главной отличительной чертой фестиваля, да и современной музыки в целом. Однако, группа «Не кантовать» первой на этой площадке сумела завоевать свою аудиторию. Музыканты смогли предложить ей мощный звук, сочные ударные, электрогитару и юношески-максималистские тексты, например: «Мы выходим из-под контроля, сошли с ума от рок-н-ролла». Кстати, эту несколько заезженную тему так или иначе продолжали все музыканты, выступавшие перед Домом офицеров. Поэтому про себя я окрестила эту площадку «оппозиционной», а ту, что во дворе «Bristol» – «камерной».
Дальше – еще одни исполнители из Харькова: действительно необычная группа «Fadivi music». В ней целых два вокалиста – Ольга Мельник и Никита Винчини, а также гитарист, саксофонист, басист и ударник. Не так давно вся эта компания стала победителем известнейшего украинского фестиваля «Червона Рута» и записала украиноязычный альбом «Live UA». Необыкновенно красивая мова, с добавлением отдельных черт фанка, рока и фолка на открытой площадке в Воронеже звучит действительно экзотически.
Ну и завершает «праздник музыки» у Дома офицеров фронтмен московской группы «TOMMYTOMMY» Андрей Ванин, который приехал без своей команды, но все равно героически согласился выступать один. Под аккомпанемент гитары солист «TOMMYTOMMY» исполняет «московский городской рок», слушатели пытаются подпевать.
20.30
В это время на «камерной» площадке «Bristol» раскачивает публику известный воронежский коллектив «Mama Cholly». Их выступление стало одним из самых ярких событий прошедшего фестиваля. Они, в основном, исполняли каверы на творчество любимых групп и старинные английские народные песни, куда затесался даже гимн движения диггеров. Здесь же – пение а капелла, необычные ударные инструменты, причудливое сопровождение саксофона. Такое в Воронеже можно услышать нечасто, и зрители очень хорошо поддерживали «своих». Под конец выступления солист Дмитрий Зорников объяснил, что «Mama Cholly» – это такая мама, у которой очень много грудей и она готова утолить голод многих людей».
За ними на сцену вышли самые ожидаемые гости фестиваля, французская группа «Bumcello» – даунтемпо-электронный дуэт из Парижа, состоящий из виолончелиста Винсента Сигала и перкуссиониста Сирила Атефа.
Не хочу задеть ничьих музыкальных вкусов, но для меня «Bumchello» стали самым большим музыкальным разочарованием фестиваля. Вообще, стили даунтемпо и лаунж известны как массовая музыка для широкой аудитории. Но если работающие в той же области и недавно посетившие Воронеж «De-Phazz» имеют налет интеллектуальности, то «Bumchello» – это порождение массовой культуры со всеми ее характерными чертами. Хотя, как справедливо отметили организаторы, музыканты и правда имеют удивительную энергетику и могут удерживать внимание публики, которая приняла их восторженно.
Но в целом, несмотря на проблемы коммуникации с администрацией города и отсутствие двух заявленных групп из Москвы («Why Mandarin» и «The Melodies»), фестиваль музыки действительно удался. Он действительно стал крупным событием музыкальной жизни Воронежа и, как мифическая «Mama Cholly», смог утолить потребность воронежцев в хорошей и разнообразной музыке.
Виктория Лушина
Фото Ольга Табацкая
2 комментария
Зато аффтор однозначно имеет тот самый вожделенный налет интеллектуальности, после «очень выигрышного впечатлениея» и «даунтемпо-электронного дуэта» мы все стали более лучше одеваться.
Благодарим за комментарий. Мы посчитали, что «очень выигрышное впечатление» — пусть не самая изящная, но, в то же время, и не настолько чудовищная конструкция, как та, которая родилась благодаря небезызвестной Светлане. А насчёт именования музыкальных стилей… ну, актуальных и отвечающих требованиям современности правил на эту тему по большому счёту и нет. Едва не любое сочетание слов в этом деле по умолчанию может стать неологизмом. Так что оставили, как оно было у автора.