Это – «Атамань»!

0

В одном из проектов Петровской набережной в Воронеже фигурирует деревня мастеровых петровских времен. По замыслу автора, это поселение должно быть воссоздано на острове близ набережной, там предполагается построить домики кузнецов, плотников, кровельщиков, лудильщиков и так далее, а актеры в соответствующих той эпохе рабочих костюмах станут изображать перед туристами тех самых мастеровых. Если эту идею в Воронеже все-таки станут воплощать в жизнь, то стоит внимательно изучить опыт создателей этнической станицы «Атамань» в Краснодарском крае. Во всяком случае, после посещения этнической станицы мы в этом уверены.

Этнические деревни уже давно завоевали популярность среди туристов. Практически во всех странах с развитой индустрией туризма существуют десятки подобных поселений, знакомящих с многовековой историей, культурой и бытом коренного народа. На Кубани же есть этнографический комплекс «Атамань» – крупнейший и единственный в своем роде в России музей под открытым небом. Знаменитые исторические поселения Гермонасса, Тмутаракань, расположенные близ станицы Тамань, входят в список мирового наследия ЮНЕСКО. Место строительства «Атамани» на Тамани, в районе Лысой горы, тоже выбрано не случайно: именно здесь в сентябре 1792 года высадилась первая группа запорожских казаков-переселенцев, был построен первый православный храм, и началась история Кубани. Создан этнографический комплекс на основании постановления главы администрации Краснодарского края в августе 2009 года. Инфраструктура этнографического комплекса «Атамань» являет собой единую систему – комплекс историко-этнографических, археологических и природных достопримечательностей.

И как когда-то казаки строили всем миром хаты, так и здесь было принято решение: сообща, всем краем, возвести этническую станицу. Три месяца, не покладая рук, всем краем возрождали не только уклад жизни кубанского казачества XIX-XX веков, но и фактически жизнь всех деревень юга России – сначала землянки, затем хаты мазанки, а вокруг уже хозяйственные постройки. Такие подворья просуществовали до 60-х годов ХХ века.

Каждый объект «Атамани» – это реконструкция, полностью воспроизводящая двор казака: курень, погреб, амбар, конюшня, баз для скотины, сельскохозяйственный инвентарь под навесом. Особенность в том, что вы можете перенестись на столетия назад и почувствовать на себе подлинную обстановку казачьего быта, приняв участие в хлопотах по хозяйству: подержаться за чапиги плуга, покосить траву, помолотить цепами.
Здесь нет музейных экспонатов, где ничего нельзя трогать руками, это настоящая казачья станица, побывав в которой можно полностью окунуться в быт казаков, а также узнать об истории этой земли. «Атамань» переносит своих гостей на сотни лет в прошлое и позволяет почувствовать дух казачества и бескрайней свободы.

«Атамань» широко раскинулась на берегу залива. Как и положено, на самом высоком месте – часовня, при въезде майдан. Четыре улицы сбегают к морю. Каждое подворье неповторимо, оно несет свою смысловую нагрузку, представляет отдельную должность, специальность или промысел. На территории в 68 гектаров расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы, пасека, харчевня, коновязь, церковь, трактир, школа с непременными атрибутами и персонажами. Здесь выстроены хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, дома станичного правления и войскового атамана, казака, оружейника, ткача, писаря и так далее. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами, их рассказывают приветливые смотрительницы, которые есть при каждом объекте «Атамани». Все старинные предметы быта, которые мы видели – как в хатах, так и на подворьях – оказывается, собирались по всему краю. Это – посуда, кружева, вышивка, фотографии, образа, сундуки, люльки, инструменты, брички, рыбачьи лодки, сети и многое другое. В правых углах каждой хаты лежат цветы вместе с медными и серебряными монетами. На счастье. Свежий и чистый воздух, щебетание птиц, шум моря, уютные курени с домоткаными ковриками на полу и старинными прялками в углу – такова «Атамань», которая предстала перед нашими глазами.

Да, мы попали в старинный, но такой настоящий, такой живой мир, где на грядках растет капуста и картошка, а из печи достают свежеиспеченный хлеб. На подворье пекаря мы смотрели, как делятся секретами изготовления изделий из соломки (куклы, обереги, лошадки, и даже шляпки). В «Грамотейне», присев за старую парту, попробовали написать несколько строчек гусиным пером, а потом мелком на маленькой дощечке, как это делали когда-то казачата.

Кстати, в иные дни здесь можно увидеть казачью свадьбу, погуторить по – казачьи и послушать казачьи байки, увидеть джигитовку и конные состязания – обязательный ритуал для казака. А верховой езде в этой станице могут поучить любого – причем, под присмотром самого атамана.

Когда мы проголодались и начали с беспокойством выяснять – можно ли здесь где-нибудь утихомирить разыгравшиеся аппетиты, то выяснилось, что наши опасения напрасны – харчевни «Успеночка» , «Хата винодела» , «Рыбацкий стан» , трактиры «Цибулька» , «Чайная» , «Кочетовы сласти» и «Вареничная» разбросаны по всей станице. Там кормят очень вкусно и при этом весьма дешево – что, честно сказать, оказалось непривычным – после наших-то кофеен и ресторанов.

Но это еще не все. Оказывается, в «Атамани» постоянно проводятся фестивали фольклорной музыки и тематические выставки, тут можно обучиться разнообразным ремеслам и народным танцам, принять участие в игровых программах, шуточных конкурсах и веселых забавах. А после – искупаться в теплом Азовском море, попробовать чудесного местного вина (что мы не преминули сделать).

Мы бродили по «Атамани» практически весь день, рассказывать о впечатлениях тоже можно несколько часов. Мы этого делать не станем, пусть вместо нас говорят фотографии.

Олег Котин
Фото Ирины Котиной

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий